Warner Bros., Винс Гиллиган supremacy и фильмы о любви: Итоги 2025 года по версии кинокритиков
Под конец года принято подводить итоги. В кинокритическом сообществе уже выбрали лучшие фильмы и сериалы 2025-го, поделились любимыми картинами для пересмотра в зимние праздники и рассказали об ожиданиях на будущий год. Решили действовать глобальнее: попросили 10 кинокритиков описать, чем же им запомнился 2025-й. Спойлер: оказывается, год вышел на редкость разнообразным и каждый нашел в нём что-то своё.
Warner Bros. vs Netflix
Татьяна Шорохова, тг-канал «Кимкибабадук»
2025-й как будто вытащил киноиндустрию из ковидной пропасти: народ повалил на сиквелы популярных фильмов, лепил мемы и предвкушал будущие релизы. С другой стороны, возможно мне это только кажется, и на самом деле индустрия находится в совсем другом состоянии. В этом году ещё одна студия-мейджор была вынуждена осуществить слияние с более успешной компанией, и для меня это главное событие года. Warner Bros., одна из старейших голливудских студий, согласилась на предложение стриминг-платформы Netflix. Теперь фильмы Warner пополнят библиотеку Netflix (от «Бэтмена» до «Гарри Поттера»), а после широкого проката, будут доступны всем подписчикам. По крайней мере, так кажется. Чем в итоге обернётся слияние, узнаем позже, а заодно посмотрим, какую политику будет проводить Тед Сарандос в отношении проектов Warner. Хочется надеяться, что он сможет удержать режиссёров, для который кинотеатральный прокат является главным для фильмов.
NurPhoto/Contributor/Getty Images
(Очередной) триумф азиатской анимации
Алексей Филиппов, тг-канал «Тинтина вечно заносит в склепы»
С прошлой зимы, кажется, слегка забылось, как наводил ужас на конкурентов феномен «Нэчжи 2»: два миллиарда долларов в мировом прокате — абсолютный рекорд для анимации (пускай скептики уверены, что большую часть кассы сделали китайцы, живущие за пределами родины). Под занавес 2025-го напомнили о себе японцы: «Истребитель демонов: Бесконечная крепость» хоть и не собрал миллиард — с отрывом самое кассовое аниме в истории и второй 2D-мультфильм после «Короля льва» (его, правда, перевыпускали в прокате, но нужно держать в уме и инфляцию). Вдобавок аниме-рынок продолжает расти, заработав в прошлом году рекордные $25 миллиардов (посмотрим, сколько будет в этом). Наконец, главный полнометражный вирусняк Netflix, «Кей-поп — охотницы на демонов», пускай и сделан американской Sony Pictures Animations, вырос из переживаний художницы корейского происхождения и мирового бума Халлю. Хочется верить, что аутентичный хитяо, выпущенный на родине, будет ещё круче.
Кадр из фильма «Нэчжа побеждает Царя драконов»
реж. Ян Юй, 2025
Вирусный маркетинг и фанатские теории
Карина Назарова, тг-канал «Психо и Я»
Лично я запомню 2025 год по новым сезонам «Разделения» и «Очень странных дел», выход которых подогревался с 2022-го. Оба сериала, по сути, действуют по одинаковой стратегии: чем больше загадок — тем лучше они вирусятся. И я, среди многих, пала жертвой этой манипуляции. По работе и из личной заинтересованности я весь год шерстила Reddit, лично придумывала фанатские теории, проводила раскопки пасхалок. Короче, в зеркале я теперь вижу не себя, а мемного Чарли из «В Филадельфии всегда солнечно».
Но одно дело, когда ты сам выбираешь такой извращенный тип вовлечённости, другое — когда поп-культурный объект не оставляет альтернативы. Apple по минимуму напускает туману (хотя их сериалы тоже требуют фанатичного разбора) и всё делает со вкусом. Перед премьерой сезона «Разделения» пиарщики установили на Центральном вокзале Нью-Йорка стеклянные короба с актёрами в образах сотрудников Lumon внутри. Так же стильно команда платформы подошла к пиару «Одной из многих» — ещё одного сверхсекретного шоу года. Хотя его промо уже попало в мини-скандал. Говорят, одну женщину с шизофренией, по имени Кэрол, госпитализировали, когда она увидела на экране умного холодильника рекламу сериала: «Нам жаль, что мы тебя расстроили, Кэрол».
Кадр из сериала «Разделение»
реж. Бен Стиллер, Аойф Макардл, Ута Бризвитц, 2022
Netflix вместо секретности и лаконичности выбирает шум и играет с обсессией зрителя. Всё продвижение «Очень странных дел» выстроено вокруг данного братьями Даффер обещания жестоко разделаться с одним из любимчиков фанатов (понятно, что речь о всеми обожаемом Стиве в исполнении Джо Кири). И каждое интервью творческой группы не обходится без спекуляций на эту тему. Фразы вырываются из контекста, вирусятся по разным видео, по цепочке закрепляя одержимость прожженных поклонников, а заодно подключая новых зрителей в этот нехилый замес. Схема рабочая, но, чёрт, без стеснений истончает свободу воли — я таковой за собой уже не замечаю. Как раз иду смотреть, что там братья Даффер наговорили на шоу у Джимми Фэллона и зачем уронили Funko Pop фигурку Стива со стола — этот жест точно как-то связан с финалом.
Капитализм опять победил
Тамара Ходова, тг-канал «Oh, boy»
Главным поставщиком абсурда по традиции стал «Золотой глобус», где «распущенная» Голливудская ассоциация иностранной прессы (HFPA) восстала из пепла, чтобы судиться с новыми владельцами, которые, в свою очередь, превратили премию в машину по продаже номинаций и билетов за десятки тысяч долларов. Но главным сериалом года стала, безусловно, битва за Warner Bros. — драма уровня «Наследников» с отчаянными СМС, закулисными сделками и политическими интригами, закончившаяся поглощением 100-летней студии технологическим гигантом Netflix. Добавьте к этому голливудский десант во главе с Кирстен Данст, рассуждающий о феминизме в Саудовской Аравии, и дерзкое «ограбление» студии Neon, у которой Warner Bros. переманили всю верхушку, — и вы получите идеальный портрет индустрии, где важнее всего не искусство, а, конечно же, деньги.
SOPA Images/Contributor/Getty Images
Дифференциация, безальтернативность и свет в конце тоннеля
Тимур Алиев, тг-канал «Комендант кинокрепости»
Для меня главное слово киноитогов 2025 года — дифференциация. Штатная киножурналистика уходит в прошлое. На Западе Chicago Tribune, Rolling Stone, Washington Post, Vanity Fair и другие уважаемые издания сокращают кинокритиков. В России коллеги теряют стабильную работу, которая кормила их годами. Большие студии терпят крах (у нас «Ленфильм», у них Warner Bros.), тогда как некогда маленькие продакшены либо расправляют крылья, либо набираются сил (у них A24 и Neon, у нас «Кантора» и Kisa Films).
Авторское кино в России в бедственном положении — молодым творцам всегда чего-то недостаёт. Если есть идея, то нет денег. Если есть деньги, то появляется диктат продюсера. Если есть и деньги, и хороший продюсер, появляется Левиафан Минкульта: тут замажь, там отрежь, тогда дадим прокатное удостоверение. Свет в конце туннеля 2025 года — «Сводишь с ума» Дарьи Лебедевой, приятное во всех отношения кино, в том числе и в финансовом, назло аналитикам отечественного кинопроката.
Кадр из фильма «Сводишь с ума»
реж. Дарья Лебедева, 2025
Русскоязычное кино по-прежнему звучит на международных фестивалях, но чаще на других языках, а значит без возможности обратиться к родной, российской аудитории. Что остаётся нам изнутри? Смотреть новые русские сказки, одна позорнее другой, и раздавать партнёрам соответствующие традиционным ценностям «Бриллиантовые бабочки». Ну и фиксировать нынешний кинопроцесс во всём многообразии. «А что нам надо? Да просто свет в оконце».
Тренд на видеоигры
Валерия Куприна, тг-канал «Лера пишет о кино»
На фоне скудных трансформаций кино в последние годы яркой тенденцией 2025-го стало сближение двух индустрий — кинематографа и видеоигр. Речь не столько про экранизации (хотя «Minecraft в кино» стал очевидным криндж-культурным феноменом года) или привлечение известных актёров для базирующихся на технологии захвата движения RPG (вторая Death Stranding по звёздности каста даст фору любому блокбастеру). Скорее 2025-й окончательно наметил сдвиг в этих созависимых отношениях: если раньше игровая индустрия равнялась на кино, то сегодня они поменялись местами.
Представленный в Каннах (первая инди-игра на кинофестивале!) «Выход 8» показал, каким может получится кино, не отказывающееся от механик игрового первоисточника, а напротив, интегрирующее их в фильмическое пространство. Зритель оказался зажат как бы между двумя модусами восприятия: наблюдателя (свойственного кино) и непосредственно участника (что уже отсылает к играм). Получилось необычно и увлекательно (что подтверждают кассовые сборы в том числе и в России). Вероятно, именно отход от извечно педалируемой кинематографом идентификации в сторону фиктивной интерактивности станет важным трендом в последующие годы.
Кадр из фильма «Выход 8»
реж. Гэнки Кавамура, 2025
Точечное заимствование гейм-механик (исключая из уравнения прямые адаптации, вроде «Одни из нас») можно заметить и в «Под огнём», и в «28 лет спустя», и в претендующих на «Оскар» «Грешниках». Использование звуковых, а не визуальных флэшбеков, разделение эпизодов на кат-сцены и непосредственно действие с помощью изменения соотношения сторон экрана, отказ от POV в пользу follow-shots и так далее. Интересно, куда это приведёт, и будем ли мы когда-нибудь сидеть с джойстиками в кинотеатрах.
Один из немногих
Ефим Гугнин, тг-канал «Ефим Гугнит»
Для кино 2025-й — впрочем, как и прошлый — был не особо радостным. Студии продолжают собираться в монструозные монополии, индустрия медленно умирает, продюсеры спят и мечтают как побыстрее бы всех заменить на ИИ. На этом невесёлом фоне главным событием года кажется успех сериала Винса Гиллигана «Одна из многих»: научной фантастики, которая будто намеренно идёт против всех трендов. Она неторопливая, не спешит всё чересчур объяснять, доверяет зрителю и его терпению. Героиня сериала — жалкий, маленький, «неоптимизированный» человек, чьи импульсы никогда не поймут люди, заменившие сердце алгоритмами. То, что именно «Одна из многих» стала самым популярным проектом Apple TV+, говорит как минимум о том, что зрители всё ещё ценят человечность в том, что смотрят. Креативных людей пока ещё не заменить на нейрослоп — как бы того не хотели люди с деньгами.
Кадр из сериала «Одна из многих»
реж. Гордон Смит, Винс Гиллиган, Адам Бернштейн, 2025
Безумие — новая нормальность
Кирилл Артамонов, тг-канал «Усы Никандера»
Для меня 2025 год в первую очередь запомнился благодаря откровенно безумным проектам в кино на ТВ. Второй сезон «Репетиции», старт «Мебельной компании» и фестивальный успех «Привычки нюхать пальцы» — ещё несколько лет назад представить столько радикальных фильмов и сериалов было сложно. Однако сегодня это уже не случайность, а симптоматика. Мир давно сошел с ума. Образ безумной реальности отражается в самой реальности. Нужно лишь её фиксировать. А на выходе будут получаться несомненные хиты — локальные, как в случае с «Привычкой», или мировые, как с «Репетицией».
Кадр из сериала «Репетиция»
реж. Нэйтан Филдер, 2022
Успех, провал и снова успех
Алексей Хромов, тг-канал «Кинокротик»
Большие события года начались с триумфа «Аноры» на «Оскаре» — давно главный победитель не вызывал столько споров. Но радостно видеть, что награда досталась нетоповому режиссёру и молодой команде: есть ощущение, что это хороший толчок к развитию живого и непафосного кино. Главная радость года — возвращение Пола Томаса Андерсона с по-настоящему «большим» фильмом. Приятно видеть, что режиссёр не изменяет себе и всё ещё рассказывает личные истории людей, но способен сделать это зрелищно и с изрядной долей юмора.
Кадр из фильма «Анора»
реж. Шон Бэйкер, 2024
Любопытно наблюдать, как один за другим проваливаются спортивные байопики, которые заранее расхваливали за актёрскую игру: ни «Крушитель» с Дуэйном Джонсоном, ни «Кристи» с Сидни Суини совершенно не заинтересовали зрителей — возможно, это знак, что с такими фильмами нужно что-то делать, они слишком однообразные. Российское кино отметилось двумя диаметрально противоположными, но одинаково интересными биографиями классиков: год начался с яркого и громкого «Пророка», а закончился тихим медитативным «Лермонтовым».
А если говорить о кино, которое просто попало в «самую душу», то это «Жизнь Чака»: хоррормейкер Майк Флэнаган экранизировал Стивена Кинга. Но получились не ужасы, а вдохновляющая история, которая призывает заглянуть внутрь себя. Кажется, это ровно то, что нам нужно сейчас.
Надо смотреть фильмы о любви
Владимир Ростовский, тг-канал «Руки Брессона»
Уходящий киногод запомнится крушением ожиданий от проектов видных голливудских кинематографистов, рекордными кассовыми успехами отечественного кино, многочисленными переносами и отменами российских премьер международных картин и невероятно сложным выбором праздничных сеансов (зрителям приходилось разрываться между киносказкой и сказкой в кино). Но, пожалуй, самым необычным, воодушевляющим и по-хорошему странным событием лично для меня стал небывалый ажиотаж вокруг показа поколенческого эпоса Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно» в рамках 47-го Московского Международного кинофестиваля. Сложно представить, что 5,5-часовой мэшап из любимых Михайловым идей, смыслов и оттенков коричневого, упакованный в столь любимый российскими стриминговыми сервисами бандитский нарратив, вызовет сколько-нибудь живой отклик у уставшей от 90-х публики. Но нужда смотреть фильмы о любви внезапно оказалась сильнее любых установок, и билеты на единственный сеанс разобрали так быстро, что организаторам пришлось спешно устраивать ещё один. Каким-то образом даже в 2025-м победу опять одержало кино.
Кадр из фильма «Путешествие на солнце и обратно»
реж. Роман Михайлов, 2025