«Головоломка 2» против «Мадам Паутины». Главные кассовые успехи и провалы 2024 года
В мире блокбастеров 2024-й стал годом сиквелов, триквелов и продолжений проверенных временем франшиз. Однако далеко не все фильмы, на которые делали серьезные ставки голливудские студии, смогли выстрелить. Объясняем успех «Головоломки 2» и провал «Мадам Паутины».
2024 год — идеальное отражение эпохи постмодернизма. До начала декабря первая десятка самых кассовых фильмов состояла из сиквелов долгоиграющих франшиз Disney, Warner Bros. и Universal Pictures. В итоговый топ смог ворваться вышедший в самом конце года мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада».
Для большинства зрителей такая ситуация не является сюрпризом: с начала нулевых серии фильмов («Гарри Поттер», «Сумерки», «Властелин колец», «Звездные войны») укрепляли свои позиции на верхушке мирового бокс-офиса. Однако лишь в этом году франшизы полностью затмили собой оригинальный продукт. Самым прибыльным оригинальным фильмом 2024-го стал мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (683 миллиона долларов). Причем фильм Джона М. Чу отлично себя чувствует и в онлайн-кинотеатрах. Но и его назвать оригинальным можно с натяжкой, ведь изначально появился бродвейский мюзикл. Самый дорогой блокбастер А24 «Падение империи» (126 млн) стоит на 33-м, рядом с ним, на 32-м месте, самый обсуждаемый хоррор года «Собиратель душ» (126 млн) студии Neon.
Причины происходящего кроются не только в большом зрительском спросе на франшизы, но и в последствиях коронавируса — мировая пандемия буквально перекрыла студиям кислород, сделав производство кино рискованным и не особо прибыльным делом. Продвижение франшиз помогает продюсерам оставаться в зоне безопасности, с гарантией на покрытие бюджета и рекламы — впрочем, текущая ситуация с супергеройскими блокбастерами явно демонстрирует, что выбранная стратегия не всегда оправдывает ожидания. Общие сборы 2024 года — 7,5 млрд долларов против 8,5 млрд в 2024 году и 10,2 млрд в 2022-м — также говорят о том, что на сиквелах далеко не уедешь. Но сможет ли по-настоящему самобытное кино заполнить кинотеатры? Успех «Барби» и «Оппенгеймера» в 2023-м доказывает, что такая ситуация возможна. Однако для продвижения проектов студиям нужна громоздкая промокампания, требующая больших денег и грамотно прописанной стратегии. «Мстители», «Головоломка», «Дэдпул» — проверенные временем бренды, которым помогают соцсети и узнавание публики. Пока зрители выбирают смотреть бренды, студии предпочитают оставаться вне зоны риска и потенциальных финансовых потерь.
Самые кассовые фильмы 2024 года
1-е место: «Головоломка 2» — 1,698 млрд долларов
Сиквел психотерапевтической анимации Pixar о жизни в согласии со своими чувствами и эмоциями — официально самое прибыльное кино ушедшего года (примечательно, первая «Головоломка» тоже была в топ-10). Только за первый уик-энд кассовые сборы «Головоломки 2» составили 295 млн долларов (154 млн в домашнем прокате). При этом официальный производственный бюджет мультфильма варьируется от 175 до 200 млн, не считая рекламы. В итоге сборы окупили съемки сиквела в восемь раз.
2-е место: «Дэдпул и Росомаха» — 1,338 млрд долларов
На фоне общего снижения интереса к кинокомиксам конвейерное производство марвеловских блокбастеров было временно приостановлено. Единственным супергеройским проектом студии в этом году стала комедия «Дэдпул и Росомаха», в которой Marvel впервые объединила персонажей из киновселенных Marvel и «Людей Икс». Болтливый наемник Райана Рейнольдса — один из главных любимчиков зрительской аудитории, о чем говорят фантастические сборы первого и второго «Дэдпула». Триквел, вопреки ожиданиям, был выпущен с рейтингом R, что естественным образом подогрело фанатские ожидания. Несмотря на то что качество фильма оставляет желать лучшего, большое количество звездных камео существенно подняло на него спрос. «Дэдпул и Росомаха» стал вторым кассовым фильмом 2024 года, собрав в мировом прокате более 1,3 млрд долларов при бюджете в 200 млн.
3-е место: «Гадкий я 4» — 969 млн долларов
При, мягко говоря, не самых положительных отзывах прессы «Гадкий я 4» успешно вошел в тройку самых прибыльных проектов уходящего года. Секрет успеха прост: миньоны. Вся промокампания «Гадкого я» держится на маленьких желтых человечках, которые наряду с марвеловскими супергероями прочно попали в канон современной поп-культуры. Примечательно, что четвертая часть «Гадкого я» оказалась успешнее «Миньонов: Грювитация» (938 млн), но успеха триквела 2017 года переплюнуть не смогла. Несмотря на достаточно спокойное время проката — январь 2024 года — «Гадкий я 4» не добрался до заветного миллиарда, сборы мультфильма составили 968 млн (при бюджете в 100 млн).
4-е место: «Моана 2» — 963 млн долларов
Снова семейное анимационное кино, снова продолжение успешной франшизы. «Моана 2» уступила «Гадкому я 4» всего на 5 млн долларов. Изначально проект разрабатывался как сериал для Disney+, но в итоге трансформировался в полнометражный фильм. Вторая часть «Моаны» собрала на 300 с лишним миллионов больше оригинала, хотя критика у картины заметно хуже, чем у первого мультфильма. На руку фильму, конечно, сыграло появление уже знакомых и полюбившихся героев. Бюджет «Моаны 2» составлял 150 млн долларов. А уже в 2025-м на экраны выйдет игровой ремейк оригинального мультфильма.
5-е место: «Дюна. Часть вторая» — 714 млн долларов
Вышедшая в начале марта «Дюна: Часть вторая» долгое время возглавляла список лидеров мирового проката, однако «Головоломка 2» и третий «Дэдпул» летом изменили расстановку сил в бокс-офисе. К концу 2024 года арт-блокбастер Дени Вильнёва и вовсе оказался в хвосте пятерки. Тем не менее для Warner Bros. сиквел «Дюны» — скорее финансовый успех, чем проигрыш. При бюджете в 190 млн долларов фильму удалось достичь отметки в 700 млн, что на 300 млн больше, чем было у первой части. Правда, первая картина выходила в постпандемийный год, что сильно ударило по сборам. Остается лишь надеяться, что третья «Дюна», релиз которой намечен на конец 2026 года, сможет утроить эти показатели.
Провалившиеся в прокате фильмы 2024 года
Топ самых провальных фильмов 2024 года красноречиво доказывает, что узнаваемые медиафраншизы далеко не всегда становятся гарантией успеха, как бы на это ни надеялись продюсеры. Уходящий год стал непростым для целого ряда амбициозных блокбастеров, которые сложно назвать однозначно плохими. Часть из них стала заложниками негативного сарафанного радио, другая не смогла справиться с серьезной конкуренцией в мировом прокате. Третьи оказались слишком оторванными от своей эпохи и настроения зрителя.
«Бордерлендс»
Большинство аналитиков кассовых сборов предсказывали, что экранизация одноименной серии видеоигр «Бордерлендс» в исполнении Элая Рота провалится в прокате. Однако даже они не представляли себе настолько печального зрелища: при озвученном производственном бюджете в 120 млн долларов фильму удалось отбить всего 32 миллиона. И это с учетом большой промокампании с участием Кейт Бланшетт, Джека Блэка, Джейми Ли Кёртис, Хэйли Беннетт и Кевина Харта. Здесь важно отметить, что «Бордерлендс» разочаровал не только критиков — у фильма всего лишь 10 % свежести на Rotten Tomatoes, — но и преданных фанатов оригинальной игры. Необычный юмор и уникальный стиль, которые в свое время сделали «Бордерлендс» компьютерным хитом, никак не проявились в экранизации. В попытке снять новых «Стражей Галактики» Рот забыл о том, что находится на территории абсолютно другой вселенной.
«Книга Кларенса»
Уходящий год оказался не самым лучшим для продюсера и рэпера Jay Z. Наряду со скандалом вокруг Puff Diddy и массовой отпиской фанатов, музыканта ожидало еще одно разочарование. Его библейский эпос «Книга Кларенса» стал главной неудачей американского проката, хуже дела только у «Американского сообщества негров-волшебников» (2,5 млн сборов при бюджете в 15 млн). Имея в основе амбициозную идею, «Книга Кларенса» разочаровывает реализацией: фильм упорно не может определиться, чем ему быть — преданной библейской экранизацией или язвительной сатирой. Сценарная неопределенность в сочетании со слабым маркетингом привели «Книгу Кларенса» к финансовому минусу. При бюджете в 40 млн долларов картина наскребла лишь 6 млн.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»
Приквел «Безумного Макса» с кричащим подзаголовком «Фуриоса» смог показать себя лучше других в этом списке, и всё же надежды на новый постапокалиптический блокбастер Джорджа Миллера были совсем другими. Вышедшая в разгар летнего сезона «Фуриоса» с Аней Тейлор-Джой, Крисом Хемсвортом и Томом Бёрком в главных ролях собрала 172 млн долларов, едва покрыв производственный бюджет. Провал «Фуриосы» стал настоящим шоком для продюсеров, которые верили в искреннюю зрительскую заинтересованность в развитии вселенной «Безумного Макса». Возможно, работа над фильмом продлилась слишком долго — «Фуриоса» вышла в неспокойное время, когда истории об огне и мести перестали казаться веселым киноаттракционом.
«Мадам Паутина»
Развитие «паучьей» вселенной Sony казалось логичным и разумным шагом вплоть до непосредственно выхода «Мадам Паутины» — самого большого супергеройского разочарования 2024 года. Прошлые проекты студии — «Веном» и «Морбиус» — также не были особо успешны у критиков, однако «Мадам Паутина» пошла дальше: фильм разочаровал абсолютно всех еще на этапе трейлера, не вызвав ни капли ажиотажа во время проката. Исполнительница главной роли Дакота Джонсон продвигала «Мадам Паутину» с настолько несчастным видом, будто заранее сожалела о своем участии. Основная проблема фильма — слабый сценарий, но и стремление студии сэкономить на визуальных эффектах также не пошло блокбастеру на пользу. При производственном бюджете в 80 млн долларов сборы «Мадам Паутины» едва перевалили за 100 млн. Этот показатель лучше, чем был у «Бордерлендс», однако для «паучьей» вселенной такая сумма — большой и бесповоротный конец.
«Аргайл: Супершпион»
Первой большой неудачей 2024 года стал шпионский экшен «Аргайл» от режиссера «Людей Икс: Первый класс» и дилогии «Kingsman» Мэттью Вона. Несмотря на впечатляющий актерский состав в лице Генри Кавилла, Сэма Рокуэлла, Дуа Липы, Брайана Крэнстона и Брайс Даллас Ховард, громоздкий и хаотичный «Аргайл» не подарил зрителям ни фейерверков, ни прекрасных мгновений. Основная проблема фильма — его чрезмерность, которая в том числе коснулась и бюджета, перевалившего за 200 млн долларов. Несмотря на отсутствие серьезной конкуренции в начале года, «Аргайлу» не удалось отбить и половины заявленной суммы. С общим итогом в 96 млн фильм позорно провалился в мировом прокате.