Путешествия во времени и опасные фокусы: 10 лучших фильмов-головоломок
Некоторые фильмы не созданы для того, чтобы смотреть их «фоном». Они требуют сосредоточенности, внимания к деталям и иногда даже повторного просмотра. Наградой станет прилив дофамина, после того как раскусил все загадки по спрятанным режиссером подсказкам. Мы подобрали для вас десять выдающихся фильмов-головоломок, подталкивающих посмотреть на вещи под иным углом.
Опытный сыщик использует все возможные средства, чтобы добыть нужную информацию. Материал, с которым профессионально работает шпион Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо), — человеческое подсознание. В качестве поля для своих исследований он использует сны. Однажды Кобб получает сложнейший заказ — не найти, а создать нужную идею в подсознании влиятельного наследника крупного бизнеса. Для этого придется не только собрать команду лучших из лучших, но и встретиться лицом к лицу с призраками собственного прошлого.
Сложносконструированная история Кристофера Нолана, главная идея которой разворачивается постепенно по ходу действия картины. Зрителя знакомят с всё новыми и новыми особенностями логики существования в непривычных пространствах, словно обучают правилам незнакомой игры. Однако благодаря сильному актерскому составу (Нолан собрал сразу пятерых номинантов на премию «Оскар») и сквозной линии о судьбе Кобба, «Начало» становится не только изысканным лабиринтом для ума, но и серьезной драмой, оставляющей щемящее послевкусие.
Середина ХХ века. Маршал США Эдвард Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) вместе со своим напарником Чаком Оулом (Марк Руффало) отправляются на отдаленный остров, чтобы провести расследование в лечебнице для душевнобольных преступников. Одна из заключенных, детоубийца Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), при загадочных обстоятельствах исчезает из закрытой камеры. Чем дальше Эдвард заходит в своих поисках, тем навязчивее подозревает всеобщий заговор против себя самого. В атмосфере бессердечных и брутальных пейзажей острова ему предстоит провести грань между реальностью и вымыслом.
Психологический триллерМартина Скорсезе, ставший экранизацией одноименного романа Дэнниса Лихэйна, в конечном итоге иронизирует над привычным для зрителя импульсом смотреть на происходящее глазами главного героя. Начинаясь как рядовой и удушающе-атмосферный детектив, где шаг за шагом мы будем приближаться к разгадке, фильм незаметно приводит к сюжетному разлому. Побороть возникшую в результате растерянность удастся лишь тем, кто, как в картинной галерее, отойдет на несколько шагов от полотна и даст ему шанс открыться по-новому.
Доктор-онколог Том Крео (Хью Джекман) дни и ночи проводит в лаборатории в попытках найти лекарство для спасения своей супруги Иззи (Рэйчел Вайс): опухоль мозга со дня на день может лишить ее жизни. Том видит в болезни любимой вселенскую несправедливость, устранить которую обязана помочь наука. Именно Иззи будет той, кто в конце концов откроет Тому совсем иное понимание жизни и смерти. С этого начнется философское путешествие сквозь века, заставляющее переосмыслить легенды и мифы и разгадать тайну бессмертия.
Притча о любви и вечности, снятаяДарреном Аронофски, параллельно ведет три истории, переплетающиеся в единый монолог. Разговор с неизведанным под неземной саундтрек Клинта Мэнселла начинается с истории о боли утраты и достигает в прямом смысле космических масштабов. Превращаясь в спорное, но, несомненно, интересное высказывание о том, что ускользает от нас в бешеном ритме повседневности.
С юности Эван (Эштон Кутчер) вел подробный дневник, куда записывал пережитые за день события. Из-за того, что мальчик унаследовал от своего душевнобольного отца редкое заболевание, многие из воспоминаний (страшных и иногда судьбоносных) стерлись из его памяти. Мальчик вырастает, поступает в университет, но не перестает задаваться вопросом, почему судьба привела его туда, где он оказался. В поисках ответов Эван погружается в чтение своих давних записей и понимает, что способен проживать эти события вновь и даже изменить прошлое.
Бескомпромиссная фантастическая драма, снятая Эриком Брессом и Дж. Макки Грубером, обыгрывает идею о том, что кажущееся незначительным событие способно оказать очень сильное влияние на жизни далеко не одного человека. Возможность «переписать» то, что уже позади, лишь кажется сладкой: на деле такая способность лишь изматывает Эвана, жаждущего для всех близких лучшей судьбы, ведь каждый исход приводит к чьим-то страданиям. Еще большего простора для размышлений добавляет наличие нескольких финалов, каждый из которых способен в корне изменить восприятие всей истории.
Жизнь домохозяйки Линды Хэнсон (Сандра Буллок) размеренна и спокойна: забота о детях и муже для нее — приятная и предсказуемая рутина. Тихая идиллия заканчивается, когда шериф города сообщает женщине о смерти ее супруга. Раздавленная горем Линда совершенно не понимает, что делать дальше и как объяснить всё детям. Однако однажды утром вдова видит в доме якобы погибшего возлюбленного целым и невредимым, окружающие же выглядят так, будто никакой трагедии вовсе не происходило. Линда видит в этой непонятной игре ее сознания знак, что вот-вот произойдет трагедия, которую еще не поздно предотвратить.
В фэнтезийной драме Меннан Япо, пропитанной атмосферой тревожности, погруженная в повседневные заботы женщина находит в себе силы отчаянно бороться за жизнь близкого человека. Привычный ход реальности резко сменяется неопределенностью догадок, недосказанностей и интуитивных импульсов. Трогательная и напряженная история Линды в исполнении Сандры Буллок заинтересует как любителей мелодрам, так и поклонников небанальных мистических детективов.
Молодые и амбициозные фокусники Роберт (Хью Джекман) и Альфред (Кристиан Бэйл) сумели покорить притязательную лондонскую публику. Однако постепенно их товарищеская борьба в поисках идеального номера перерастает в открытую войну. Срывы выступлений друг друга и попытки выставить конкурента посмешищем превращаются в одержимость, которая даже из обычной жизни соперников делает бесконечное опасное представление.
Остросюжетная экранизация романа Кристофера Приста могла быть снятаСэмом Мендесом, создателем«Красоты по-американски». Однако автор «Престижа» настоял на том, чтобы это был именно Кристофер Нолан. Маниакальная дуэль между героями Джекмана и Бэйла совместила в себе бешеную динамику и нервирующую атмосферу недосказанности. До самого финала зрителя не отпустит жажда получить разгадку и одновременно — страх правды.
Начинающая актриса Бетти Элмс (Наоми Уоттс) мечтает о блестящей карьере и приезжает из маленького городка в Лос-Анджелес. Улыбка, полная надежд, не сходит с лица девушки до тех пор, пока она не прибывает в квартиру своей тети, любезно согласившейся приютить ее у себя. В доме она встречает незнакомку Риту (Лаура Хэрринг), которая не может вспомнить, кто она такая, что с ней произошло и почему у нее невыносимо болит голова. Отзывчивая Бетти решает помочь новой знакомой, однако чем дальше заходит их опасное расследование, тем чаще встает вопрос: реально ли всё происходящее?
Мастер иллюзии Дэвид Линч никогда не дает четких ответов в своих работах и славится тем, что любит погружать зрителя в царство необъяснимого. Как ни странно, собственную интерпретацию картины поможет получить чувственное внимание к отсылкам и нюансам воссоздаваемого мира. Внимательный анализ проработанного до мелочей то ли фильма, то ли сновидения не только подарит неповторимое ощущение знакомства с чужими грезами, но и приоткроет дверь в киновселенную одного из самых загадочных режиссеров современности.
История человеческой цивилизации пронизана невероятными историями, которые иногда обретают новую жизнь самым неожиданным способом. Такими хранителями памяти могут стать чужие письма, полные откровений, или душераздирающее музыкальное произведение. Даже сквозь столетия нескольким судьбам суждено переплетаться вновь и вновь, ведь человеческая натура остается прежней, несмотря на стремительную смену цивилизаций.
Масштабное фантастическое полотно от сестер Вачовски («Матрица») и Тома Тыквера («Беги, Лола, беги») снято по одноименному роману Дэвида Митчелла. Создателям удалось сделать практически невозможное: переходы из истории в историю (всего в фильме шесть линий, происходящих в разные эпохи) поначалу могут путать, однако постепенно становятся дополнением друг другу. Подчеркивая целостность происходящего, одни и те же актеры часто выступают в разных амплуа. К слову, состав исполнителей в картине более чем завидный: Том Хэнкс, Холли Берри, Сьюзен Сарандон и другие.
Стабильно успешной карьере Николаса Ван Ортона (Майкл Дуглас) может позавидовать каждый — профессионалу удается держать под контролем всё до мелочей. В день рождения он получает необычный подарок — сертификат на участие в «Игре», которая должна добавить красок жизни банкира. Однако никто не предупреждал Николаса, что приключение превратит его жизнь в кошмар наяву.
В психологическом триллере Дэвида Финчера искусственно созданная размеренность, которой окружил себя главный герой, постепенно рассыпается на глазах, подобно карточному домику. Фильм становится тонким наблюдением за человеком, вытолкнутым из пресловутой зоны комфорта и отчаянно пытающимся вновь найти почву под ногами. Чтобы сложить все кусочки этой головоломки, каждому зрителю придется побыть детективом.
Во время службы в Ираке Джек (Эдриан Броуди) получает ранение в голову и теперь страдает от периодических провалов в памяти. Мужчина не помнит, как он добирался домой из больницы, однако суд уверен, что именно тогда он убил полицейского. Джека признают виновным и помещают в психиатрическую клинику, где лечат экспериментальными препаратами. Запертому в подвале узнику приходят видения из будущего, из которых он узнает, что умрет через четыре дня. Избежать этого ему может помочь повзрослевшая девочка Джеки (Кира Найтли), которую он встретил незадолго до происшествия, за которое его осудили.
В основу психологического триллераДжона Мэйбери лег роман Джека Лондона «Смирительная рубашка», однако литературный герой, погружаясь в состояние транса, путешествовал по своим прошлым жизням. Его киношный коллега, напротив, делает всё, чтобы через таинственное взаимодействие со своим будущим повлиять на ход настоящего. Музыкальное сопровождение к этому фильму написал Брайан Ино(«Милые кости», «Я, Эрл и умирающая девушка»).