Масштабная и долгожданная «Дюна: Часть вторая»: Игра началась
Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел еще в 1965 году. В 2021-м канадский режиссер Дени Вильнёв предпринял очередную попытку перенести культовую историю на большой экран. Его версия «Дюны» получила высокие оценки, но ощущалась скорее как завязка-трамплин для продолжения, чем как самостоятельный фильм. Спустя три года долгожданный сиквел наконец вышел в прокат. Разбираемся, оправдала ли «Дюна: Часть вторая» ожидания.
Новый фильм стартует там же, где закончился предыдущий: род Атрейдесов уничтожен, над планетой Арракис вновь властвует дом Харконненов, монополизировав добычу меланжа (он же спайс). Наследный принц Пол Атрейдес вместе с матерью Джессикой отправлены в изгнание. В изложении Вильнёв довольно строго придерживается канона, поэтому если первый фильм охватывает первую половину романа и знакомит нас скорее с миром дворцовых интриг, то второй приоткрывает завесу в мир самой Дюны, рассказывая о становлении Пола как лидера племени фрименов — Муад’Диба.
Напомним, что прежде романы Герберта пытались экранизировать Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. На сверхамбициозный проект Ходоровски у Голливуда не хватило ресурсов. Более скромное прочтение Линча, пусть и увидело свет, было признано неудачным и далеким по духу от первоисточника.
С тех пор существовало суеверие, что экранизировать «Дюну» — затея гиблая. Во-первых, это слишком объемный и монументальный текст, чтобы уместить его в несколько часов хронометража. Во-вторых, общую поэтику произведения вкупе с обилием его микротем крайне тяжело выразить языком кино. Но несколько лет назад Вильнёву удалось сделать невозможное — его «Дюна» порадовала и кинокритиков, и поклонников Герберта, и просто случайных людей, пришедших в кинотеатр за большим зрелищем. Недовольны остались, пожалуй, только фанаты Зендеи — актриса, красовавшаяся на всех постерах к фильму, появилась в нем на какие-то 20 минут перед титрами.
«Часть вторая» в этом смысле выглядит серьезной работой над ошибками: героине Чани (Зендея) уделяется на порядок больше экранного времени, а их вожделенный поцелуй с Полом (Тимоти Шаламе) случается даже быстрее, чем ожидаешь. В целом у актеров здесь появилось гораздо больше возможностей проявить себя. С по-настоящему эмоциональными сценами Тимоти Шаламе справляется выше всяких похвал.
И темп, и настроение фильма изменились: экшена стало больше, в диалогах появился неожиданный юмор, а между большими сюжетными поворотами едва успеваешь выдохнуть. Если первую часть многие ругали за нарочитую нерасторопность, то сиквел с первой сцены компенсирует ее сумасшедшей динамикой. Видя саму партию, понимаешь, что не зря следил за трехчасовой расстановкой фигур.
В лучших традициях «Игры престолов» новая «Дюна» не церемонится ни с обитателями пустынной планеты, ни с чувствами зрителей — тут кто угодно может погибнуть в любой момент. Даже если вы читали книгу и уже знаете, кому суждено пережить битву за Арракис, а кому нет, у вас не получится избавиться от ощущения постоянной близости героев к смерти (чего стоит хотя бы сцена «оседлания» Полом песчаного червя). Дени Вильнёв определенно достиг совершенства в мастерстве ворлдбилдинга и погружения зрителя в атмосферу — такого глубокого эффекта присутствия невозможно добиться ни 3D, ни движущимися креслами. Разве что реальный прием меланжа под саундтрек Ханса Циммера был бы убедительнее.
Впрочем, Вильнёв удивляет зрителя не только масштабностью, которой бы мог позавидовать сам Джеймс Кэмерон, но и визуальной изобретательностью. Главный козырь фильма — его эстетика. Одна только сюрреалистичная черно-белая сцена гладиаторских боев заставляет подлинного нерда хвататься за голову от восторга — это квинтэссенция визуального стиля сай-фая 1960-х, что, впрочем, уместно сказать и про весь остальной фильм. «Дюна: Часть вторая» выглядит как ожившая обложка старой научно-фантастической книги, при этом не переходя в дешевый ретрофутуризм.
К фильму всё еще можно придраться из-за сценария: ключевые события тут изображены очень широкими мазками, и между ними не всегда легко уловить связь. Некоторые герои вроде главного антагониста Фейда-Раута вводятся в сюжет слишком стремительно, чтобы мы успели прочувствовать их психологию или мотивацию. Но на самом деле подобные широта и стремительность свойственны для жанра эпоса, коим «Дюна» и является. Герой эпоса целостен и непоколебим, поэтому нам не акцентируют его повседневность и тонкие движения души — гораздо важнее великие деяния. В таких произведениях жизнь человека упорядочена в прогрессии от одного большого события к другому и к кульминации.
Разумеется, «Дюна» — не первый эпический фильм про «далекую галактику», еще с 1970-х годов неизбежно сравнение с тянущимися до сих пор «Звездными войнами». Но проект Вильнёва не стремится сделать из протагониста героя в белом плаще. Честно говоря, Пол Атрейдес не такой уж хороший парень — он готов идти по головам ради мести и власти, готов к компромиссу со злом, но мы всё равно болеем за него. Не потому, что он является воплощением добра, а потому, что все остальные еще хуже. И подобный взрослый взгляд на феномен мессии отличает «Дюну» от прочих представителей жанра.
Вильнёв избегает сюжетных витиеватостей, оголяя историю до каноничной фабулы про борьбу движения сопротивления фрименов во главе с Полом с космической империей. И этого оказывается более чем достаточно — «Дюна: Часть вторая» органично и величественно смотрится рядом с теми же «Звездными войнами» или «Властелином колец». Что делает сиквел «Дюны» не только одной из важнейших картин года, но и, возможно, одним из главных фильмов поколения.