Каким получился сериал «Морозко» с Аглаей Тарасовой и Никитой Ефремовым: Часики дотикались
В Okko вышли два первых эпизода терапевтического драмеди «Морозко». Героиня Аглаи Тарасовой Рита достигла возраста, когда резко подскакивает репродуктивное давление. Девушка оказалась перед медицинским фактом — нужно либо заводить ребенка прямо сейчас с кем угодно (возможно, отцом будет незнакомый донор), либо забыть об обыкновенном способе размножения навсегда. Забрасывая тусовки, работу на телевидении и мертвого хорька, Рита отправляется в погоню за эмбрионом — сначала фигурально, а после и буквально. Рассказываем, каким получился сериальный дебют режиссера Юлии Лысовой.
Писательница и философ Сьюзен Зонтаг в эссе «Двойной стандарт старения» пишет: «Старение — в гораздо большей степени социальный приговор, чем биологическое явление. Тяжелое чувство утраты при наступлении менопаузы (которая, благодаря увеличению продолжительности жизни, приходит всё позже и позже) совсем не так всеобъемлюще, как депрессия по поводу уходящих лет». 33-летняя Рита столкнулась с сюрпризом в виде менопаузы рано, не доходя до фазы депрессии. Сил на борьбу с социальным приговором у нее много — вокруг вздорной леди в срочных поисках донора спермы сам собой закручивается ураган из Никиты Ефремова с мучительным тиннитусом, бытовых супергероев, игрушечных суперзлодеев, цыган, экстрасенсов и шарлатанов, чтобы привести ее к желаемому финалу. Под которым понимается не только долгожданный ребенок. Может быть, одиссея вообще приведет к неожиданному финалу.
По настроению (а также по легкому отношению и к живому обывательскому разговору, и к натурально проливающемуся мату) «Морозко» — родной брат «Авроры» Романа Волобуева. Обе главные героини сериалов вынырнули из веселой жизни, у обеих катастрофически мало времени, чтобы найти отца ребенка, — с той лишь разницей, что в «Авроре» девушка уже беременна, младенцу быть.
Режиссер и сценаристка Юлия Лысова признавалась, что создала сериал на основе событий, происходивших с ней самой и ее семьей. У всех героев есть прототипы — настоящие родственники автора, и артистов на их роли отбирали похожих, но не внешне, а по внутренней энергии. Это уничтожение дистанции между придуманным и настоящим сразу же ощущается. Если с «чужими» персонажами в кадре режиссер расправляется со скепсисом Наталии Мещаниновой, беспощадно рисовавшей мир мужчин в недавнем сериале «Алиса не может ждать», то «своих» пестует с любовью, какую, например, показывал к героям «Горько!» Жора Крыжовников — один из самых внимательных к человеку авторов на российском экране.
Как и Крыжовников, кстати, Лысова аккуратно подходит к реконструкции эпох: 1990-е она выстраивает на экране деликатно и не всегда карнавально, выкладывая их и желтоватыми обоями, и вещицами из ностальгической секции «Авито». А равно и хорошо укладывающимися в эпоху типажами: развернувшимся в полную драматическую силу Андреем Федорцовым, Николаем Наумовым, классический реальный Колян у которого здесь переживает кризис среднего возраста и всего остального, театральной актрисой Алиной Ходжевановой, которую можно без ретуши переселять из кадра к Николаю Досталю или Дмитрию Астрахану 1990-х. С современностью Лысова обращается аккуратно, это очень условные 2020-е. Точно не указано, успели ли в мире сериала начаться ковидный маскарад или водопад санкций 2022-го. Однако аккуратные шутки про Китай, который всегда рядом, священник-рэпер, крашенный в блондина Филипп Киркоров, онлайн-мошенники, переодетый в Захара Прилепина и жалующийся, что после Осетии и Моздока «всё не то», Гоша Куценко намекают — всё это знакомые реалии, события происходят в наше время. Может быть, даже завтра.
«Морозко» — это еще и сериал, который делали с большой любовью к кинематографу как миру и материалу: в первой же серии Лысова передает привет Ларсу фон Триеру (если вы в курсе, что происходило с ним в последние годы, то расхохочетесь, но если нет — всё равно, вероятно, улыбнетесь) и уморительно шутит о дубляже неприятного персонажа. Сказка же «Морозко», одолжившая проекту название, получает ближе к финалу сериала серьезный хоррорный выход — под стать оригиналу, если к нему прикрутить рейтинг 18+.
История автогероини Лысовой — конечно, не единичная. По данным Российской ассоциации репродукции человека, в нашей стране ежегодно фиксируется более семи тысяч случаев использования донорской спермы (конечно, далеко не каждого донора рекомендуют как копию молодого Микки Рурка). Разочарованные молодые женщины в очереди на мужской материал в клиниках репродукции — не редкость.
«Морозко» и его освобождающий (и неочевидный) финал разговаривают не только с этими тысячами женщин, отвоевавшими у статистики, здоровья и собственного одиночества право на материнство или проигравшими репродуктивную борьбу. Сериал берется за примерно любую проблему семейной повестки и показывает, что с ней как-то можно жить: будь то детская травма или взрослая никчемность.
Называя сериал терапевтическим, авторы не пытаются натянуть сову на глобус — фразы из статей самопомощи вроде «Ты не виновата, ты была маленькой» и дединсайдерские шуточки типа «Душите сколько хотите, я всё равно уже устал жить» в проекте соседствуют совершенно естественно, уравновешиваются друг другом и создают умное, веселое и дерзкое драмеди о том, что выход все-таки есть. Было бы с кем его искать.