«Мадам Паутина» с Дакотой Джонсон: Ни силы, ни ответственности
В международный прокат вышел кинокомикс «Мадам Паутина». Главные роли в фильме исполняют Дакота Джонсон, Сидни Суини, Адам Скотт, Тахар Рахим и Селеста О’Коннор. Блокбастер проваливается в прокате, иностранные критики разносят картину в пух и прах. Разбираемся, действительно ли «Мадам Паутина» хуже даже «Морбиуса».
Смотревшие фильмы про Человека-паука знают, что с великой силой приходит большая ответственность, — эту поговорку погибшего дяди Питера Паркера слышно уже 22 года, с первого фильма Сэма Рэйми. Но создатели боевика «Мадам Паутина» то ли слишком много переписывали сценарий, то ли слишком много перемонтировали фильм, поскольку абсолютно наплевали на заветы дяди Бена.
Дар предвидения прекрасен, если вы владеете им в книге, комиксе или даже в реальности. Но не в древнегреческом мифе, потому что тогда зовут вас Кассандра и вам из-за проклятия богов никто не верит. Предвидеть в кино — значит обеспечить зрителя скукой смертной, ведь приходится показывать два (а то и три) раза одно и то же, и протагонист будет ворчать про дежавю и делать вид, что всё это уже было.
Конечно, история знает отличные примеры, когда повторение сюжета становилось уморительным («День сурка»), захватывающим («Грань будущего») или потешно-жутковатым («Счастливого дня смерти»). Иными словами, любой повтор хорошо бы облечь так, чтобы зритель не успел словить миазмы скуки. Жаль, конечно, «Мадам Паутине» это не удалось.
Сфокусировавшись на героине, чью роль в комиксах сложно назвать связанной с экшеном, — а супергеройские комиксы обязаны демонстрировать зрителю интересные события, связанные со сверхъестественными свойствами персонажей, — авторы совершили первую ошибку. Мадам Паутина в своей первой комикс-итерации была пожилой слепой дамой, прикованной (буквально!) к креслу. Она играла роль содержимого китайской печеньки: являлась Питеру Паркеру, выдавала неясное пророчество, связанное с будущим, и отдыхала в кресле дальше. В принципе, ничто не мешало Sony снять сериал про бабулю, которая периодами становится оракулом супергероев, а в обычной жизни ходит по магазинам, обожает кошек и не выносит запах средства от моли. Но студии, согласно договору с Marvel, необходимо выдавать полнометражное кино, и... вышло то, что вышло.
Назвать «Мадам Паутину» фильмом по супергеройским комиксам очень сложно. Как верно написал критик Дэвид Эрлих, «это кино про супергероев, снятое людьми, которые никогда не видели современного фильма о супергероях, для зрителей, которые ни разу таких фильмов не смотрели». Кто же написал сценарий? Мэтт Сазама учился в школе искусств Тиша при Нью-Йоркском университете на кинематографическом отделении, а Бёрк Шарплесс получил философскую степень в университете Висконсина. Они познакомились и начали выдавать Голливуду сценарии фильмов вроде «Боги Египта», «Последний охотник на ведьм», «Дракула» и «Могучие рейнджеры». Они неплохо поработали над новой версией сериала «Затерянные в космосе», но за сценарий «Морбиуса» эти ребята второй раз номинировались на «Золотую малину». Если бы на постере «Мадам Паутины» красовалась надпись «От создателей „Морбиуса“», пошли бы вы на этот фильм? Лично я бы ушла с него на 50-й минуте, когда Кассандра проходит мимо рекламы альбома Бейонсе Dangerously in Love, — певица изображена на нем в накидке, напоминающей сеть (сеть, представляете? Ну сеть, как паутина! Тонко!), и в таком же примерно платье Дакота Джонсон потом явится на премьеру в Лос-Анджелесе. Потому что к этому моменту фильм настолько неумело играет роль супергеройского кино, что от неловкости хочется закрыть глаза, от диалогов вянут уши, а визуальный ряд настолько стандартный, что даже в сериалах сейчас снимают интереснее.
У Кэсс трудное детство, похоже, даже без деревянных игрушек, что привело ее на работу в службу спасения, где она ежедневно рискует жизнью, помогая людям. Действие при этом развивается в 2003 году, но как вы думаете, добавлена ли присущая тому времени фрустрация после теракта 11 сентября 2001-го? Нет, конечно, хотя сам бог велел вставить хоть одну реплику о погибших во время катастрофы друзьях Кассандры. Рисковая Кэсс очень ловко водит машину — хотя монтаж настолько неумелый, что кажется, будто скорая тащится со скоростью мысли авторов сценария фильма, то есть стоит на месте. Но когда сын спасенной женщины дает ей рисунок, Кэсс не знает, что с ним делать. Она социально неловкая, почти как Питер Паркер (слышите? Как Питер!), но при этом одевается ярко — синие джинсы и красный плащ, цвета костюма Человека-паука (боже, сложно представить более тонкий намек!), она носит даже на похоронах коллеги.
Внимание! Дальше возможны спойлеры!
До похорон Кэсс не доезжает, потому что она неоднократно видит, как некий мужчина, похожий на французского актера Тахара Рахима, убивает трех девушек прямо в вагоне электрички. Когда все три девушки (Сидни Суини, Селеста О’Коннор, Изабела Мерсед) заходят в поезд, Кэсс применяет все свои умения сотрудницы службы спасения, чтобы вывести их на платформу. Рахим действительно гонится за ними — это некто Иезекиль Симс, убивший в 1973 году мать Кэсс, женщину, изучавшую пауков. У Кассандры дома даже есть ее фотография, на которой мать изображена точь-в-точь так же, как в первой сцене блокбастера, — настолько создатели фильма не заморачивались над тем, чтобы сделать хоть какие-то другие снимки артистки Керри Бише. Потом окажется, что фотографий две, — на другой присутствует Иезекиль (на ней Бише всё так же держит фотоаппарат, нацеленный на паутину).
Симс убил беременную мать Кассандры, чтобы завладеть пойманным ею редким пауком. Дочь появляется на свет благодаря людям-паукам из перуанских джунглей с безупречным английским, но мать, увы, спасти не удается. В какой-то момент фильма сценаристы отправляют Кэсс в Перу — так, на пару дней, поболтать с призраком мамы и научиться способностям, — но этот момент настолько краток, что с его удалением фильм ничего не потеряет.
Истории, связанные с укусами насекомых, имеют потенциал боди-хоррора в стиле «Мухи» Дэвида Кроненберга — множество волосатых конечностей, набор лишних глаз, уход от стандартов женского тела, умение откусывать головы. Но нет, «Мадам Паутина» не хочет хоррор, она хочет увязать себя с вселенной Человека-паука, где нет места ужасам. И тут мы подходим к главному вопросу: для чего, собственно, снят этот фильм?
«Мадам Паутина» большую часть экранного времени показывает, как героиня Джонсон пытается защитить трех девочек от мужика в облегающем трико. Потому что Симс, посетив оперу (он же злодей, ну!), наблюдает видение, в котором три женщины в эффектных костюмах в обтяжку нападают на него и убивают. Симс решает давить их, пока они маленькие, и с помощью ассистентки-хакерши (внезапная Зося Мамет) вычисляет их местонахождение. Говорят, изначально действие фильма развивалось в 1990-х, но даже перенос в 2003-й ставит вопрос: откуда у хакерши такие системы слежки, когда 20 лет назад еще и смартфонов толком не было.
Фильм совершенно не дает прочувствовать эпоху — ну разве что дает послушать шлягер Бритни Спирс Toxic, причем сцена, в которой он звучит, снята настолько кринжово, что становится стыдно за постановщицу С.Дж. Кларксон. Три девчонки нелепо дергаются на столике в закусочной, и всё! «Мадам Паутина» упускает массу возможностей, но главное — снять «Дрянных девчонок» в супергеройском сеттинге. Все три девушки вырастут и станут супергероинями, но пока они молодые, сам бог велел приписать им смешные, дерзкие, наглые реплики! Кто-нибудь, позовите Тину Фей! Но Sony почему-то продолжает снимать свои истории из вселенной Человека-паука настолько серьезно, что Кристофер Нолан должен где-то тихо плакать в углу. Кассандра Уэбб, как мать-утка, таскает за собой утят-спайдерят, в итоге жертвуя ради них зрением и подвижностью, но приобретая семью. Она, девочка, которая была образцовым приемным ребенком, становится образцовым комикс-оракулом, прикованным к инвалидному креслу. К 2024 году в паучьей киновселенной она станет 50-летней дамой, а там недалеко и до старушки из комиксов.
Так зачем же это снято? Чтобы показать нам, как героиня Эммы Робертс, Мэри Паркер, рожает мальчика и называет его Питером? Чтобы взять Адама Скотта на роль Бена Паркера (дяди Бена! Того самого!)? Чтобы вывести на экраны тройку новых супергероинь? Но даже ежу понятно, что плохие сборы поставят крест на дальнейшей судьбе женского паучьего отряда. Лишь желание голливудских продюсеров увидеть Сидни Суини в латексе может быть настолько жгучим, чтобы ее Женщина-паук увидела свет еще раз.
Только Дакота Джонсон вытягивает всю эту бессмысленную историю, поскольку она очень хорошая актриса. Ей удается не ударить в грязь лицом в экранизации «50 оттенков серого», и уж тем более она справляется с ролью Кассандры Паутиновны, то есть Уэбб (о, боже, как тонко, ведь новые фильмы про Человека-паука снимал Марк Уэбб! Смотрите, фанаты, мы помним про вас!), в которой ей нужно быть красивой и решительной. Что обидно: у Джонсон великолепное чувство комедии, которое она неоднократно демонстрировала в программе «Субботним вечером в прямом эфире», однако фильм умудряется завалить даже ужасно смешную сцену, в которой Кэсси пытается проверить некоторые паучьи свойства.
Когда критики громят фильм — а у «Мадам Паутины» всего 15 % «свежести» на Rotten Tomatoes на момент выхода этого текста, — есть желание посмотреть его, чтобы сказать: «А мне понравилось!» Умоляю вас, не делайте этого, давайте хотя бы раз поверим критикам и потратим два часа жизни на что-нибудь приятное.