Опубликовано 02 апреля 2024, 17:32
10 мин.

От Андрея Тарковского до Бенджамина Баттона: Философские фильмы, которые дают пищу для размышлений

Поделиться:
От Андрея Тарковского до Бенджамина Баттона: Философские фильмы, которые дают пищу для размышлений

Как бы голливудские студии ни пытались накормить зрителей многомиллионными блокбастерами, за спецэффектами и непомерным бюджетом которых зачастую теряются герои и смысл, просто зрелищ без глубоких идей зрителям мало. Яркое доказательство того — невероятный успех «Дюны», «Оппенгеймера» и других картин, которые не боятся ставить перед аудиторией непростые вопросы. Рассказываем про лучшие из них.

А еще предлагаем вам почитать нашу подборку фильмов-головоломок.

«Сталкер»

Сталкер

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
1980, Советское, 163 мин
СССР, 12+
Режиссер: Андрей ТарковскийГлавные роли: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова, Файме Юрно

Одно из главных произведений классика мирового кино Андрея Тарковского, которое может удовлетворить жажду философских изысканий на недели вперед. При каждом новом просмотре фильм будет открываться с новой стороны.

Формально сюжет основан на повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», однако при работе над фильмом сценарий был переписан столько раз, что от изначальной задумки фантастов мало что осталось. Действие картины, как и положено притчам, происходит в неопределенном времени и пространстве. Главный герой по прозвищу Сталкер живет с семьей возле так называемой Зоны, куда он устраивает экскурсии. По слухам, в этой таинственной Зоне, где было зарегистрировано падение метеорита, есть комната, которая исполняет все желания. Писатель и Профессор отправляются на поиски этой комнаты в сопровождении Сталкера.

Последний советский фильм Тарковского объединяет сразу несколько тем, которые режиссер постоянно затрагивал в своем творчестве: конфликт между наукой и верой, духовные мотивы и христианская символика, столкновение рационального и иррационального. Для самого Тарковского это была история о человеке в прагматическом мире, который хочет верить и убедить в этой вере других.

«Седьмая печать»

Седьмая печать

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.2
1957, Драмы, 92 мин
Швеция, 16+
Режиссер: Ингмар БергманГлавные роли: Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Макс фон Сюдов, Биби Андерссон, Инга Гилль

Один из лучших фильмов Ингмара Бергмана, который окончательно утвердил режиссера в статусе одного из главных мастеров XX века. Так же как и Тарковский, Бергман задумывается о природе веры, существовании Бога и его отношениях с человеком. Сразу же после его премьеры в 1957 году фильм разобрали на цитаты, и аллюзии на работу Бергмана можно найти в десятках работ по всему миру.

Рыцарь Антониус Блок и его циничный оруженосец Йонс возвращаются домой после серии Крестовых походов, где их встречают разруха, бедность и чума. За рыцарем приходит Смерть, однако он предлагает ей сыграть в шахматы, надеясь оттянуть свой конец и выиграть время. Эта встреча заставляет Блока задуматься о смысле жизни и Боге, который, кажется, проявляет себя только в самых ужасных вещах, происходящих на Земле.

Выросший в религиозной семье Бергман хочет найти решение проблем, которые не дают покоя верующим людям на протяжении столетий. «Почему он (Бог) прячется под вуалью двусмысленных обещаний и скрытых от взгляда чудес?.. Что случится с теми из нас, кто хочет верить, но не может?» — спрашивает рыцарь Смерть, но та оставляет его вопросы без ответа. В оригинальной пьесе Бергмана, которую режиссер адаптировал для большого экрана, место Смерти занимает Молчание — еще больше пустоты, отсутствия, устрашающей бездны.

«Меланхолия»

Меланхолия

Рейтинг: 7.29IMDb: 7.1
2011, Фантастика, Драмы, 135 мин
Дания, Швеция, 16+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард, Брэйди Корбет, Камерон Спурр, Шарлотта Рэмплинг

Один из самых спокойных фильмов датского анфан-террибля Ларса фон Триера, на который его вдохновил очередной депрессивный эпизод.

По сюжету молодая невеста Жюстин устраивает скандал на собственной свадьбе. Посылает босса куда подальше, сбегает от отчаявшегося жениха и скрывается в поместье у более здравомыслящей сестры Клэр. Та привыкла к выходкам Жюстин, поэтому терпеливо ухаживает за ее безвольным телом, пока они неожиданно не меняются ролями. На Землю надвигается смертельно красивая планета Меланхолия. Изначально ученые предполагали, что она пролетит рядом с Землей, но расчеты оказались неверны, и с каждым днем Меланхолия приближается. Самыми разумными и хладнокровными в этой ситуации оказываются недавние безумцы типа Жюстин, которая находит в себе силы приветствовать неизбежный апокалипсис.

В «Меланхолии» Триер наконец-то перестает себя ограничивать и полностью развязывает себе руки, погружая зрителя в визуальный транс. Триер со свойственным ему извращенным остроумием заставляет нас задуматься о том, что, если жить в постоянном ожидании катастрофы, рано или поздно она все-таки наступит.

«Небо над Берлином»

Небо над Берлином

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.1
1987, Драмы, 127 мин
Германия (ФРГ), Франция, 12+
Режиссер: Вим ВендерсГлавные роли: Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер, Курт Боис, Питер Фальк, Ханс-Мартин Штир

Один из главных фильмов живого классика мирового кино Вима Вендерса, который вернулся в родную Западную Германию после восьми лет работы в США. На фильм о двух ангелах в современном Берлине его вдохновила поэзия Райнера Марии Рильке, а также болезненная история немецкой столицы. В философской картине Вендерса переплетаются извечные вопросы о смысле жизни, человеческих страданиях и мимолетной красоте, которые становятся основой мировой истории.

Два ангела — Дамиэль и Кассиэль — летают над разделенным стеной Берлином и заглядывают в окна домов, слушая мысли живущих в них людей. В мире ангелов нет боли, страха, страданий, но нет и радости, эмоций и любви — лишь дух и мысль. Чем больше Дамиэль и Кассиэль прислушиваются к самым сокровенным мыслям и чувствам людей, тем больше задумываются над тем, каково это — быть человеком. Дамиэль находит смысл своего существования в неожиданном месте: ангел влюбляется в цирковую акробатку Марион, и это совершенно новое для него ощущение окончательно убеждает ангела променять бессмертную жизнь на простые, но такие привлекательные земные наслаждения.

«Древо жизни»

Древо жизни

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.8
2011, Фантастика, Драмы, 138 мин
США, 16+
Режиссер: Терренс МаликГлавные роли: Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Хантер МакКракен, Ларами Эпплер, Тай Шеридан

Философское путешествие по жизни одного человека, которое вернуло загадочного Терренса Малика на большие экраны после пятилетнего перерыва. «Древо жизни» стало победителем Каннского фестиваля, получило три номинации на премию «Оскар» и вошло в список лучших фильмов XXI века по версии многих изданий и кинокритиков. Малик переплетает общее и частное — рождение целой Вселенной и отдельную человеческую жизнь, — чтобы воссоздать полную картину бытия, которое по-прежнему оставляет больше вопросов, чем ответов.

В неординарном фильме отсутствует сюжет в привычном смысле этого слова, точнее, он разбросан по всему повествованию короткими урывками и перемешан с воспоминаниями, ощущениями и чувствами главного героя Джека, который вспоминает свое детство в Техасе, и философскими идеями о смысле всего сущего. За душу маленького Джека сражаются его мать, которая пытается представить ему мир как источник чуда, и отец, пытающийся подготовить сына к суровой действительности. Отношение ребенка ко всему происходящему с возрастом начинает меняться и окончательно трансформируется, когда ему приходится столкнуться с первой потерей.

«Облачный атлас»

Облачный атлас

Рейтинг: 7.76IMDb: 7.5
2012, Приключения, Драмы, Фантастика, 146 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли ВачовскиГлавные роли: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент, Джим Стёрджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг

Эпическое научно-фантастическое полотно от сестер Вачовски и Тома Тыквера, которое разделило киносообщество на два лагеря: одни критики посчитали его одним из лучших фильмов 2012 года, а другие — худшим. В любом случае это невероятно пестрое, запутанное исследование связи всего сущего от одних из самых оригинальных режиссеров современности.

«Облачный атлас» — масштабное путешествие из прошлого в будущее. Фильм охватывает шесть историй, пять реинкарнаций одних и тех же душ, которые связаны друг с другом на протяжении столетий. Действие охватывает как острова в Тихом океане в середине XIX века, так и, например, постапокалиптические Гавайи 2321 года. Судьбы героев сталкиваются, переплетаются и необратимо влияют друг на друга. И этот эффект ощущается сквозь пространство и время.

Вачовски и Тыквер детально исследуют теорию реинкарнации души, согласно которой душа постепенно учится и прогрессирует от одной инкарнации к другой. Как своеобразный эффект бабочки, все действия героев в одной жизни обязательно находят отражение в другой, а связь живых существ абсолютна и нерушима.

Кадр из фильма «В диких условиях»

В диких условиях

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
2007, Драмы, Биографии, 148 мин
США, 16+
Режиссер: Шон ПеннГлавные роли: Эмиль Хирш, Хэл Холбрук, Марша Гей Харден, Уильям Хёрт, Джена Мэлоун, Брайан Х. Дьеркер

Грустная история, рассказанная Шоном Пенном, основана на книге Джона Кракауэра, которая, в свою очередь, была вдохновлена реальной историей Кристофера МакКэндлесса. В попытках изменить свою жизнь смелый парень прошел через всю Америку и добрался до Аляски.

После окончания престижного университета Эмори один из его ведущих студентов и атлетов Кристофер МакКэндлесс неожиданно для семьи и друзей оставляет всё имущество, отдает накопленные деньги на благотворительность и отправляется в путешествие через всю страну, чтобы добраться до Аляски. В дороге молодой человек пытается понять, кто он есть на самом деле, что в этой жизни важно и как этого можно достичь.

«В диких условиях» — душераздирающая картина о человеке, который уверен в том, что учебники, школа, семья и общество лгали ему, поэтому он ищет спасения в одиночестве. Однако ответы приходят к герою слишком поздно.

Кадр из фильма «Фонтан»

Фонтан

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.3
2006, Фантастика, Драмы, 96 мин
США, 16+
Режиссер: Даррен АронофскиГлавные роли: Хью Джекман, Рэйчел Вайс, Эллен Бёрстин, Марк Марголис, Стивен Макхэтти, Фернандо Эрнандез

Что, если время и пространство не препятствие для настоящей любви? А что, если этой любви суждено закончиться в любом времени и в любой вселенной? Стоит ли пытаться ее сохранить? Даррен Аронофски предлагает задуматься над этими вопросами на примере пары Хью Джекмана и Рэйчел Вайс. Постановщик не изменяет себе и снимает кино про обсессию, правда, на этот раз это самая романтическая обсессия из всех. Любовь, ее сила и одновременная невозможность постепенно сводят героя с ума и заставляют отправиться в путешествие, в котором он неизбежно встретится с самим собой.

Актеры играют влюбленных в трех временных отрезках: конкистадора и его королеву, современного ученого и его жену, которая борется с раком, и одинокого путешественника будущего, пытающегося смириться с потерей любимого человека. Все эти линии пересекаются и образуют сложный нарратив, который предлагает порассуждать на тему любви, смерти и травмы.

Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Невероятная жизнь Уолтера Митти

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.3
2013, Приключения, Драмы, Комедии, 110 мин
США, 12+
Режиссер: Бен СтиллерГлавные роли: Бен Стиллер, Кристен Уиг, Адам Скотт, Ширли Маклейн, Кэтрин Хан, Шон Пенн

Фильм для тех, кто наряду с глубокими размышлениями над философскими идеями любит и посмеяться. Бен Стиллер показывает нам, что может случиться, если обычный человек выйдет из зоны комфорта и начнет исполнять свои самые смелые желания. Картина напоминает зрителю о банальной, но при этом неопровержимой истине: чтобы по-настоящему почувствовать жизнь, нужно отдаться ей без остатка.

Уолтер Митти — ничем не примечательный сотрудник журнала Life. Он живет один в Нью-Йорке, тайно влюблен в коллегу, постоянно витает в облаках, но при этом не решается совершить хоть один поступок, который выходит за рамки рутины. Митти постоянно работает с фотографом Шоном О’Коннелом, путешествующим по всему миру. Однако однажды в присланных им негативах обнаруживается отсутствие одного важного кадра для обложки журнала, и Митти впервые проявляет смелость, отправляясь в путешествие через полмира, чтобы найти Шона и потерянный негатив.

Кадр из фильма «Эта замечательная жизнь»

Эта замечательная жизнь

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.6
1946, Фантастика, Драмы, Семейное, 126 мин
США, 12+
Режиссер: Фрэнк КапраГлавные роли: Джеймс Стюарт, Донна Рид, Лайонел Бэрримор, Томас Митчелл, Генри Треверс, Бьюла Бонди

Классика от Фрэнка Капры, которая абсолютно всегда пробуждает веру в жизнь. Фильм рассказывает о работяге Джордже Бейли, который обитает в провинциальном городе с семьей и посвятил себя заботе о других. При этом удача его особо не жаловала — он жертвовал своими интересами, спасал людей, копил каждый цент, чтобы содержать семью, и мечтал когда-нибудь отправиться в путешествие. Вместо этого ему в очередной раз не везет, и накануне Рождества Джордж решается на самоубийство. К нему на спасение приходит неопытный ангел Кларенс, которому нужно совершить доброе дело, чтобы заработать себе крылья. Он изучает жизнь Джорджа и показывает тому, насколько грустным и несчастным был бы мир, если бы он никогда не родился.

Сложно в это поверить, но лента изначально провалилась в прокате. Зрители не выразили интереса к фильму, а голливудские продюсеры решили, что Капра потерял профессиональную хватку. Однако когда фильм стал общественным достоянием, его начали крутить по телевизору, и довольно быстро он превратился в картину, без которой не обходится ни одно Рождество в Штатах.

«Загадочная история Бенджамина Баттона»

Загадочная история Бенджамина Баттона

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.8
2008, Фантастика, Драмы, 166 мин
США, 16+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Тараджи П. Хенсон, Джейсон Флеминг, Джаред Харрис

Одна из самых необычных работ Дэвида Финчера, которая сильно выбивается из его мрачной, забитой триллерами про убийц фильмографии.

Брэд Питт играет Бенджамина Баттона, который родился стариком в возрасте 80 лет и затем начал постепенно молодеть. Его путь начался в Новом Орлеане в 1918 году в доме престарелых, из которого он уходит, достаточно помолодев. Разум Бенджамина молод, но его тело носит на себе след старческой немощи. Постепенно этот баланс меняется. Герой путешествует по миру, влюбляется, теряет близких и всё это время сохраняет связь с Дейзи, которой на момент их знакомства было семь лет. Что бы Бенджамин ни делал, его судьба связана с Дейзи, однако странная болезнь не позволяет ему создать нормальную семью.

Фильм частично основан на рассказе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и дарит уникальную возможность увидеть жизнь человека, которая идет наоборот, от старости к рождению. Первое знакомство с миром происходит в доме престарелых, а деменция буквально превращает его в младенца. Более того, работа мастеров по макияжу и спецэффекты, за которые картина получила премию «Оскар», позволяет зрителям увидеть омоложенных Брэда Питта и Кейт Бланшетт, исполнившую роль Дейзи, и как будто отсылает к их ранним работам.

«Шоу Трумана»

Шоу Трумана

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.1
1998, Комедии, Драмы, 98 мин
США, 16+
Режиссер: Питер УирГлавные роли: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерих, Наташа Макэлхоун, Эд Харрис, Холланд Тейлор

Социальная научная фантастика Питера Уира и одна из лучших драматических ролей Джима Керри. Актер сыграл обычного американца Трумана Бёрбэнка. Он живет в маленьком городке, окруженный семьей и друзьями. Всё в его жизни предсказуемо — от работы до того, что он говорит каждую ночь перед сном. Вот только Труман не знает, что за ним с рождения наблюдают миллионы зрителей, вся его жизнь — реалити-шоу, вместо неба — купол студии, а все друзья и родственники — актеры. Когда Труман осознает, что его существование — обман, то решает набраться смелости, чтобы наконец-то столкнуться с реальным миром и отправиться на поиски ответов.

«Шоу Трумана» по праву считается одним из лучших фильмов прошлого столетия, который рождает большое количество экзистенциальных вопросов и проблем — от постоянной слежки Большого брата до сепарации от родителей. Некоторые видят в фильме аллюзию на «Утопию» Томаса Мора, где он рассказывает об острове, у которого есть только один вход и один выход, или находят параллели с «Мифом о пещере» Платона, исследующим границу между реальностью и ее репрезентацией.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке