Опубликовано 17 мая 2024, 16:43
4 мин.

«Претенденты» Луки Гуаданьино: Такой теннис мы еще точно не видели

Поделиться:
«Претенденты» Луки Гуаданьино: Такой теннис мы еще точно не видели

В зарубежных онлайн-кинотеатрах стали доступны «Претенденты» — спортивная драма режиссера Луки Гуаданьино («Большой всплеск», «Суспирия»). Итальянец играет со зрителем в кошки-мышки, не стесняется самых прямолинейных метафор и вообще, кажется, получает от происходящего огромное удовольствие. Рассказываем, как у Гуаданьино получился один из самых злых и смешных фильмов об отношениях во времена кризиса романтических комедий.

Голливуд уже который год говорит о кризисе ромкомов. Во времена господства woke культуры и новых правил производства фильмов сложно придумать вегетарианскую историю любви, в которой не будет оскорбления чувств различных категорий населения, токсичных отношений, гостинга и прочих неприятных форм поведения с модными названиями. Массовый кинематограф действительно застопорился, не зная, с какой стороны подойти к проблематичному жанру. А вот драмам поменьше гораздо проще рассказывать ужасы про дисфункциональные отношения. И талантливые режиссеры на то и талантливые, чтобы придумать невероятно увлекательный способ затащить зрителей в пучину ревности, предательства и амбиций.

Итальянский режиссер Лука Гуаданьино сделал любовь во всех ее проявлениях (и даже ее отсутствие) центральной темой своей фильмографии. От дебютного «Я есть любовь», где женщина влюбляется в человека гораздо младше нее, до трогательной истории первой любви в «Назови меня своим именем» и кровавого приключения двух влюбленных людоедов в «Целиком и полностью». В «Претендентах» итальянец показывает себя в лучшей форме и, вопреки модным тенденциям, снимает жутковатую и при этом невероятно смешную историю любви трех эгоистов.

Великолепная, пробивная и невероятно красивая бизнесвумен Таши Дункан (Зендея) после того, как ей пришлось похоронить мечты о карьере теннисистки, намерена построить бизнес-империю с помощью мужа Арта Дональдсона (Майк Фейст). Он тоже талантливый теннисист, который после небольшой паузы по наставлению жены и по совместительству его менеджера и тренера возвращается на корт. У Таши всё схвачено: у пары есть очаровательная дочь, куча денег, скоро выходит книга о их совместных успехах. Осталось только вернуть Арту уверенность, чтобы он смог всех победить за них двоих. Для этого она записывает на соревнования так называемых претендентов — любителей, которых Арту будет легко победить. В финале он встречается с неким Патриком Цвайгом (Джош О’Коннор), и сначала кажется, что спортсменов ничего не связывает. Однако в серии флешбэков режиссер дает понять, что за этим вроде бы не очень важным матчем скрывается история дружбы, предательства и рухнувших надежд.

Рецензия на фильм «Претенденты» (2024)

Картина должна была открывать прошлогодний Венецианский фестиваль, но из-за забастовки актеров премьера была перенесена на весну 2024-го

Кадр из фильма «Претенденты», реж. Лука Гуаданьино, 2024

Гуаданьино не собирается выкладывать всё начистоту и предпочитает играть со зрителем в кошки-мышки. Настоящее и прошлое постоянно перебивают друг друга, пока не сходятся в одной точке. Но ждать кульминации запутанной истории придется долго — фильм идет больше двух часов. Далеко не всегда такая длина оправдывается. Режиссер берет очень быстрый темп, практически каждая сцена заряжена электричеством, но со временем ритм становится всё сложнее держать. Какие-то сцены начинают проседать, однако фильм наверстывает скорость с помощью по-настоящему дерзких и остроумных сцен, которые оценил бы даже Пол Верховен — главный мастер троллинга в европейском кино.

Фильму помогают не выдохнуться красноречивые метафоры, которые режиссер с явным наслаждением раскидывает по всему сюжету, беспокойная камера оператора Сайомбху Мукдипрома («Назови меня своим именем» и «Память»), которая постоянно меняет ракурсы и точки зрения, и жесткий саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, как будто озвучивающий напряжение между героями. После не вполне удачных гитарных экспериментов в «Целиком и полностью» музыканты возвращаются к фирменному электронному звучанию, которое как будто проникает в каждую пору картины.

«Претенденты» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Для сценариста Джастина Куритцкеса это дебют в кино

Кадр из фильма «Претенденты», реж. Лука Гуаданьино, 2024

Молодые актеры, изображающие один из самых странных любовных треугольников последних лет, получают удовольствие от процесса наравне с режиссером. Если не считать Зендеи, которая в свои 27 лет стала международной звездой, актерский состав «Претендентов» находится в начале карьерного пути. Джош О’Коннор получил известность благодаря роли молодого принца Чарльза в сериале «Корона» и показал, на что по-настоящему способен, в мистической «Химере» Аличе Рорвахер в прошлом году. Его застрявший между миром живых и миром мертвых эфемерный Артур является полной противоположностью распутному и эгоистичному Патрику. Примерно та же динамика наблюдается и у Майка Фейста — его задиристый Рифф из недавней «Вестсайдской истории» совсем не похож на тихого, но расчетливого Арта.

Таши Зендеи — самая эгоистичная и расчетливая из них троих, она царит над мужчинами. Животная энергетика героини, ее твердость и одновременно четкое понимание целей идеально подходят актрисе, засидевшейся в амплуа подружки главного героя. Таши, как непробиваемая сетка, становится между двумя героями, и противостоять ее красоте и обаянию практически невозможно. На это и рассчитывает Гуаданьино, использующий героиню как приманку в хитром маневре. При этом он постоянно подталкивает зрителей в правильном направлении, и собирать эти зацепки нужно во взглядах, полуулыбках и прозрачных намеках.

«Претенденты» (2024): обзор фильма

Зендея не только сыграла в фильме, но и выступила его продюсером

Кадр из фильма «Претенденты», реж. Лука Гуаданьино, 2024

Сценарий к фильму написал молодой драматург Джастин Куритцкес. Его жена Селин Сон в прошлом году выпустила автобиографическую драму «Прошлые жизни» о любовном треугольнике между корейской эмигранткой, ее американским мужем и корейским другом детства. Работу Сон номинировали на «Оскар» как лучший фильм и за лучший оригинальный сценарий. В этом же году нам предлагают посмотреть на любовный треугольник, гораздо более извращенный и больной, глазами ее мужа. И, кто знает, может быть, эта странная история страсти без любви станет одной из самых заветных работ года грядущего и будет активно участвовать в наградном сезоне.

Новое в подписке

Лучшее в подписке