«Моана 2»: Тихоокеанский бубнеж
В мировой прокат вышло продолжение «Моаны» — анимационного мюзикла Disney о полинезийской искательнице приключений, которая встречает нахального полубога Мауи. Вторая часть разрывает мировой прокат, но в памяти едва ли останется: у мультфильмов студии давно не было настолько невыразительных сиквелов. Рассказываем, что не так с «Моаной 2».
После событий первой части племя Моаны процветает, а сама героиня путешествует по океану в поисках других людей. На одном из отдаленных островов она находит глиняную посуду с неизвестным ей изображением — доказательство того, что где-то есть и другие цивилизации. Правда, вскоре она узнает, что добраться до чужих племен будет не так просто. Когда-то злое божество Нало спрятало таинственный остров Мотуфету, через который и осуществлялась связь полинезийских народов. Чтобы восстановить ее, нужно отыскать остров, — в этом Моане поможет полубог Мауи и разношерстная команда соплеменников.
Мало какой критический текст о «Моане 2» обходится без указания на спорное обстоятельство создания фильма: дело в том, что сиквел успешного анимационного мюзикла 2016 года изначально планировался в виде сериала для Disney+, и лишь по ходу производства его решили переделать в полнометражную картину. Отсюда вырастает непривычное для современных продолжений удешевление производства. Обычно сиквелы пытаются делать громче, больше и как минимум красивее предшественников — «Моана 2» же во всех аспектах выглядит как шаг назад по сравнению с первым фильмом.
Срежиссировали ее три дебютанта Дэвид Деррик, Джейсон Хэнд и Дэна Леду Миллер, что было бы абсолютно объяснимо для получасовых эпизодов стримингового сериала, но слегка странно для большого студийного мультфильма-блокбастера. Песни в этот раз написал не Лин-Мануэль Миранда, автор «Гамильтона», обладатель «Грэмми», «Эмми», «Тони» и даже Пулитцеровской премии. Что тоже заметно: первая «Моана» была одним из самых удачных диснеевских мюзиклов XXI века, во второй же нет ровно ни одной хоть сколько-нибудь запоминающейся песни. Наконец, чисто технически продолжение выглядит хуже вышедшей аж 8 лет назад первой части. «Моана 2» как будто возвращает эпоху, когда диснеевские сиквелы выходили сразу на DVD и потому создавались второстепенной командой аниматоров: грубо говоря, по качеству она ближе к «Королю Льву 2» или «Возвращению Джафара», чем ко второму «Холодному сердцу».
Всё это, впрочем, было бы не так уж и важно, если бы авторы смогли рассказать интересную историю. Но сюжет в «Моане 2» уж слишком пассивный — непонятно, что там Disney планировал растягивать на целый сезон. Острову больше не грозит никакая сиюминутная смертельная опасность: если герои не найдут Мотуфету, то их племя вымрет когда-нибудь потом, в далеком будущем, — так что необходимость путешествия кажется довольно надуманной. Мауи же отправляется к Нало просто потому, что когда-то у них случился конфликт; что именно побудило его к действию сейчас, не особо понятно (кроме того, что сценаристам надо, чтобы их с Моаной пути пересеклись). У двух звезд фильма, к слову, больше нет какого-либо любопытного взаимодействия и сколько-нибудь серьезного межличностного конфликта.
Бесконфликтность — в принципе бич современной анимации. То ли от желания сделать более комфортное кино, то ли от чрезмерной тяги к психологизму взамен развлекательности авторы мультфильмов всё чаще отказываются от конкретных антагонистов. В «Энканто» нет никакого злодея, кроме обиженного на семью дома (но он просто хочет, чтобы люди наконец-то начали жить дружно), в «Диком роботе» противостоящая героям сила появляется только под конец истории. В «Моане 2» единственный антагонист — бестелесный и беззвучный бог Нало, который выглядит просто как очень большой шторм. У него нет ни мотива, ни истории, ничего, что могло бы тематически противостоять воззрениям героев и хоть как-то подстрекать их к изменениям. По идее тут есть парочка «злодеев» поменьше: знакомые по первой части кокосы-пираты Какамора и работающая на Нало чародейка Матанги. Но столкновения с ними решаются максимально бескровно: герои в обычном разговоре — или песне — выясняют, что все вокруг вообще-то добрые и никто никому не собирается вредить.
Пассивность «Дикого робота» или «Энканто» хотя бы можно оправдать более или менее глубоким взглядом внутрь героев, которого в «Моане 2» тоже нет. Идеальная с самого начала героиня так и остается идеальной. Ее собранные по архетипам напарники — девочка-гений Лото, неловкий фанбой Мони и ворчливый старик Кеке — по проработке не сильно отличаются от поросенка Пуа и петуха Хейхея. Да и функцию выполняют ту же самую — комедийную. Мауи же, по традиции худших сиквелов, заставляют пройти тот же путь, который он уже и так проходил в первой части: ему опять нужно отказаться от мачизма, свыкнуться со своей уязвимостью, научиться принимать помощь и помогать другим. Но ничего страшного: уже в 2026-м мы увидим еще и live-action-ремейк «Моаны», чтобы посмотреть на абсолютно ту же самую историю в третий раз.