«Головоломка 2» студии Pixar: С возрастом всё меньше радости?
Девять лет назад «Головоломка» Пита Доктера — мультфильм о взаимодействии маленькой героини с ее собственными визуализированными эмоциями — вошла в канон студии Pixar. Удачная метафора надолго запомнилась зрителям после первого просмотра. С тех пор в работах студии становилось меньше революционного, однако «Головоломка 2» может стать шагом к изменению ситуации — в конце концов, всем придется взрослеть. Анимация добралась до зарубежного проката.
В последние годы крепнет мнение о том, что некогда великая анимационная студия Pixar теряет хватку, превращаясь то ли в бестолковый конвейер скучных сиквелов, то ли в одну из диснеевских мастерских для штамповки шаблонных сказок. «Тачки 3», «Суперсемейка 2», «В поисках Дори» и другие не вполне обязательные продолжения, которыми студия зарабатывает деньги последние 10 лет, забываются почти сразу после просмотра. Удачные же проекты вроде «Тайны Коко» или «Души», конечно, встречаются и сейчас, но становятся скорее исключением из правил. Тем удивительнее, что «Головоломка 2», еще один сиквел от новой Pixar, совсем не проигрывает первой части и даже умудряется превзойти ее в иных аспектах.
В первой части 11-летняя Райли справлялась с переездом в другой город, расставанием с родным домом, друзьями и, как следствие, с детством. Четыре базовые эмоции (Радость, Грусть, Страх и Гнев), живущие у Райли в голове, терялись в ситуации, всё более стремительно выходящей из-под контроля. Мультфильм, пусть и с поправкой на щадящий возрастной рейтинг, довольно глубоко исследовал психологию ребенка, переживающего первый серьезный мировоззренческий кризис. Но следующая часть шагнула еще дальше, решив вывернуть наизнанку подсознание героини в самый разгар ее пубертата.
Райли исполняется 13, и совсем скоро она перейдет в старшую школу. Разумеется, это сулит ей не только много новых знакомств и увлечений, но и много новых проблем. В этот раз главным испытанием для девочки станет летний хоккейный лагерь, по итогам которого она может попасть в основной состав команды, к чему очень стремится.
Подростковый возраст — может, довольно очевидная, но всё еще интересная тема, чтобы ее препарировать. Так, метафора с персонификацией эмоций, на которой в общем-то строился весь первый мультфильм, здесь выходит на иной уровень сложности. Помимо уже знакомых зрителю Радости, Грусти, Страха и Гнева, в голове Райли появляются Хандра, Зависть, Тревожность и Стыд. В какой-то момент на сцену также выходит Ностальгия, изображенная в виде миловидной бабушки со спицами, но ей тотчас командуют вернуться обратно в чулан и ждать там своего звездного часа еще лет десять. Визуализированные процессы в психике и разуме героини приобретают новый размах, порой комичный: в одной из первых сцен пубертат буквально врывается в голову Райли на шаровом таране во главе отряда строителей, которые, начав делать ремонт в ее системе ценностей, почти сразу уходят на обед и обещают закончить когда-нибудь потом.
Конечно, перечисленное многообразие эмоций символизирует новый этап взросления героини и внутреннюю борьбу ее двух личностей: наивной старой и переходной новой, воспринимающей реальность остро, но более трезво. В этом ключе особенно ироничным кажется то, что верх над новой индивидуальностью Райли берет именно Тревожность, жестко и авторитарно подавляющая все остальные эмоции. То есть если раньше «мозговым центром» Райли командовала Радость, то теперь мотивацией всех ее поступков становится либо страх поражения, либо отчаянное желание признания. Как говорится — плавали, знаем.
Вторая «Головоломка» может дать фору первой не только по глубине. Тут стало заметно больше гэгов с двойным дном, метаюмора и смешения стилей анимации — по своей динамике сиквел напоминает скорее «Удивительный мир Гамбола» или «Лего. Фильм», чем усредненную диснеевскую полнометражку. Чего стоит только Бананчик, зло пародирующий не то Карту из «Даши-путешественницы», не то «Подручного». Заодно отметим отличный отечественный дубляж, передающий лексикон современного подростка во всей его полноте: тут вам и «чилл», и «краш», и многое другое. Обошлось разве что без «скуфа».
Вообще, «Головоломка 2» дарит надежду на то, что даже в своем нынешнем виде Pixar может подарить миру еще не один великий мультфильм. Взрослый и тонкий, но при этом — в своих лучших традициях — теплый и уютный. Да, от сцены панической атаки (ближе к финалу) может поплохеть даже подросшему и психически устойчивому. Но, выходя из зала, чувствуешь отнюдь не тревогу, а светлую грусть и приятное облегчение, как после долгого сеанса с психотерапевтом. А это, пожалуй, лучший эффект, которого может добиться фильм жанра coming-of-age.