«Аватар: Путь воды»: Гений чистой скукоты
Прошло 13 лет с выхода новаторского «Аватара». За это время Джеймс Кэмерон неуемно исписывал сотни страниц идеями сиквелов. Оскароносный режиссер вновь обратился к своей любимой теме воды («Бездна», «Титаник»), однако технологичному воспеванию океана довелось разбиться об айсберг клише.
Время на Пандоре шло параллельно с земным, так что мы перемещаемся на 13 лет вперед после событий первой части. Джейк открестился от человеческого прошлого и теперь успешно справляется с задачами главаря на’ви. Личная жизнь тоже в полном порядке: под боком возлюбленная Нейтири, а вместе с ней толпа детей. Трое своих, плюс приемная дочь героини Сигурни Уивер (она играет сразу и мать, и дочь), плюс человеческий мальчик по имени Спайдер. Все они представляют собой классический набор героев школьной драмы. Тут и старший брат в образе капитана футбольной команды и гордости родителей. Его брат помладше, который вечно остается в тени и поэтому привлекает внимание, попадая в передряги. И не такая, как все, девочка-подросток — из тех, что читает книгу, пока все развлекаются. Родители на их фоне выглядят еще большей функцией, редкой ответной реакцией на поступки детей. Единственное большое решение Джейка происходит в первой части фильма.
По следам главного героя уже собственными «аватарскими» ногами идет полковник Майлз Куоритч. Главный злодей настолько одержим жаждой мести, что восстает из мертвых. Джейку вместе с семьей приходится отправиться подальше от родных лесов, чтобы не навлечь беду на свой народ. На чужой навлечь можно.
Семья эмигрирует в далекие земли, где жители отличаются от них как внешне, так и внутренне. Героям приходится подстраиваться под новые реалии, где если не приносишь пользы, то мил не будешь. Зеленые тропики сменяются бескрайним синим океаном, а синий народ на’ви — зеленым кланом Меткайина.
Кэмерон превращает историю о вынужденной эмиграции в бесконечный эстетический эскапизм. Происходит это в часовом созерцании подростков у океана. Именно на сцены подводного мира сделали ставку создатели «Аватара». Первая часть раздвигала возможности CGI и 3D. Вторая концентрируется на технологиях подводной съемки. Для фильма был изготовлен специальный резервуар на три миллиона литров воды. Актеров месяцами тренировали задерживать дыхание на уровне настоящих спортсменов. Предполагается, что наблюдать за этими ухищрениями зритель будет на качественном IMAX 3D-экране. И это как сильная часть фильма, так и слабая. Домашний просмотр на ноутбуке противоречит замыслам производства, а других примечательных сторон фильма оказывается недостаточно. В то же время вау-эффекта от направленной прямо в тебя стрелы лука или снующего косяка рыб уже не происходит, как это было в 2009 году. Желание вновь впечатлить технологическими возможностями скорее вызывает не трепет, а милую ностальгию.
Драматургия, которая разворачивается параллельно визуальным решениям, вызывает вопросы. Дети попадают в небольшие зарисовки, где влюбляются, ругаются и завоевывают уважение, — знакомый набор сцен из любого подросткового сериала Netflix. Сопровождается это поверхностными диалогами ни о чем. Например, пустой фразы «Я вижу тебя» достаточно, чтобы решить любые конфликты между героями. «Путь воды не имеет ни начала, ни конца», — говорят нам с экрана. Действительно, если первая часть была самостоятельным произведением, то вторая создавалась уже с оглядкой на выход еще трех частей сверху. У сиквела нет конца, лишь часовая битва с боссом, после которой остается только больше вопросов. Глубокое раскрытие персонажей оставляют на релизы следующих лет. Есть надежда, что они не будут переноситься. Пока по плану третья часть выйдет в середине декабря 2024 года.
Стоит отдать должное «Аватару» за желание развиваться в качестве большой франшизы. Ведь при засилии супергеройского кино Кэмерон продолжает создавать собственную вселенную без опоры на какой-либо первоисточник. Однако за оригинальным миром не стоит интригующий сценарий с качественными диалогами. Кэмерон может позволить себе создавать кино 13 лет. Он может позволить себе хронометраж в почти три с половиной часа. Но сможет ли он дальше создавать сиквел за сиквелом с опорой лишь на технологии, наплевав на динамику развития персонажей и фабулы?