От Кустурицы до Гиллиама: Любимые фильмы режиссера «Морозко» Юлии Лысовой
В Okko вышли все серии терапевтического драмеди «Морозко» Юлии Лысовой. Талантливая постановщица рассказала нам о своих любимых фильмах. Благодаря многим из них зрители вместе с персонажами переносятся в необычные сказочные миры — в атмосферу фантазий, позволяющую отвлечься от реальности. Вспоминаем о картинах Эмира Кустурицы, Хэла Эшби, Кэтрин Бигелоу и других отличных режиссеров, которых любит Юлия Лысова.
История знакомит нас с балканской цыганской деревушкой, где полным-полно воровства, криминала и пьянства. В этом месте проживает и главный герой — юный Перхан, который обладает способностью двигать металлические изделия взглядом. Сверхъестественные силы ему достались по наследству от мудрой бабушки, которая наделена даром лечить людей без лекарств. Есть в его семье дядя — безнадежный игрок, от которого удача всегда отворачивается, и сестра-инвалид, на лечение которой требуется большая сумма денег. Однажды Перхан влюбляется в девушку Азру и хочет на ней жениться, однако ее родители против такого союза из-за финансовой несостоятельности юноши. Тогда он ставит цель: отправиться в Италию, собрать денег на лечение сестры, построить дом и жениться на Азре.
За «Время цыган» Эмир Кустурица получил приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. Несмотря на суровую и порой ужасающую абсурдность реальности, его фильм наполнен лирическими моментами, соткан с любовью и обладает невероятной художественной выразительностью. Повествование сопровождается красочными фантазиями и снами наяву, придающими всей истории мифический оттенок. Поддерживает и дополняет эту атмосферу музыка композитора Горана Бреговича, пронизанная национальными мотивами и следующая за героем на пути его взросления.
Гарольд — молодой сын состоятельной женщины, любящий разыгрывать перед матерью сценки самоубийств. Мод — инфантильная и энергичная 80-летняя старушка, которая угоняет автомобили и не стесняется позировать обнаженной для художника. Оба любят посещать похороны по своим весьма разным причинам: он видит в похоронной церемонии намек на значительность, она вспоминает, что по-прежнему жива и счастлива. Их пути соприкасаются, когда одинокий Гарольд подвозит старушку на своем катафалке, и это становится началом их необычной дружбы.
Комедийная мелодрама режиссера Хэла Эшби, снятая по одноименной пьесе Колина Хиггинса, в 1970-е стала глотком свежего воздуха даже для свободного и многогранного Нового Голливуда. Причина тому — черный юмор на грани фола, который рождается из экзистенциального диалога двух людей с разными жизненными ценностями и убеждениями. И если поначалу мы посмеиваемся над их разговорами, то уже совсем скоро проникаемся мудрыми мыслями старшей в парочке: Мод учит Гарольда ценить жизнь такой, какая она есть, и замечать хорошее даже в самом плохом.
Молодой Киану Ривз играет амбициозного агента ФБР Джонни Юта, который берется за свое первое серьезное дело. Taинcтвeннaя бaндa cepфингиcтoв совершает oгpaблeния бaнкoв в масках президентов США, действуя по изобретательному плану, который никак не может раскусить полиция. Герою предстоит внедриться в мир тусовки серферов, чтобы раскрыть деятельность банды. Но чем дальше Джонни погружается в расследование, тем больше осознает, что уже не сможет вернуться к привычной жизни.
После стильной и бодрой картины о вампирах под названием «Почти стемнело» и остросюжетного триллера «Голубая сталь» Кэтрин Бигелоу сняла знаковый и важнейший в карьере фильм — «На гребне волны». И режиссер, и другие участники проекта признавались, что их главным референсом и вдохновением был фильм «Все решается в среду» Джона Милиуса, яркое кино о культуре серфинга. «На гребне волны» романтизирует водный вид спорта в том числе и благодаря необычным ракурсам оператора Дональда Питермена. Он снимает настолько изящно и динамично, что после просмотра и самому хочется встать на доску.
История рассказывает о двух киллерах, которые неудачно выполнили задание в Лондоне и были вынуждены спрятаться в Брюгге, пока ситуация не нормализуется и о старых грешках забудут. В прекрасном бельгийском городке каждый из них находит себе занятие по душе. Один предпочитает осматривать достопримечательности и наслаждаться окружающими видами, а другой, умирая от скуки, ищет неприятности с туристами и заводит роман с местной девушкой (Клеманс Поэзи), состоящей в отношениях с агрессивным парнем. Всё усложняется, когда босс приказывает старшему киллеру убить младшего.
Мартин МакДона, ирландский драматург и режиссер, ранее известный театральными пьесами, смело дебютировал в полнометражном кино «Залечь на дно в Брюгге». И удивительно, насколько мастерски он справился с первым фильмом. Мартин прекрасно снимает даже самые обычные разговоры внутри одной комнаты и заманивает прогулками по бельгийским красотам, передвигая камеру с изяществом и плавностью. А Колин Фаррелл и Брендан Глисон — замечательный актерский дуэт, который впоследствии порадует зрителей еще в одном фильме МакДоны «Банши Инишерина».
После окончания университета в Петербурге Бенжамен Глонти, полный надежд и планов на будущее, возвращается в родной городок. Однако реальность оказывается далека от его ожиданий. Вместо новой жизни герой растворяется в семейной рутине: его сестра Софико занята заботами по дому, муж сестры Лука окружен бесконечными деловыми письмами и время от времени спускается в погреб, чтобы выпить рюмочку спиртного. Бенжамену грустно оттого, что его жизнь не сложилась так, как он мечтал. Тогда сестра героя решает помочь и находит ему невесту — прелестную дочь старого лекаря.
Фильм «Не горюй!», пожалуй, несколько уступает в популярности другим работам Георгия Данелии («Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!»), однако экранизация книги французского писателя Клода Тилье может стать приятным сюрпризом. Герои и их жизненный путь напоминают нам, что испытания важно принимать с легкостью и оптимизмом, даже если поначалу они кажутся непреодолимыми. Данелия вновь признается в любви к грузинскому народу, за которым он всегда замечал гостеприимство, глубину, широту и силу души.
Благодаря Питеру Богдановичу зритель погружается в атмосферу Великой депрессии 1930-х годов, следуя за необычным и авантюрным дуэтом главных героев. Моуз, мошенник-неудачник, промышляет мелкими, почти невинными махинациями. Однажды он приезжает на похороны давней подруги и знакомится там с 9-летней Эдди Логгинс. Изначально ему было поручено задание доставить девочку к ее тете. Но в процессе поездки и их бесед Моуз всё больше убеждается, что из девочки можно сделать лихую сообщницу.
Богданович, сменивший в конце 60-х профессию кинокритика на режиссера, через любимую черно-белую пленку (вспомним еще прекрасный «Последний киносеанс») отправляет зрителей в мир, наполненный остроумными диалогами и комичными ситуациями. Главные роли в картине сыграли Райан и Татум О'Нил, отец и дочь в реальной жизни. Татум стала самой юной в истории победительницей премии «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». И в 2024 году ее рекорд по-прежнему не побит.
Анна — молодая и талантливая художница, живущая с отцом в скромном домике на острове Ибица. Спокойной жизни приходит конец, когда она случайно встречает француженку Жюстин. Та замечает необычный талант Анны и убеждает ее переехать в Мадрид для дальнейшего обучения художественному мастерству. Анна соглашается и начинает новую главу жизни. Однако во время сеанса гипноза девушка узнает шокирующую правду. Выясняется, что она является реинкарнацией молодой женщины, которая неизменно умирает в возрасте 22 лет. Теперь Анне предстоит погрузиться в хаос подсознания, чтобы восстановить карму и прожить свои прошлые жизни.
В 2007 году драма стала долгожданным возвращением испанского режиссера Хулио Медема на большой экран. После успешного фильма «Люсия и секс» в 2001 году испанский творец сосредоточился на создании документальных картин и пропал с радаров любителей игрового кино на шесть лет. Но затем вернулся с гипнотическим и поэтическим рассказом про Анну в локациях Национального природного парка «Навахо» в штате Аризона, США. Так постановщик решил отдать дань уважения доколумбовым культурам американского континента.
Главный герой — голливудский каскадер Рой — оказывается в больнице, где знакомится с девочкой, которая помогает ему преодолеть боль на бартерных условиях. В обмен на морфий герой придумывает вымышленную историю об отряде искателей приключений во главе с Черным разбойником. С каждым рассказом Рой постепенно теряет веру в жизнь, а его герои, что отражает состояние пациента, сталкиваются со всё более сложными испытаниями. Но в какой-то момент судьбы автора и персонажа сплетаются в единую историю.
Тарсем Сингх, известный красочными и опасными мирами, в 2006 году создал великолепный фильм, который по драматургии можно отнести к формату истории внутри истории. Для каждого отдельного рассказа требовалась разная локация, и режиссер решил не скромничать, сняв фильм в 26 уголках планеты и 18 странах мира. За ошеломляющее визуальное мастерство и захватывающий сюжет Тарсем Сингх был удостоен «Хрустального медведя» в программе Generation 14plus Берлинского фестиваля.
Амели, родившаяся в Японии и потом переехавшая в Бельгию, всегда считала Страну восходящего солнца истинной родиной. Когда ей предложили работу переводчицей в японской корпорации, она не могла поверить, что ее мечта сбылась. Однако вскоре она осознала, что, несмотря на отличное знание японского языка, ей предстоит еще многое понять о новой культуре и отношении японцев к иностранцам. Амели в этом сложном мире мечтательница, и она поставила твердую цель стать писательницей, доработав весь срок контракта, чего бы ей это ни стоило.
Фильм Алена Корно снят по автобиографическому роману Амели Нотомб. Она, как и главная героиня фильма, родилась в Бельгии, жила в Японии и уже взрослой решила вернуться в родную страну, чтобы погрузиться в ее культуру. Различия в национальных особенностях и культурных традициях и стали основой для романа. В экранизации темы остаются прежними: Корно исследует корпоративную среду, где все работники превращаются в винтики системы, подчиняющиеся начальникам, которые безнаказанно могут издеваться над теми, у кого нет власти. Актриса Сильви Тестю, исполнившая главную роль, была отмечена премией «Сезар» и призом на фестивале в Карловых Варах.
Картина рассказывает историю Джелизы-Роуз, маленькой девочки, чьи родители страдают от наркотической зависимости. После смерти матери отец решает увезти дочку в родной дом, который находится среди бескрайних пшеничных полей. В этом изолированном мире растущая Джелиза пребывает в постоянном одиночестве, но ее мечты и фантазии оживают, когда она обнаруживает четыре разговаривающие кукольные головы. Они становятся ее спутниками и верными друзьями. Позднее девочка знакомится с устрашающей соседкой-ведьмой и ее слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу.
Режиссер Терри Гиллиам очень точно описал свой фильм, отметив, что «Страна приливов» — это смесь «Алисы в стране чудес» с «Психо» Хичкока. И действительно, фильм создает атмосферу сказочного путешествия, подобного приключениям Алисы, отправляя во внутренний мир девочки, где сказки, мечты и иллюзии сосуществуют и оживают. Всё, что происходит вокруг, Джелиза воспринимает как игру и приключение — и, вероятно, это ее способ защитить себя от жестокости и опасности реального мира. В основе сценария лежит роман Митча Каллина «Страна приливов».