«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера: Библия и цирк
В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился постапокалиптический экшен «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера, расширяющий вселенную Безумного Макса. Главные роли исполняют Аня Тейлор-Джой и Крис Хемсворт. Увы, блокбастеру не суждено было стать хитом проката. Рассказываем, удалось ли спин-оффу и в то же время приквелу громкой и неостановимой картины «Безумный Макс: Дорога ярости» оправдать большие ожидания.
В матриархальном раю посреди пустыни маленькая Фуриоса (Алила Браун), собирая персики, замечает шайку мародеров-байкеров. Чужакам удается скрыться вместе с девочкой, но в погоню за ними пускается ее мать (Чарли Фрейзер), полная решимости вернуть дочь и уничтожить похитителей, — важно сохранить дорогу к раю в тайне. Далее — долгая погоня с акробатическими номерами, стрельбой и собиранием мотоцикла на скорость из железяк и топливных баков. В этом цирковом многоборье преследовательница достигает логова амбициозного позера Дементуса (Крис Хемсворт) — военачальника воинственных байкеров. Убрав свидетелей, она вместе с дочерью пытается скрыться, но Дементус с верной сворой бросается в погоню — теперь аттракцион продолжается в обратном направлении. А потом снова, и снова, и снова… Погони разбавляются мелодраматичным сюжетом, смахивающим на гибрид «Аиды» и «Илиады»: мать погибает, Фуриосу Дементус отдает в наложницы Несмертному Джо (Лейчи Халм), но она по заветам Мулан выбирает путь воина, становится ученицей Преторианца Джека (Том Бёрк), вынашивает план мести Дементусу. А потом бежит, догоняет, попадает в плен и снова бежит и снова догоняет. В общем, вы поняли. Поклонников, вероятно, не укачает, остальным стоит готовиться к тому, что с этой карусели слезть захочется раньше, чем на экране покажутся титры.
Сиквел Джорджа Миллера сделан безупречно, как все долгострои с огромным бюджетом и эпическими амбициями. Но эффекта новизны, который так омолодил франшизу в 2015-м, не случается, а святая простота фильма погони разбавлена мутными цитатами библейских сюжетов. Самые очевидные параллели в этом ряду — «Аватар: Путь воды» и, конечно, «Дюна: Часть вторая». Но последней, само собой, с литературной основой повезло больше: пространство романа вмещает гораздо более основательную проработку персонажей. Миллер же следует по пути Кэмерона, старательно упаковывая в зрелище большие идеи о судьбах мира, гибели цивилизации и истощении ресурсов.
Тем не менее здесь есть чем восхититься: Хемсворт на римской колеснице, собранной из мотоциклов; Писбой, заправляющий мочой карбюратор грузовика; топливная Троя, которую захватывает Дементус, помня о Римской империи. Всё лучшее в «Фуриосе» тем не менее сводится к погоне на изощренных агрегатах, созданных, чтобы крошить своих седаков. Добрую и лучшую часть хронометража занимает нечто вроде дизельпанк-«Форсажа», а лирические речи в духе «Мы все уже мертвы, малышка Ди» буксуют и заставляют то и дело тянуться к телефону.
История взросления и ожесточения Фуриосы поделена на главы, что не уменьшает хаоса, которого многовато для такого стройного и незамысловатого сюжета. Феминистский уклон нейтрализуется очень традиционным лукизмом: все злодеи изувечены и выглядят отталкивающе, все протагонисты как с обложки, Тор-Хемсворт в роли кровожадного тирана-шута с плюшевым мишкой на цепях — исключение, подтверждающее правило. К его герою в финале не сложно проникнуться симпатией — в конце концов, он просто прошел по дороге ярости более длинную дистанцию.
То, что ресурсы конечны, а человеческая жизнь ничего не стоит, ясно и без грустных глаз Хемсворта, который в роли самовлюбленного недалекого позера здесь в своей тарелке. А вот Бёрк в роли Преторианца Джека вынужден в основном смотреть на Фуриосу добрыми собачьими глазами. Есть правда среди этих простых истин и впечатляющая (начатая Алилой Браун и продолженная Аней Тейлор-Джой) эволюция главной героини — из тревожного настороженного зверька в холодную фурию, ту самую, какой ее сыграла Шарлиз Терон в 2015-м. Выбор Тейлор-Джой при просмотре становится очевидным — никакое компьютерное омоложение не способно имитировать инопланетную растерянность подростка, которая у Браун и Тейлор-Джой в самой природе.
Идейная составляющая стара как мир (или всё та же незабвенная Римская империя): пока одни едят опарышей, другие воюют, захватывают и не делятся, женщины коварны, но на них вся надежда, мы все без тормозов и несемся к апокалипсису. На таких скоростях речи и культурные аллюзии становятся балластом и лишь наводят тоску.