Ханс Циммер, Трент Резнор и Аттикус Росс: Лучшие саундтреки 2025 года
Музыка к фильмам — один из важнейших компонентов киноискусства. Она создаёт нужное настроение, помогает раскрыть характеры героев, задаёт ритм монтажа и зачастую делает просмотр кино более запоминающимся. В отдельных случаях сцены с хорошим саундтреком становятся отдельным произведением. Рассказываем о 10 новых картинах с эффектным и незаурядным музыкальным сопровождением.
Также рекомендуем посмотреть подборку лучших саундтреков к фильмам 2024 года.
У фильма Скотта Дерриксона интригующий хай-концепт, однако на деле поженить фантастический хоррор, романтическую мелодраму и боевик удалось не до конца. Журналисты раскритиковали «Ущелье» за слабый сценарий и проседающий третий акт. Зрители же, напротив, с энтузиазмом отнеслись к новинке, вышедшей в День влюблённых. Тем не менее практически все остались под впечатлением от химии между главными героями и гипнотического саундтрека от Трента Резнора и Аттикуса Росса.
Благодаря плодотворному сотрудничеству с Дэвидом Финчером и Лукой Гуаданьино, фронтмены индастриал-рок-группы Nine Inch Nails давно зарекомендовали себя как виртуозные кинокомпозиторы. Мрачный эмбиент, в равной степени техногенный и лавкрафтианский, сопровождает героев Ани Тейлор-Джой и Майлза Теллера с момента их прибытия на пункты наблюдения. За создание романтического настроения в картине отвечает сборник ностальгических рок-хитов от Ramones, Yeah Yeah Yeahs, Twisted Sister и др.
Мало кто верил в успех картины Феликса Умарова до февраля 2025 года. Уже сама идея снять рэп-мюзикл о Пушкине с Борисовым в главной роли, да ещё и с референсом в виде «Ла-Ла Ленда» звучит сомнительно, если не сказать дико. Почитатели поэта уже были готовы наброситься на молодого постановщика и его команду, но, как известно, судьба благоволит храбрецам. «Пророк» получился хоть и не безупречным, зато весьма самобытным байопиком с яркими музыкальными номерами вроде теннисного матча между поэтом и императором.
За инструментальную часть картины отвечал Райан Оттер, хорошо известный фанатам «Триггера» и «Метода». А такие популярные отечественные артисты, как The Hatters, «Аигел» и НААДЯ, написали песни с современным звучанием и жанровым многообразием. Треки «Город поёт» и «Колыбельная Наташи» так и вовсе облюбовали музыкальные чарты и захватили все соцсети россиян.
Монументальный фильм Брэйди Корбета добрался до широкого проката аккурат перед премией «Оскар». На церемонии он удостоился сразу трёх наград — за лучшую мужскую роль, операторскую работу и саундтрек. Дэниэл Блумберг, которого журналисты перепутали с Юрой Борисовым во время наградного сезона, создал величественную партитуру, усиливающую грандиозность самого фильма. Уже в первой сцене, когда герой Эдриана Броуди выходит на залитую светом палубу и видит статую Свободы, торжественный аккомпанемент идеально передаёт чувства архитектора-эмигранта, пережившего Холокост и отправившегося в поисках лучшей жизни за океан.
Помимо увертюры, где тикающий метроном сменяет раскатистая труба, есть в «Бруталисте» и кардинально иные композиции — ревущий джаз, переходящий в какофонию звуков, и утончённые мелодии с солирующим фортепиано. На прошедшем Венецианском фестивале зрители вновь услышали саундтрек Блумберга в мюзикле «Завещание Анны Ли», который срежиссировала Мона Фастволд, супруга Брэйди Корбета.
Имя южнокорейского композитора Чон Джэ-иля приобрело широкую известность за пределами родной страны в начале текущего десятилетия, чему способствовали триумф «Паразитов» и феноменальный успех «Игры в кальмара». В 2025 году вышел «Микки 17» — многострадальная фантастическая комедии Пон Джун-хо, рассказывающая о похождениях колониста Микки Барнса, добровольно ставшего «расходным материалом». Примечательно, что музыка Джэ-иля не обыгрывает космическую тему. Разве что тема жутиков с вкраплениями тибетского горлового пения отдалённо напоминает что-то инопланетное.
В остальном же это классическая музыка с доминированием клавишных и редким использованием духовых, ударных и электронных инструментов. Саундтрек балансирует между лёгкой меланхолией и нарочитой неуклюжестью, что идеально соответствует гротескному сюжету. Самой безумной же затеей было включение в фильм народной польки с детской хоровой партией.
Основанный на реальных событиях триллер Фабриса Дю Вельца о поимке «чудовища из Шарлеруа» был незаслуженно обделён вниманием публики после премьеры в Венеции. Помимо леденящей душу истории, впечатляющих актёрских работ и стильного визуала, «Дело „Мальдорор“» может похвастаться врезающимся в память саундтреком.
Музыка бельгийца Венсана Каэи передаёт весь спектр эмоций, причём как главного героя, так и целой нации, которая чувствовала себя униженной и оскорблённой из-за того, что полиция вместо расследования занималась внутренними разборками. Активное использование в партитуре драм-машины и синтезатора не только усиливает тревожность и дискомфорт, но и прекрасно дополняет сеттинг европейских 90-х. Но главной отличительной особенностью саундтрека является мелодичное насвистывание, которое появляется в поворотные моменты.
Некогда Marvel славилась тем, что нанимала лучших композиторов для написания узнаваемых супергеройских тем. Сейчас же контора Кевина Файги переживает не лучшие времена, и заметно это не только по увяданию качества фильмов и кассовых сборов, но и в аспекте музыкального сопровождения. Впрочем, имеют место и приятные исключения, такие как «Громовержцы*».
За партитуру в блокбастере Джейка Шрейера отвечала пост-рок-группа Son Lux, ранее работавшая над саундтреком к оскароносному «Всё везде и сразу». Стилистический оммаж культовой мелодии Алана Сильвестра, использованный в заглавной композиции, подчёркивает благородство персонажей и их преемственность по отношению к классическим «Мстителям». Также коллектив выразил на нотном листе и противоречивость героев, среди которых нет поборников морали, таких как Капитан Америка.
Наиболее вероятный кандидат на победу в номинации «Лучший оригинальный саундтрек» на следующем «Оскаре». И это неудивительно: в авторском блокбастере Райана Куглера музыка занимает центральное место в истории. Фильм открывается эффектным прологом: закадровый голос рассказывает о людях, чей дар исцеляет души и стирает границу между жизнью и смертью.
Композитор фильма Людвиг Йоранссон погрузился в изучение афро-американской музыки, замиксовав разные жанры и эпохи — от традиционных этнических мотивов и «чёрного» госпела до блюза образца первой половины XX века и современного хип-хопа. Апогея этот приём достигает в эпизоде, где Сэмми (Майлз Кэйтон) исполняет I Lied to You, а в помещении начинают возникать фигуры из прошлого и будущего. Большинство песен были записаны вживую непосредственно на съёмочной площадке. Вклад в создание саундтрека также внесли легенды блюза, в частности Бадди Гай и Бобби Раш, рэперы Rod Wave и Don Toliver, а также актриса Хейли Стайнфелд.
Спортивная драма Джозефа Косински возродила старомодную традицию — выпуск компиляционного альбома с хитами известных артистов для поддержания интереса к фильму. В записи поучаствовали лауреатка «Грэмми» Doja Cat, рэпер Roddy Ricch, участница корейского герл-бэнда Blackpink Роза, внезапно ударившийся в рок Эд Ширан, нидерландский диджей Tiësto и другие представители мировой музыкальной сцены.
Правда, такого же ошеломительного успеха у слушателей, как у саундтрека к «Отряду самоубийц», выпущенного в 2016 году на том же лейбле, диск F1 не снискал. Что же до инструментальной музыки в фильме, то Ханс Циммер стабильно продолжает радовать адреналиновыми мелодиями. Самый титулованный в мире кинокомпозитор умело синтезирует оркестр, электронику и технические шумы, что в сочетании с динамичным монтажом и операторской работой погружает зрителя в атмосферу ожесточённой гонки.
Возглавив киновселенную DC, Джеймс Ганн первым делом принялся за переосмысление образа Супермена. Если предыдущий криптонец, сыгранный Генри Кавиллом, был немногословным мессией, то в образе Дэвида Коренсвета на порядок больше от Кларка Кента, нежели чем от Кал-Эла. Музыка соответствует — воодушевляющая, но не слишком пафосная и величественная.
Композиторы Джон Мёрфи и Дэвид Флемминг ориентировались на саундтрек Джона Уильямса к фильму 1978 года. Даже заглавная тема «Марш Супермена» перекочевала в новую ленту, на чём лично настоял режиссёр. Помимо вдохновляющих оркестровых тем, в фильме присутствуют и динамичные композиции, связанные с «Бандой Справедливости» и злодеем Лексом Лютором. Нельзя не упомянуть и песню Punkrocker: Ганн совершенно случайно наткнулся на полузабытый трек Игги Попа и The Teddybears на просторах Spotify и счёл его крайне уместным для трогательного финала.
Эпический, вдохновлённый «Магнолией» Пола Томаса Андерсона, хоррор «Орудия» вышел в зарубежный прокат в августе и вмиг обзавёлся статусом «главного жанрового события года». В тихом городке происходит невообразимое: 17 детей из класса молодой учительницы (Джулия Гарнер) пропадают без следа. Мальчики и девочки внезапно проснулись в два часа ночи и ушли из своих домов, после чего их больше никто не видел. Жители в панике. Состояние их тревоги передаёт музыка, сочинённая Хэйсом и Райаном Холладеями при участии режиссёра и сценариста Зака Креггера.
В прологе аккомпанемент звучит по-сказочному красиво и ненавязчиво. Это слабо вяжется с тем, что зрителям предстоит увидеть в ближайшие пару часов. На этот же лад настраивает и песня Beware of Darkness Джорджа Харрисона, под звуки которой дети, раскинув руки, убегают в неизвестном направлении. Однако затем в партитуре появляются ударные и струнно-смычковые инструменты и экшен-биты. Отдельного внимания заслуживает тема наркозависимого юноши по имени Джеймс, где в такт музыке замиксованы звуки перезарядки оружия.
«Битва за битвой» уверенно идёт к «Оскару», сметая на своём пути награды на престижных премиях и возглавляя списки лучших фильмов года по версии большинства авторитетных изданий. Это редкий случай, когда картину уже в год премьеры называют будущей классикой. Новая работа Пола Томаса Андерсона захватывает с первой минуты во многом благодаря музыкальному сопровождению: как говорится, гениальному кино — гениальный саундтрек.
По традиции, начавшейся с «Нефти», режиссёр доверил создание партитуры гитаристу Radiohead и своему давнему другу Джонни Гринвуду. «Битва за битвой», раздираемая абсурдом и реализмом, семейной драмой и адреналиновым экшеном, получила звучание, в котором чувствуются та же нервная энергия и контраст. Акустическая гитара, клавишные, тикающий метроном, электронные и ударные инструменты — в соло или в ансамбле — создают запоминающиеся джазовые мелодии. Особенно выделяются навязчиво маниакальная Ocean Waves и глубоко меланхоличная Guitar for Willa. И хотя саундтрек звучит дерзко и авангардно, в нём всё же чувствуется ретро-основа, эхо столь любимого Андерсоном Нового Голливуда.
«Сират» Оливера Лаше, представленный на Лазурном Берегу, получил от российских прокатчиков крайне точный слоган — «фильм, взорвавший Каннский кинофестиваль». Картина о скитаниях отца и сына по пустыне в компании рейверов на фоне вспыхнувшей Третьей мировой, запомнится зрителям не только шокирующей развязкой, но и оригинальным саундтреком Давида Летелье, известного под псевдонимом Kangding Ray.
В открывающей сцене фильма техники запускают гигантские акустические системы, чей пульсирующий ритм сотрясает величественные марокканские пейзажи. Лента стартует с такого мощного импульса, что зритель сразу же погружается в транс, из которого вывести может разве что сработавшая под ногами мина. В саундтреке переплетаются строгий минимализм, авангардная электроника и североафриканские мотивы. Кроме того, звук здесь намеренно «грязный» (местные тусовщики коллекционируют сломанные колонки), а каждый следующий бит, как заверяет героиня Жаде Укид, является уникальным.
Известный своими сюрреалистическими картинами Йоргос Лантимос в 2025 году снял «Бугонию» — ремейк южнокорейской фантастической комедии 2003 года «Спасти зелёную планету!». Музыка в работах греческого постановщика всегда была мощным инструментом, усиливающим безумие в кадре. За саундтреки у Лантимоса обычно отвечает композитор Джерскин Фендрикс, который работал над музыкой для «Бедных-несчастных» и «Видов доброты».
Для «Бугонии» Фендрикс получил странное техзадание от режиссёра — создать партитуру, опираясь лишь на три слова: пчёлы, подвал и космос. Позже в интервью композитор признался, что, пытаясь найти логическую связь между тремя разрозненными понятиями, он будто сам очутился в шкуре безумного конспиролога, сыгранного Джесси Племонсом. В итоге Фендрикс создал симфонию в характерном для Лантимоса слиянии абсурда и пафоса. Камерная история о том, как два отморозка похитили бизнесвумен, приняв её за инопланетянку, оживает благодаря грандиозному оркестровому сопровождению. Не обошлось и без фирменных для Джерскина диссонирующих звуков, передающих внутренние переживания героев.
Фигура композитора Александра Деспла в новой мрачной сказке Гильермо дель Торо кажется абсолютно закономерной после чрезвычайно успешного сотрудничества с режиссёром на «Форме воды» и «Пиноккио». Маэстро остался верен себе: музыка в «Франкенштейне» не пугает, а скорее взывает к зрительскому сочувствию через раскрытие личных драм и хрупкость персонажей.
Саундтрек выдержан в меланхоличной и таинственной интонации с трогательными соло норвежской скрипачки Элдбьорг Хемсинг в наиболее эмоциональных и интимных сценах, таких как первая встреча Существа и Элизабет. В нём также присутствует барочное и даже вальсовое звучание с оглушительным церковным органом, женскими хоровыми партиями и непрерывным генерал-басом. Наиболее эффектной является тема пробуждения чудовища, где музыка сливается с яростью стихии. Для композитора с таким сдержанным стилем подобная пышность кажется необычной и, казалось бы, почти чужеродной, но для готического фэнтези о творце с комплексом бога она подошла как нельзя лучше.
Картину Клинта Бентли небезосновательно называют главным инди-фильмом 2025 года. Тихая драма о жизни американского лесоруба, охватывающая обширный временной промежуток, выделяется не только тонкой игрой Джоэла Эдгертона и выдающейся работой оператора Адольфо Велозо, но и пронзительной партитурой от гитариста инди-рок-группы The National Брайса Десснера.
Режиссёр хотел, чтобы «Сны поездов» звучали не как историческая картина, а как поэтичное киновысказывание — атмосферное, элегическое и почти мечтательное. Композитор стремился к балансу между оркестровой экспрессией и этническим спокойствием, чтобы кино оставалось глубоко человечным, но при этом ощущалось как нечто монументальное. Так появился уникальный аудиоландшафт драмы, где синтезатор сосуществует с органом и банджо. И как финальный аккорд — песня Train Dreams, слова к которой написал и исполнил легендарный Ник Кейв.