Свой среди своих: Лучшие фильмы с Анатолием Солоницыным
Сегодня Анатолию Солоницыну могло бы исполниться 90 лет. Советский актер с влиятельной и эффектной фильмографией снялся в десятках картин без закрепленного типажа, активно сотрудничая с лучшими режиссерами позднесоветского времени: Глебом Панфиловым, Ларисой Шепитько, Вадимом Абдрашитовым, Элемом Климовым, Алексеем Германом, Никитой Михалковым и другими. Однако особенную роль в жизни Солоницына сыграла дружба с Андреем Тарковским: начиная с культового шедевра «Андрей Рублёв», где актер исполнил главную роль в карьере, Солоницын появлялся в каждой картине автора, став его символическим талисманом. Рассказываем о лучших ролях большого актера.
Действие разворачивается в средневековой Руси XV века во времена кровавых междоусобных войн между наследниками князя Дмитрия Донского. Простой народ переживает тяжелые голодные времена, одновременно страдая от мора, истощения, набегов татар и княжеских дружинников. Однако в это непростое время появляется гениальный художник, монах-иконописец Андрей Рублёв (Анатолий Солоницын): находясь в глубоком экзистенциальном и творческом кризисе, он странствует по Руси, рассуждая со встречными о Боге, вере и мирской жизни. Фильм разделен на две части и восемь новелл, каждая из которых рассказывает об особенном событии в судьбе великого художника.
«Андрей Рублёв» — эпическая историко-философская драма самого известного в мире отечественного постановщика Андрея Тарковского. Со времен премьеры картина прочно закрепилась во всех мировых топах, в среднем оставаясь в десятке главных фильмов за всю историю. Однако «Андрея Рублёва» вряд ли можно назвать стилизованной исторической эпопеей из серии ЖЗЛ: о жизни иконописца известно очень мало, а потому многое в фильме (от событий до фактических данных) создавалось интуитивно, в сочетании с главной философской идеей о поиске веры в себе и людях. Роль Андрея Рублёва стала самым знаменательным событием в карьере Солоницына, который до этого успел сняться лишь в дебюте Глеба Панфилова: случайно прочитав отрывок сценария в журнале, актер выехал из Свердловской киностудии в Москву, прошел пробы и, переборов режиссерские сомнения, был утвержден. Ради сложной аскетичной роли монаха Солоницын долго работал над избыточной актерской театральностью, а для сцены снятия обета молчания не разговаривал несколько месяцев, чтобы придать голосу натуральную хрипоту.
Рядом с вымышленным городом когда-то упал метеорит, вокруг которого образовалась аномальная Зона. Легенды о фантастической Комнате, в которой, по рассказам, исполняются «самые заветные, самые искренние, самые выстраданные» желания, заставляют странников отправляться в неизвестность, где многие бесследно исчезают. В центр этого гиблого места стремятся попасть потерявший вдохновение Писатель (Солоницын) и ищущий ответы мироздания Профессор (Николай Гринько). Смельчак по прозвищу Сталкер (Александр Кайдановский) берется провести их в запретную Комнату. Преодолевая многочисленные мистические ловушки, путники стремятся к заветной цели, по пути размышляя о жизни, вере и надежде.
«Сталкер» — еще одна великая притча Андрея Тарковского, снятая по мотивам фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Во многом из-за отсутствия привычного для Тарковского символизма фильм хорошо был принят в прокате и почти не имел проблем с цензурой, однако главные трудности выпали на этап производства картины. Съемки растянулись на годы: первая партия отснятого материала была утеряна, официально — из-за халатности персонала «Мосфильма» (хотя существует множество версий инцидента), из-за размолвки с Тарковским площадку покинул оператор Георгий Рерберг, а Стругацкие продолжали переписывать сюжетные линии. Судя по воспоминаниям, работать с режиссером было крайне непросто, однако Солоницын безропотно выполнял все противоречивые указания гениального художника, создавая на экране образ безымянного Писателя — угнетенного человека, несущего груз отчаяния и внутренних конфликтов.
Ночной поезд мчится по рельсам с мирно спящими пассажирами, пока не сталкивается с выехавшей навстречу железнодорожной платформой. За пару секунд до ДТП неизбежность столкновения замечают машинисты пассажирского состава: один выпрыгивает, а другой ценой собственной жизни тормозит поезд. Чтобы установить виновных в железнодорожной катастрофе, в городок приезжает следователь прокуратуры Герман Ермаков (Олег Борисов). В местной гостинице свободных номеров не оказывается, и следователя подселяют к журналисту Игорю Малинину (Солоницын), случайному свидетелю аварии. Чем больше Ермаков допрашивает подозреваемых, тем сложнее определить виновного: каждый причастный допустил преступную халатность, повлекшую за собой трагедию. Выступая против слепой веры в мнимый героизм, Ермаков настраивает против себя жителей города.
«Остановился поезд» — выдающаяся социальная драма знаменитого творческого союза: режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. В год своего выхода фильм был признан антисоветским и запрещен к показу вплоть до перестройки, что, как ни странно, спасло картину от цензуры. «Остановился поезд» — уникальное событие в истории отечественного кино, осмысляющее сакральную для государства тему героизма в мирное время. Редкий случай в кино, когда две противоположные позиции в равной степени убедительны: Ермаков настаивает на необходимости открыть людям глаза на ложь и попустительство, а Малинин — на сострадании к тем, кто не способен принять лишенную героизма реальность. Герой Солоницына — наблюдательный журналист с прекрасным критическим мышлением, настаивающий на снисходительности к покладистому обществу, готовому мириться с чем угодно ради посмертных званий. Музыка Эдуарда Артемьева придает картине пронзительную ритмическую пульсацию, а философские споры героев нередко ставят в тупик.
В лесах Белоруссии, оккупированной немецкими войсками, пытается выжить партизанский отряд, из последних сил терпящий голод и холод. На поиски жизненно важного продовольствия в ближайшее село отправляются двое солдат: Николай Рыбак (Владимир Гостюхин) и Борис Сотников (Борис Плотников). В деревне партизаны попадают в плен к полицаям, а их жизни теперь зависят только от сделки с собственной совестью.
«Восхождение», поставленное по повести Василя Быкова «Сотников», — грандиозная библейская драма, ставшая последней картиной трагически погибшей Ларисы Шепитько. Вопреки расхожему мнению, постановщица сопротивлялась определению жанра фильма как военной драмы, ведь война использована Шепитько лишь как обстоятельство для раскрытия бытийных человеческих конфликтов, разворачивающихся на фоне выдающейся музыкальной партии Альфреда Шнитке. Солоницын воплотил полицая Портнова, пострадавшего от советской власти и впоследствии ставшего коллаборационистом. Портнов — скользкий тип, знающий цену человеческой трусости, — сталкивается с Сотниковым в лице актера-дебютанта Бориса Плотникова, найденного режиссером по подобию образа Спасителя. «Восхождение» — первая советская картина, удостоенная «Золотого медведя» Берлинале.
1920-е годы. На страже молодого государства, победившего останки белогвардейского войска, встают вчерашние бойцы-соратники — пятеро друзей, прошедших мясорубку Гражданской войны и свято верящих в правое дело революции. В маленьком южном городе товарищи готовят к отправке в Москву поезд с золотом, реквизированным у буржуазии для голодающих жителей Поволжья. К заданию должен приступить Егор Шилов (Юрий Богатырёв), но накануне при невыясненных обстоятельствах он исчезает, а в его комнате находят неопознаваемый труп. Председатель губкома Сарычев (Солоницын), скорбя по товарищу, выполняет его миссию — тайно и с охраной отправляет ценный груз по назначению. Но в пути золото похищают бандиты, а Шилов неожиданно возвращается живой, но с необъяснимой амнезией. Чекистам ясно, что в их рядах предатель, а Егор, не в силах вытерпеть подозрение друзей, решается на риск ради возвращения доверия.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — культовый приключенческий дебют Никиты Михалкова в жанре истерн. У Солоницына небольшая, но важная роль: именно его герой как должностное лицо проходит глубокие муки совести и долга, но всё же не дает себе усомниться в верности близкого друга. Увлекательная детективная линия, лихие скачки и громкие перестрелки на фоне изумительных горных пейзажей и знаменитого саундтрека Эдуарда Артемьева сделали картину классикой советского жанрового кино.
Во время Гражданской войны от станции к станции курсирует санитарный поезд, собирая по пути раненых. Санитарка Таня Тёткина (Инна Чурикова), несмышленая и угловатая девчонка, стойко выполняет рутинную работу, наблюдая покалеченных красноармейцев и разрушенные человеческие судьбы. Не понимая витающей ожесточенности, чистая и добрая душа девушки ищет спасения в живописи и безоглядной любви к Алёше (Михаил Кононов). Таня рисует живо и вдохновенно, а ее картины, простые и неказистые, как сама художница, получаются невероятно правдивы из-за вложенного в них страха и ужаса братоубийственной войны, смертельной усталости от нескончаемых лишений и веры в счастливое и спокойное будущее.
«В огне брода нет» — чуткая военная драма Глеба Панфилова, покорившая жюри фестиваля в Локарно своей искренностью и новым честным взглядом на важные исторические события. Солоницын исполнил роль комиссара Ивана Игнатьича — человека доброго и справедливого, вынужденного нести службу в пределах санитарного поезда, но всем сердцем стремящегося на передовую, туда, где нет времени думать о жертвах коммунистического режима и где всегда ясно, кого атаковать. Особенный подход в изображении войны стал причиной пристального внимания цензуры, что привело к переснятому финалу. Все персонажи картины — маленькие люди, жизни которых перемолола Гражданская война: кто-то остался на обагренных кровью полях, кто-то — в разоренном городе, а кто-то — в домике, захваченном белогвардейцами.
Действие разворачивается в 1942 году в северо-западной части России, оккупированной немецкими карателями. Партизанский отряд под командованием лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) остро нуждается в пропитании. Единственный способ выжить — захватить тщательно охраняемый вражеский эшелон с продовольствием. Лейтенант в смятении: боясь подставить отряд, он принимает решение доверить исполнение операции бывшему местному коллаборационисту Лазареву (Владимир Заманский), недавно добровольно прибившемуся к партизанам.
Военную драму Алексея Германа «Проверка на дорогах», поставленную по мотивам одноименного произведения его отца, зрители увидели лишь в эпоху перестройки спустя 16 лет полочного забвения. В войне Германа отсутствует героический пафос — здесь только грязь, пот и кровь, а человек, несмотря на обстоятельства, проходит важные для личности метаморфозы, оставаясь существом сложным и противоречивым. Чего не скажешь о майоре Петушкове в исполнении Солоницына: его герой — верный соратник Локоткова, но его черно-белый взгляд на мир разнится с чуткостью командира, хотя сочувствие к бывшему коллаборационисту Лазареву не чуждо и ему. Фильм считается одной из первых попыток в советском кино реабилитировать плененных в годы войны солдат.
В компании московских интеллигентов встречаются два успешных архитектора Маша (Любовь Виролайнен) и Дмитрий Калмыков (Солоницын). Калмыков, дожив до 35 лет холостяком, неожиданно понимает, что влюблен, и решается сделать предложение близкой ему по духу женщине. А Маша, несмотря на печальный опыт прошлого, вверяет свою жизнь этому решительному мужчине. Покинув Москву, новоиспеченные супруги начинают выстраивать семейную жизнь по кирпичику в далеком сибирском новострое.
«Любить человека» — романтичная производственная драма Сергея Герасимова о любви на фоне масштабного строительства нового города. Прототипом главного героя стал известный советский архитектор Александр Шипков. Фильм выполнен в традициях позднесоветской мелодрамы — с вниманием к психологическому созреванию героев и тернистому выстраиванию их взаимоотношений. Солоницын играет требовательного творческого человека, окрыленного своим идеями, а его выразительные глаза излучают малейшие эмоциональные оттенки: радость и боль, восхищение и подозрение, нежность и ревность.
12 лет Павел Зубов (Александр Михайлов) не был в родной деревне: получив в армии письмо о том, что его невеста встречается с другим, не захотел возвращаться в родные края. Однако новость о болезни отца (Пётр Глебов) возвращает Павла в деревню. Встретившись с семьей, мужчина понимает, что известие было только уловкой для того, чтобы вернуть его домой. Настоящая причина — смерть бывшей невесты Павла и трое детей-сирот, оставшихся без матери. К тому же старшую дочь Полину (Ирина Иванова) семья называет внучкой, а деревенские открыто поражаются сходству Павла и девочки.
«Мужики!..» — искренняя человеческая драма Искры Бабич о сложностях выстраивания доверия и любви в семейных отношениях. Роль Солоницына в драме небольшая, но существенная: он играет обнищавшего художника, отца младшего брата Полины. В паре кадров актер показал всю свою надломленную и невзаимную любовь к дорогой женщине вместе с трусливым бессилием перед постигшим его роком. На Берлинском фестивале фильм получил поощрительную награду за лучшее воплощение человеческих отношений, в Ванкувере на фестивале детского кино — специальный приз, а на родине автор и ведущие актеры удостоились Государственной премии имени братьев Васильевых.
Петербург, 1866 год. В жизни Фёдора Михайловича Достоевского (Солоницын) настал один из самых непростых периодов: уходят близкие люди, на писателе висит огромное долговое бремя, а власть всё сильнее присматривается к его делам. Достоевский катастрофически нуждается в деньгах: заключив кабальный договор с коварным издателем, он берется за один месяц написать новый полнокровный роман. В работе над книгой ему помогает квалифицированная стенографистка Анна Сниткина (Евгения Симонова), с юных лет влюбленная в творчество писателя. Так на свет появляется роман «Игрок», а герой окунается в новое чувство.
«26 дней из жизни Достоевского» — биографическая драма Александра Зархи о последней любви великого писателя, начавшейся в процессе работы над знаменитой рукописью. Достоевский в исполнении Солоницына — несчастный потерянный человек, нашедший утешение, покой и безграничную верность в юной ассистентке. Ранее актер уже готовился сыграть писателя в «Идиоте» Тарковского — одном из самых известных неснятых сценариев, неосуществленном из-за болезни актера и эмиграции режиссера. За проникновенную актерскую работу Солоницын удостоился «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале. Мрачный Петербург XIX века, темные интерьеры и жуткие сны растерянного Достоевского усиливают драму и вовлекают в глубокое переживание, царившее в душе писателя.