Актеры, которым удалось не стать заложниками одной роли
23 июля Дэниэл Рэдклифф празднует юбилей — звезде франшизы «Гарри Поттер» исполняется 35 лет, 25 из которых он снимается в кино. Несмотря на то, что роль мальчика, который выжил, подарила актеру всемирную славу и баснословные гонорары, он не пожелал оставаться звездой одного амплуа, а захотел пробовать новое. В честь дня рождения звезды вспоминаем его и других знаменитых артистов, сумевших не остаться заложниками прославивших их ролей.
Дэниэл Рэдклифф
Уже к середине нулевых сложно было найти в мире молодого актера известнее звезды «Гарри Поттера» Дэниэла Рэдклиффа. С ростом интереса к кинофраншизе и будущей судьбе волшебника в геометрической прогрессии росли и гонорары актера. Для сравнения: роль в первой части серии принесла ему 1 млн долларов, а съемки в финальной части серии — 33 миллиона. Завершив киноисторию о Поттере, Дэниэл вышел из проекта мультимиллионером — по разным подсчетам, его состояние достигло 100 миллионов долларов. И это к 20 годам. Но почивать на лаврах Рэдклифф отказался.
После завершения франшизы актер попробовал себя в разных жанрах: снялся в викторианском хорроре «Женщина в черном», экранизации «Записок юного врача» по одноименному произведению Михаила Булгакова — кстати, любимого писателя Рэдклиффа, попробовал себя в молодежной мелодраме «Дружба и никакого секса?». Но настоящие эксперименты в его карьере начались позже — с уже внушительным состоянием и известностью актер не боялся рисковать, соглашаясь на участие в проектах, максимально далеких от прилежного образа Гарри Поттера.
Самыми яркими примерами новой главы карьеры стали провокационная драма «Человек — швейцарский нож», в которой он сыграл труп, криминальная комедия «Пушки Акимбо» про интернет-тролля в беде, сатирический сериал «Чудотворцы» про небесную канцелярию и мир постапокалипсиса и, конечно же, «Странный Эл» — гротескный байопик о музыканте и певце Альфреде Янковиче. Профессиональная смелость и готовность бросать себе новые вызовы позволили Рэдклиффу построить самую впечатляющую карьеру из всего молодого каста поттерианы и доказать, что он больше, чем мальчик, чудом прошедший кастинг в самую волшебную кинофраншизу в истории.
Зендея
Зендея начинала творческий путь с детских проектов на телеканале Disney, где снималась в однотипных сериалах для дневного показа, когда юная аудитория возвращалась со школы и усаживалась перед телевизором в ожидании любимого шоу. Но постепенно ее карьера переехала с телевидения на большой экран — в 2017-м актриса и певица сделала два внушительных рывка: снялась в байопике «Величайший шоумен» и получила роль возлюбленной Человека-паука Мишель во вновь перезапущенной супергеройской серии. Однако по-настоящему прорывным для нее стал 2019-й, когда один за другим вышли второй «Человек-паук» и сериал «Эйфория» — революционное шоу для зумеров. Роль наполовину осиротевшей старшеклассницы Рут, переживающей утрату отца с помощью запретных веществ, стала знаковой в карьере исполнительницы.
Проект произвел эффект разорвавшейся бомбы и помог Зендее раскрыть себя с неожиданной стороны: из звезды детского телевидения она превратилась в артистку, которой под силу мощные и провокационные образы амбивалентных героинь. На волне успеха «Эйфории» Зендея поспешила закрепить свои позиции: сыграла в камерной черно-белой драме «Малкольм и Мари», в фантастическом блокбастере Дени Вильнёва «Дюна» и в динамичных «Претендентах» Луки Гуаданьино. По фильмографии артистки, которая сегодня нарасхват, видно, что Зендея никуда не спешит и выстраивает курс своей карьеры вдумчиво — для нее качество определенно важнее количества.
Роберт Паттинсон
Каждый, кто застал выход первых «Сумерек» в мировой прокат, помнит, какой эффект фильм оказал на умы и сердца молодой аудитории. Сыгравший чувственного вампира Эдварда Каллена Роберт Паттинсон вмиг стал всемирно известен, и казалось, что его дальнейший путь предопределен — клепать однотипные мелодрамы. Собственно, это коллега Рэдклиффа по «Кубку огня» сперва и делал: снялся в сентиментальной картине «Помни меня» и драме «Любовь и предательство», а параллельно продолжали выходить новые части саги «Сумерки». Немного этот стройный ряд историй любви разбавили экранизации одноименных книжных хитов «Воды слонам!» и «Милый друг».
Но в 2012-м Паттинсон разделил свою фильмографию на до и после. За пару лет на экраны вышли вызывающе странный «Космополис» по роману Дона ДеЛилло, сдержанный криминальный триллер «Ровер», издевательская «Звездная карта» и мрачная история становления одного европейского тирана «Детство лидера». Еще дальше в профессиональные эксперименты актера завели сай-фай Клер Дени «Высшее общество», криминальная драма «Хорошее время» и сновидческий черно-белый триллер Роберта Эггерса «Маяк». Казалось, что главный критерий отбора проектов для Паттинсона — «чем страннее, тем лучше». Но эта формула себя оправдала: менее чем за десять лет расстояние между ролями в «Сумерках» и в «Бэтмене» превратилось в пропасть. А Паттинсон стал одним из важнейших и самых смелых актеров поколения.
Кристен Стюарт
Коллега Паттинсона по «Сумеркам» Кристен Стюарт не отставала — начав карьеру с зубодробительного триллера «Комната страха» Дэвида Финчера, она отказывалась застревать в образе угловатой старшеклассницы Беллы. Стюарт сыграла в рок-байопике «Ранэвэйс», в экранизации истинно американского романа Керуака «На дороге», в драме «Всё еще Элис», в загадочном «Персональном покупателе», в напряженном байопике «Опасная роль Джин Сиберг» и в боди-хорроре «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, который давно взял в оборот и Роберта Паттинсона.
Да, случались в карьере Стюарт и досадные промахи — например, неудачная попытка реанимировать «Ангелов Чарли», «Светская жизнь» неровного сегодня Вуди Аллена и спорная «Спенсер», в которой работа Стюарт — самозабвенная и отчаянно откровенная — идет вразрез со слабым сценарием и безликой режиссурой. Но в 2024-м вышла экспериментальная криминальная драма «Любовь истекает кровью», переносящая зрителей в жаркое американское захолустье 1980-х. Стюарт играет одну из лучших ролей в карьере и продолжает настаивать на нестандартном выборе проектов: бледная и неуклюжая Белла в ее исполнении давно осталась в прошлом, а в настоящем актриса успешно продолжает брать новые высоты.
Пол Мескал
В 2020 году, в самый разгар пандемии коронавируса, вышли «Нормальные люди» — экранизация одноименного романа Салли Руни, и на актерском небосклоне зажглась новая звезда. На самом деле две: Пола Мескала и Дэйзи Эдгар-Джонс. Но карьера последней развивается хоть и интересно, однако пока не столь стремительно, как у Мескала. Сыгравшие влюбленных старшеклассников Марианну и Коннелла актеры вмиг стали знаменитыми. А история болезненных и во многом обреченных отношений героев с молодыми, но уже надтреснутыми сердцами стала современной классикой.
Мескал свою новообретенную популярность обратил в русло авторского кино: снялся в драме Мэгги Джилленхол «Незнакомая дочь», в криминальных «Тварях божьих» и в разрывном дебюте Шарлотты Уэллс «Солнце мое». Картины были показаны в Каннах и Венеции. В 2023-м актер не сбавлял обороты — он снялся в мелодраме «Мы всем чужие» с Эндрю Скоттом и в загадочном сай-фае в стилистике южной готики «Недруг». Однако главная премьера актера впереди — на подходе второй «Гладиатор» Ридли Скотта, в котором Мескал исполнил роль римского солдата Люция, племянника правящего императора Коммода.
Марго Робби
Австралийка Марго Робби начала карьеру с локальной мыльной оперы «Соседи», а продолжила съемками в сериале «Пэн Американ» про внутреннюю кухню известной авиакомпании в 1960-е. Но голливудским прорывом для нее стала роль Наоми — супруги героя Леонардо ДиКаприо в «Волке с Уолл-стрит». Робби сыграла пусть строптивую и характерную, но всё же очень стандартизированную блондинку из криминальных историй про ушлых мужчин с деньгами. И пока критики прочили ей славу новой главной красотки Голливуда, Робби не спешила с ними соглашаться. Снявшись в криминальной комедии «Фокус» и сыграв трофейную возлюбленную главного героя в «Тарзан. Легенда», она переключилась на героинь совершенно иного толка.
Актриса воплотила на экране харизматичную и наглухо отбитую злодейку Харли Куинн в «Отряде самоубийц» (к этой роли она возвращалась в двух последующих сиквелах), скандальную фигуристку Тоню Хардинг в криминальном байопике «Тоня против всех», коварную Елизавету I в викторианской драме «Две королевы», амбициозную тележурналистку в надрывном «Скандале», актрису Шэрон Тейт в «Однажды в… Голливуде», своенравную молодую артистку Нелли в «Вавилоне» и выворачивающую наизнанку образ пустоголовой кукольной блондинки фронтвумен в «Барби».
Дарья Мельникова
Среди отечественных артистов тоже хватает примеров звезд, сумевших выйти далеко за рамки прославивших их ролей. Исполнительница роли Жени в культовых «Папиных дочках» Дарья Мельникова после завершения ситкома долго искала себя в профессии. Но с хорошими и оригинальными проектами ей не особо везло. Да и съемки она совмещала с рождением и воспитанием детей в браке с актером Артуром Смольяниновым*(*признан иноагентом и включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Однако в начале 2020-х карьера Мельниковой получила второе рождение, да еще какое!
На экраны с участием актрисы вышли эротическая драма «Соври мне правду», психологический триллер «Медиатор», пропитанный ростовским вайбом криминальный сериал «ЮЗЗЗ», секс-комедия «Хочу не могу!», современная сказка «Волшебный участок» и панк-байопик «Король и Шут» о становлении известной группы, в котором Дарья сыграла жену Горшка Ольгу Горшенёву. Проекты получились разного качества и вызвали не сопоставимый с «Папиными дочками» зрительский отклик, но доказали, насколько разноплановой артисткой оказалась Мельникова, не побоявшаяся дать своей карьере второй шанс.
Сергей Гилёв
Сергей Гилёв пришел в актерство по профессиональным меркам поздно, долго искав себя. Но его дебют на экране стал настоящей сенсацией. Роль казака Данилы, харизматичного антагониста без души и внутренних тормозов, стала украшением сериала «Чики», также прогремевшего в пандемийный 2020-й. И пока сам актер в первые месяцы после премьеры сомневался, сложится ли его карьера, индустрия быстро рассмотрела в нём новую большую звезду.
От ролей в сериалах вроде «Последнего министра», «Пассажиров», «Пищеблока», «Содержанок», «Нулевого пациента» и «Фишера» он перешел в первую лигу большого кино. Гилёв снялся в якутской драме «Нуучча», напряженном триллере «Кентавр», обласканной драме «Пациент № 1» Резо Гигинеишвили, фантастических «Контактах» и в пока так и не вышедшем байопике про Есенина «Декабрь». График артиста расписан на несколько лет вперед, но при такой занятости Гилёв неизменно продолжает удивлять зрителя. Даже его фирменные злодеи не повторяются, а сам он всё чаще примеряет на себя образы не однобоких негодяев, а героев более сложной душевной организации.
Оксана Акиньшина
Оксана Акиньшина дебютировала в кино случайно — пришла на кастинг в бодровских «Сестер» по завету представителей своего модельного агентства. Но молодая актриса оказалась идеальной исполнительницей роли Светы — старшей из двух сестер, уходящих от преследования бандитов. На несколько лет образ сильной духом, но брошенной на произвол судьбы сироты был неразрывен с актрисой. Вслед за «Сестрами» похожую героиню она сыграла в драме «Лиля навсегда», в одном из эпизодов сериала «Каменская» и даже в голливудском «Превосходстве Борна».
Изменили ситуацию «Стиляги» Валерия Тодоровского, в которых актриса сыграла девушку по прозвищу Польза. А также «Высоцкий. Спасибо, что живой» — спорный байопик про последние дни советского барда, в роли возлюбленной которого снялась Акиньшина. Эти проекты, а еще романтическая дилогия «8 первых свиданий» и комедия «СуперБобровы» помогли актрисе раскрыться в новом амплуа — прежде серьезные героини артистки теперь были комичными, воздушными и впечатляли окружающих своим завидным жизнелюбием. Акиньшина — до сих пор одна из самых востребованных российских актрис. Только за последние годы с ее участием вышли такие проекты, как «Полет», «Чернобыль», «Спутник» и «Контейнер».
Александр Паль
Александр Паль ворвался в российское кино так же дерзко и уверенно, как его герой Хипарь в комедию «Горько!». Персонаж с татуировкой в виде трех богатырей на груди, бритой головой и специфическим криминальным говорком вмиг полюбился публике и стал по-настоящему народным. Многие даже сравнивали его с Сергеем Бодровым — младшим. Закрепил амплуа выход второй части комедийной серии Жоры Крыжовникова и его же короткометражная картина (новогодняя сказка наоборот) «Нечаянно». Позже были «Тряпичный союз», «Парень с нашего кладбища» и «Хардкор», которые укоренили Паля в образе героя, которого он сам называл «отбитым». Актер неоднократно жаловался в интервью, что режиссеры и продюсеры беззастенчиво эксплуатируют его амплуа, хотя ему не интересно играть одно и то же. И стал действовать.
В «Хорошем мальчике» Паль сыграл полную противоположность своих прошлых героев — тактичного интеллектуала и школьного учителя Станислава Ильича. В сериале «Толя-робот» — обаятельного парня Толю с биопротезами вместо рук. В «Верности» — обманутого мужа, проживающего разные сцены из супружеской жизни. В «Глубже!» — тонкого театрального режиссера, от кризиса в профессии отправившегося снимать порно. В горькой драме «Дело» — следователя по делу ложно обвиненного. В «Каш» — одного из свидетелей голодомора в Казахстане 1930-х. Во всех этих проектах Александр старается быть разным, воплощая на экране кардинально непохожих друг на друга персонажей. Они могут вызывать симпатию или нет, привлекать или отталкивать. Но они никогда не повторяются.