Опубликовано 17 апреля 2024, 12:00
5 мин.

Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в безвременье

Поделиться:
Масштабная фантастика «Сто лет тому вперед» по Киру Булычёву: Путешествие в безвременье

Завтра в российский прокат выходит фантастический фильм по мотивам одноименной повести советского фантаста Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Режиссер Александр Андрющенко отходит от первоисточника и переносит события в наши дни. Рассказываем, почему фильм всерьез претендует на звание лучшего отечественного блокбастера года.

Сто лет тому вперед
2024, Фантастика, Приключения, 142 мин
Россия, 6+
Режиссер: Александр АндрющенкоГлавные роли: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Фёдор Бондарчук, Александр Петров

Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет с мамой в одной из чертановских хрущевок, страдает от безответной любви к однокласснице, терпит буллинг и пишет рэп. Ничего необычного здесь не происходит до тех пор, пока подросток в результате очередной хулиганской проделки не оказывается в школьной подсобке. Опустошив загадочный тайник, спрятанный под настенным портретом Ньютона, Коля обнаруживает неизвестное устройство, которое чудесным образом отправляет подростка на 100 лет в будущее.

Марк Эйдельштейн («Монастырь» и «Смычок») — не единственная молодая звезда фантастического блокбастера Александра Андрющенко. Компанию ему составляет Даша Верещагина («Оффлайн», «Секс. До и после»), исполнившая роль современной Алисы Селезнёвой. Как и Коля, Алиса ходит в школу и переживает типичные подростковые трудности. Например, конфликтует с профессором-отцом (Константин Хабенский), пытаясь выйти из-под родительской опеки. Разве что мечты о военной академии не вписываются в образ среднестатистической девочки-подростка, но и это объяснимо. Вот уже много лет Алиса живет верой в то, что ее давно исчезнувшая мама Кира (Виктория Исакова), героически сразившая пиратского предводителя Глота (Юра Борисов), всё еще жива, оставаясь где-то в ином времени. Встреча с Колей дарит юной воительнице возможность найти Киру и кучу других забот в придачу.

Рецензия на фильм «Сто лет тому вперед»

Фантастическая повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперед» была опубликована в 1978 году

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

Устройством, найденным Колей в подсобке, оказался космион — прибор, работающий как машина времени. Спрос на космион большой: с помощью него Алиса должна спасти мать, а пираты — свое будущее. Некогда лишенные власти Глот и Весельчак У (Александр Петров) планируют восстановить прежние позиции, вернувшись к началу — к моменту, определившему будущее межгалактического мира. Соприкоснувшись с кровью нового обладателя, космион растворяется в его теле, превращая носителя в невольного транспортировщика. Теперь при сильном эмоциональном потрясении Коля совершает перемещения во времени, затягивая в межгалактический водоворот и друзей, и врагов.

В последние годы, как и в далекие 1980-е, спрос на прозу Кира Булычёва вырос многократно. Однако переснимать драгоценную советскую классику никто не планировал: фильм «Сто лет тому вперед» сильно отличается от одноименной повести и совершенно не похож на культовый телесериал «Гостья из будущего» 1985 года. Гораздо сильнее на новом проекте сказалось влияние комиксовой культуры — не зря фильм можно справедливо сравнивать с продукцией Marvel. Если и устраивать подобные спарринги, то «Сто лет тому вперед» держится уверенно и почти на высоте. Спецэффекты на уровне, запал бодрый, смонтировано лихо. Последнее совсем неудивительно при беглом знакомстве с фильмографией режиссера: Андрющенко, много лет выступавший продюсером на крупных российских проектах («Притяжение», «Лед», «Чики»), начинал как монтажер еще на «Русалке» Анны Меликян.

«Сто лет тому вперед» (2024): обзор фильма, трейлер, кадры рецензия

Для режиссера Александра Андрющенко это второй полный метр после «Напарника»

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

Однако спецэффектами и монтажом в современном кино не удивишь: нужны козыри, и «Сто лет тому вперед» может запросто блеснуть парочкой. Первое, что дает 100 очков вперед, — яркие персонажи. В кино злу и так положено быть обаятельным, но если за его воплощение отвечает Александр Петров — актер несколько замыленный, но, бесспорно, талантливый, — противостоять ему становится сложнее. Его Весельчак, несмотря на странные трансформации, внезапный героизм и переигрывание, частенько напоминает булгаковского Коровьева, зрителю однозначно запомнится и не раз его рассмешит. Но интереснее герой Юры Борисова — влиятельный пиратский предводитель, внешне поразительно похожий на Харконнена из вильнёвской «Дюны». Глот умен и расчетлив, держит связь с космосом и никогда не вступает в схватку лично, так как легко порабощает волю другого. Борисов успешно избавляется от налета комизма, характерного для отечественных антагонистов, и создает более сложный образ зла, нейтрализующего любое сопротивление, готового погибнуть во имя цели, уважающего своих оппонентов и даже не лишенного некоторого извращенного благородства.

Александр Петров в фильме «Сто лет тому вперед»

В цикл книг про Алису Селезнёву также входят «Тайна третьей планеты», «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и «Алиса знает, что делать!»

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

Другим важным достижением картины стал броский визуальный нарратив. Помимо блеклых персонажей, российское кино частенько страдает безвкусицей и непониманием стилистических канонов. Однако «Сто лет тому вперед» и здесь не проигрывает. Создатели не скрывают увлечения наследием предшественников (бесконечные отсылки к фильмам Пак Чхан-ука, Ридли Скотта, Алекса Гарленда и, конечно, Дени Вильнёва не дают об этом забыть), но постмодернистская окрошка из культовых авторских боевиков, фэнтезийных эпиков и супергеройских франшиз выглядит уместно и невычурно. Важнее, что режиссер не скупится использовать разные способы визуального повествования: ломает четвертую стену (кивок «Дэдпулу»), вводит стильные горизонтальные панорамы (привет «Олдбою»), чередует выразительные контрастные ракурсы и в целом не сидит на месте большую часть фильма, сдавая в качестве только ближе к финалу.

«Сто лет тому вперед», 2024

Одним из сценаристов сериала выступил Андрей Золотарёв («Лед», «Слово пацана» и «13 клиническая»)

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024

«Сто лет тому вперед» — достойное аттракционное кино, несовершенное, но захватывающее и качественно сделанное. Амбиции у проекта скромнее, чем кажется, — так же, как и у его героев: на спасение мира никто не претендует (спасти бы родное Чертаново), но индустрии помочь в силах. Закрыв глаза на циничные заимствования и сюжетную путаницу, можно вполне получить удовольствие от взлетов и падений, пространственно-временных разрывов и вечной одиссеи по фантастическим измерениям. Поиск отсылок — тоже увлекательное хобби (где, как не в отечественной кинофантастике, могут соседствовать прототипы Боромира и Джона Сноу). Традиция превращать советскую классику в современный блокбастер всё еще безотказна — равно как и слепая вера в счастливый финал: деревья вырастут, машины взлетят, жизнь наладится. Преступники станут героями, а Москва — еще краше.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке