«Крушащая машина» с Дуэйном Джонсоном и Эмили Блант: Скалы тоже плачут
На Amazon Prime Video и Apple TV+ вышел спортивный байопик «Крушащая машина» Бенни Сэфди. Профессиональный рестлер и звезда комедий Дуэйн Джонсон может побороться за «Оскар» за роль борца UFC Марка Керра. Рассказываем, заслуженно ли американская пресса восхваляет прорыв Джонсона и смог ли Бенни Сэфди изменить представление о жанре.
Братья Сэфди обрели любовь синефилов благодаря уникальному авторскому видению — ручной камере, мрачному реализму, сокрушительному ритму и героям, которых они находили на американских улочках среди наркоманов и маргиналов. Впервые Бенни отделяется от брата, чтобы создать собственную историю — самую голливудскую в его карьере.
Режиссер обращается к жизни Марка Керра — одного из главных лиц смешанных единоборств во время их зарождения. В конце 90-х этот спорт только находил своих постоянных зрителей, и, в отличие от сегодняшнего дня, когда за покупку прав на трансляцию боев за миллиарды долларов дерутся большие каналы и стриминги, спортсменам приходилось мотаться по свету и постоянно выходить на ринг, чтобы прокормить семью. Тогда Керр ездил выступать на престижный чемпионат Японии, тренировался вместе с лучшим другом Марком Коулменом и всё сильнее погружался в зависимость от обезболивающих.
Сэфди не берется пересказывать реальные события на свой лад, а обращается к блестящей документальной работе Джона Хайамса с тем же названием. Фильм 2002 года был огромной удачей режиссера, взявшегося следить за успешным бойцом, а в итоге заставшего самый важный отрезок его жизни. За пару лет съемок Керр пережил передозировку опиоидами и тяжелую реабилитацию. Конфликту истории добавляла дружба с Коулменом, который мог стать его соперником в финале чемпионата за сумму денег, способную перевернуть жизнь. Стремление к победе сталкивается с истощением организма, и герой встает перед важнейшим выбором: карьерный успех или избавление от наркотиков, ведь побеждать без них он больше не в состоянии. В финальном решении Марк, наконец, обретает себя, а Сэфди — свой сюжет. Сюжет настолько уже драматически сильный и выверенный, что режиссер не решается добавить в него ничего нового.
После премьеры на Венецианском кинофестивале Дуэйн Джонсон не смог сдержать слез. Неудивительно, ведь карьера актера кардинально изменится после выхода за рамки образа комедийного экшен-героя
Кадр из фильма «Крушащая машина», реж. Бенни Сэфди, 2025
Бенни активно цитирует первоисточник: лучшие диалоги, например, со случайной женщиной, интересующейся, правда ли все борцы ненавидят друг друга, взяты из документальной картины и воспроизводятся слово в слово. При этом драматически сильнейшие части Сэфди отбрасывает. Так, Коулмен (в неожиданно отличном исполнении бойца смешанных боевых искусств без актерского опыта Райана Бэйдера) больше похож на спутник орбиты Керра, его личную жизнь мы видим лишь на долю секунды. Реальный контраст между борцами в том, что для Коулмена главная мотивация выходить на ринг, несмотря на чуть более старший возраст относительно соперников, — это желание быть идеальным отцом и мужем, что вступает в контраст с зависимостью Керра.
Снижается и роль девушки главного героя Доун (Эмили Блант). Сэфди пытается создать ощущение постоянной битвы Керра на ринге и дома, где пара чуть ли не ежедневно конфликтует из-за каждой мелочи. Эти сцены повторяются несколько раз и напоминают отрывки из дешевого реалити-шоу. В реальности также страдающая наркотической и алкогольной зависимостью Доун сама признается, что не может выполнить обещание, данное возлюбленному: перестать употреблять, чтобы поддержать его в восстановлении после передозировки. В картине же зависимости Доун проговариваются как-то невзначай, а всё остальное время она рядом со своим мужчиной, прилетает на все его выступления и заботится, пока тот вечно упрекает ее и выламывает двери. Баланс этих двух противоречивых, но на деле подходящих друг другу людей в игровой адаптации сильно нарушен.
«Крушащая машина» — единственный фильм с Эмили Блант в этом году. В следующий раз мы увидим ее весной в долгожданном продолжении «Дьявол носит Prada»
Кадр из фильма «Крушащая машина», реж. Бенни Сэфди, 2025
При этом симпатия Сэфди в фильме определенно на стороне Керра. Таких мужчин принято называть «плюшевыми мишками»: за его огромной накачанной фигурой скрывается человек с добрым характером и мягким голосом. Неузнаваемый под качественным гримом и накладками Дуэйн Джонсон, которого тоже можно отнести к этому типажу, представляется идеальным актером для роли.
Сэфди ловит каждое движение главного героя привычной ручной камерой, но отказывается от присущих жанру крупных планов. Немного абстрагируя нас от происходящего, он предпочитает посадить зрителя в первом ряду, предоставляя отличный обзор и ощущение подглядывания через канаты ринга. Визуально это напоминает работы братьев и одновременно отличается от них: Бенни гораздо больше отдает предпочтение статике, спокойнее выхватывая детали.
Несколько раз автор специально замедляется, чтобы понаблюдать за плачущим героем. Сэфди пытается по-новому взглянуть на жанр спортивных драм, показав мужскую уязвимость в современных реалиях. «Крушащая машина» — это не нежный и травмированный Керр, а система развлечений, обращающаяся с большими сильными мужчинами, словно с игрушками. В отличие от других байопиков, главный герой не ставит всё на кон ради победы, а переосмысливает ее значимость и, наоборот, обретает всё то, что раньше она у него отнимала. Такой сюжет от обратного наверняка делает фильм одним из фаворитов оскаровской гонки, но это успех исключительно в сравнении с другими работами жанра и фильмографией Джонсона. В отрыве от них картина слишком проста и эмоционально опосредованна, чтобы сокрушить зрителя.
Вердикт
Бенни Сэфди впервые снимает кино без своего брата, доказывая, что его проекты могут быть интересны и широкой публике. С помощью истории о борце UFC Марке Керре режиссер переосмысляет мужскую чувствительность в спортивном байопике. Получается неуверенно, ведь он так сфокусирован на своей главной звезде Дуэйне Джонсоне, что забывает построить понятную динамику с другими персонажами.