«Злая: Сказка о ведьме Запада»: Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
В зарубежный прокат вышел фильм Джона М. Чу «Злая: Сказка о ведьме Запада», экранизация культового бродвейского мюзикла Стивена Шварца и книги Грегори Магвайра «Злая: Жизнь и приключения Злой Западной ведьмы». Картина еще во время просмотра трейлера вызывала мурашки у всех фанатов оригинальной постановки. Рассказываем, получилось ли у авторов фильма оправдать ожидания и победили ли они гравитацию.
История происходит в волшебной стране Оз задолго до появления там Дороти и ее пса Тото. В этом мире говорящие звери мирно сосуществуют с людьми и магами. Управляет всем загадочный и великий Волшебник (Джефф Голдблюм), который живет в Изумрудном городе и может исполнить любое заветное желание того, кто удостоится его аудиенции. О встрече с ним мечтает Эльфаба (Синтия Эриво), родившаяся с зеленым цветом кожи и испытывающая из-за этого постоянные нападки сверстников. Она одинока, замкнута и живет в вечной тени младшей сестры Нессарозы (Марисса Боде), прикованной к инвалидному креслу. Сестры попадают в университет Шиз, где Эльфаба вынуждена делить комнату с Галиндой (Ариана Гранде), популярной и капризной девушкой, уверенной в своей исключительности.
Отношения Галинды и Эльфабы не задаются сразу — они слишком разные как снаружи, так и внутри. Галинда мечтает стать настоящей волшебницей и учиться у мадам Моррибль (Мишель Йео), однако та замечает и признает лишь талант Эльфабы и даже обещает девушке долгожданную встречу с Волшебником. Пока отношения Галинды (которая меняет свое имя на Глинда) и Эльфабы постепенно становятся теплее, в стране Оз назревает страшная беда: говорящие животные начинают исчезать и лишаться своих прав. Обеспокоенная Эльфаба решает помочь зверям, параллельно готовясь к встрече с Волшебником и испытывая чувства к жениху Глинды, принцу Фиеро (Джонатан Бейли).
Режиссер Джон М. Чу тремя годами ранее перенес на экраны знаменитый мюзикл Лин-Мануэля Миранды «На высоте мечты». Надо отметить, не без огрехов — картина не окупила в прокате по-голливудским меркам скромный бюджет в 55 миллионов долларов, но то был постковидный год, когда многие блокбастеры не добирали на больших экранах. Достойно приняв критику, Чу взялся за «Злую» и… превзошел все ожидания. Он сохранил всё самое важное, что было на Бродвее, при этом добавив объема, который театральная сцена истории дать никак не может. Если особой атмосфере «На высоте мечты» большой экран помешал, то здесь масштаб пошел лишь на пользу. Волшебный мир Оз выглядит по-настоящему сказочным и очень красочным — истинная услада для глаз. Большая часть бюджета явно ушла на качественную графику, но при этом и уши зрителя не страдают. Все оригинальные песни на месте и звучат изумительно — Ариана Гранде и Синтия Эриво справляются со своими сложными партиями на 100%. А финальная партия Эриво Defying Gravity способна проводить ток под кожей.
Актерский состав в «Злой» поначалу вызывал некоторые вопросы. Выбор Арианы Гранде на роль Глинды казался сомнительным, однако тревоги оказались напрасными, ведь Ариана не только поражает вокальными способностями (все-таки ее предшественница Кристин Ченовет обладает оперным вокалом, и не ударить в грязь лицом было крайне важно), но и выдает уморительный перформанс. Думается, что теперь Ариану мы будем видеть в кино всё чаще. Химия между Эльфабой и Фиеро заметна с первых кадров, а Мишель Йео прекрасно удалась роль величественной мадам Моррибль. Небольшая ложка дегтя в этой бочке меда все-таки есть. И это, как ни странно, Джефф Голдблюм. С одной стороны, он идеально подходит на роль великого и ужасного Волшебника Изумрудного города, но с другой, очевидно, что актер застрял в одном образе и никак не может из него выйти. Его Волшебник — это тот же персонаж, что и Грандмастер из «Тора» или Зевс из «Каоса», — дорвавшийся до власти полубезумный и причудливый мужик. При этом по сравнению со своими коллегами Голдблюм очень неубедительно поет, и его сольная партия не просто смотрится блекло, а выглядит даже немного неловко.
Интересно, что роман Магвайра с самого начала должен был стать экранизацией, однако композитор Стивен Шварц настолько загорелся идеей сделать из него музыкальный спектакль, что договорился и с автором, и со студией Universal, купившей на книгу права. В итоге «Злая» вышла сначала на Бродвее и стала одним из самых успешных мюзиклов в истории театра, прославив Идину Мензел (она же озвучивала Эльзу в «Холодном сердце») и Кристин Ченовет. В качестве подарка фанатам мюзикла обе они появляются в эпизодических ролях в картине Чу и не просто радуют своим камео, но еще и благословляют Гранде и Эриво на успешный прокат.
Создатели фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада» пошли по опасному пути, разделив единое произведение на две части. При этом картина, как и мюзикл, начинается с конца истории — свержения Злой ведьмы. И так же, как и в спектакле, первая часть заканчивается композицией Defying Gravity и обретением Эльфабой настоящей свободы. Но если на Бродвее зрители, утерев слезы, возвращаются в свои кресла через полчаса и узнают, чем же все-таки закончилась история, то здесь нам придется ждать развязки не менее года. И это может сыграть с экранизацией злую (простите за каламбур) шутку. Тем, кто с оригинальной историей не знаком, совершенно непонятно, что делать с первыми 15 минутами картины. Как относиться к теме песни героев? Жива ли Эльфаба? Что произошло между ней и Глиндой? А что же с Фиеро? Дав зрителям концовку сразу, авторы затем оставляют его без разъяснений на долгое время.
Хватит ли аудитории запала дождаться продолжения? Хочется верить, что да. Хочется верить, что вторая часть получится не менее сильной, чем первая. Премьера продолжения намечена на ноябрь 2025-го. Гораздо больше впечатлений «Злая» произвела бы как целостное произведение, однако наличие еще одного полноценного фильма, пускай и через год, поможет продлить ощущение праздника, сказочности, даст больше времени побыть с персонажами, насладиться их замечательными голосами и прочувствовать историю такой, какой она задумывалась.