Опубликовано 18 апреля 2024, 12:53
10 мин.

«Мой подход был в безусловной искренности Алисы»: Интервью с актрисой Дашей Верещагиной из «Сто лет тому вперед»

Поделиться:
«Мой подход был в безусловной искренности Алисы»: Интервью с актрисой Дашей Верещагиной из «Сто лет тому вперед»

В прокате долгожданное российское фэнтези «Сто лет тому вперед». С сегодняшнего дня в кинотеатрах можно посмотреть фильм Александра Андрющенко, главные роли в котором исполнили Марк Эйдельштейн и Даша Верещагина. Это новый взгляд на произведения Кира Булычёва, в центре сюжета — отважная Алиса Селезнёва, живущая в 2124 году, и добродушный Коля Герасимов, прибывший в будущее из нашего времени. Героям предстоит сразиться с космическими пиратами, исправить ошибки прошлого и пройти через сложные испытания, чтобы спасти маму Алисы и решить временной парадокс. Актриса Даша Верещагина рассказала нам в интервью о том, как готовилась к своей роли, чем ее Алиса Селезнёва похожа и не похожа на предыдущие воплощения и почему, когда нужно заплакать в кадре, она вспоминает Константина Хабенского.

— Какие у тебя остались воспоминания, впечатления со съемок проекта?

Даша Верещагина: Съемки проходили так, будто бы мы попали в детский лагерь с киноуклоном. Не потому что хотелось, чтобы смена закончилась и родители забрали домой (хотя так иногда тоже хотелось, что уж), а потому что была очень добрая и легкая атмосфера. Утро начиналось с грима. К нам приходил Саша Андрющенко (режиссер — прим. ред.), рассказывал, что мы будем снимать, настраивал на рабочую атмосферу, чтобы всё точно получилось. Это какие-то бытовые мелочи, но из них и складывалась наша работа.

Что касается именно моей работы, у меня осталось какое-то неудовлетворение от того, что из-за внутренней свободы могло бы получиться всё еще лучше. Сашу всё устраивало, он меня в этом плане очень сильно успокаивает. Но внутренняя тревога и критика не оставляют меня. Я считаю, эта роль для меня — просто невероятный подарок, радостно, что этот проект вообще случился.

Съемки фильма «Сто лет тому вперед» (2024)

Кадр со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

— Какие у тебя были впечатления, когда ты увидела готовый фильм?

Даша Верещагина: Мы с Марком Эйдельштейном плакали. Смотрели мы по отдельности, но он мне написал потом об этом. Я смотрела одна и плакала семь раз. Потом вышла к Саше, легла головой ему на коленки и сказала: «Спасибо».

— Как ты думаешь, что отличает твою Алису Селезнёву от других?

Даша Верещагина: Я родилась в 1997-ом, и, конечно, та популярность Кира Булычёва и советской фантастики в целом, какая была в юношестве моих родителей, уже прошла. Но тем не менее первое воспоминание об Алисе у меня из детства. Помню, как бабушка показывала мне «Гостью из будущего». Мы сидели в небольшой комнате на скрипящем, поношенном диване с накидкой из ковра, сверху была картинка с горным водопадом, а перед нами — квадратный шипящий телевизор. Мне было десять лет, тогда я прониклась теплом этого мира и влюбилась в чистые, невинные глаза сильной и смелой девочки. И ее чудесную улыбку с ямочками на щеках. Это ощущение детской любви и спокойствия я пронесла с собой через весь период взросления, а теперь и в наш фильм. Надеюсь, что оно останется со мной еще надолго.

Даша Верещагина в фильме «Сто лет тому вперед»

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

Как только меня утвердили на роль, я сказала себе, что самое главное — не вступать ни в какие соревнования с другими воплощениями Алисы. В произведениях Кира Булычёва она одна, в «Тайне третьей планеты» — абсолютно другая, а в «Гостье из будущего» — третья. И все они, по моему мнению, совсем не похожи друг на друга. Но всех их, включая мою Алису, объединяет жажда приключений. А еще абсолютность и решительность в своих действиях.

Алиса — абсолютно светлая героиня, в ней нет ничего негативного. И сыграть ее — очень непростая задача для актрисы. Потому что за кадром ты часто не уверена в себе, в тебе целый клубок сложных эмоций, ты сама как зажатый комочек. А в кадре должна быть надеждой на будущее. Я не претендую на то, что разгадала ключ к вселенной Булычёва, но мой подход был в безусловной искренности Алисы. Саша мне говорил: «Тебе просто нужно быть собой». Я старалась передать то, что когда-то увидела в «Гостье из будущего», — внутреннюю неторопливость, заземленность, от которой она становится как будто неземной, просто потому что она никуда не торопится. Такой я вижу эту героиню в фантастическом мире, описанном замечательным писателем.

— Как тебе работалось со своими экранными родителями — Викторией Исаковой и Константином Хабенским?

Даша Верещагина: С Викторией Исаковой мы сразу сработались, потому что до этого вместе снимались в «Лунатиках». Помню, что при нашей первой встрече у меня было ощущение, похожее на то, что на этих съемках было с Хабенским, потому что с ним я еще не работала.

Фото со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

Кадр со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

На съемках «Лунатиков» был момент, когда мне тоже нужно было заплакать. А у меня есть такая привычка, что я не репетирую то, что должна сыграть. Мне кажется, что сложные сцены лучше брать в обстоятельства, в тот момент, когда тебе говорят: «Начали, снимаем». Помню, тогда Исакова смотрела на меня очень заинтересованно, и в тот момент у меня всё получилось прям классно. Я почувствовала, будто у меня получилось доказать ей, что я что-то могу и умею. И вот после этого момента мне с ней было очень легко.

Когда мы встретились на «Сто лет тому вперед», она ко мне очень трепетно относилась. У меня была даже особенная привилегия — Виктория кормила меня бутербродами с авокадо. Только меня!

— А Хабенского получилось так же впечатлить?

Даша Верещагина: Я помню, что моя самая первая смена была с ним. Мы снимали одну из сцен из самого финала фильма. Было ужасно страшно, потому что в таком большом проекте сложно с ходу понять, как тебе сыграть финал, если ты еще не прошел всю сюжетную линию. Только прочитал и отрепетировал, но еще не «прожил». В результате почему-то всё сложилось довольно быстро и тонко, и режиссер остался в хорошем настроении, как и все мы.

Еще одно воспоминание связано со съемками сцены, когда я читаю письмо мамы. Странно, но я никак не могла заплакать для кадра, хотя обычно у меня это довольно быстро получается. А тут я почувствовала какой-то невероятный зажим. Вообще, когда Константин Юрьевич появлялся на площадке, все как-то чуть замолкали, и из-за этого ты невольно тоже начинаешь теряться в пространстве. Помню, как идет первый дубль, второй, третий, а у меня ничего не получается. И вот смотрю я на Хабенского, а он на меня, будто говорит: «Ну давай. Покажи мне, девочка, на что ты способна. А, ни на что ты не способна!» На самом деле я понимаю, что он тоже переживал и ни о чём таком не думал, но мое воображение нарисовало всё так.

Интервью с Дашей Верещагиной

Кадр со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

После нескольких неудачных дублей Саша Андрющенко меня вывел и спросил: «Даша, чем я могу тебе помочь?» А я же не могу сказать: «Просто уберите Хабенского!» (Смеется) Я попросила пять минут, пошла в декорации Алисиной комнаты и начала думать. Я понимала, что я в полном тупике, у меня ничего не получается. Абсолютно ничего! И я поняла, что я сейчас заплачу от своей ничтожности. И, в принципе, всё получилось. Потом как-то разогналась, вошла в обстоятельства, и всё пошло хорошо.

После этого я решила, что больше не буду бояться именитых коллег. Хотя не знаю, возможно и буду. Я похожие чувства испытывала на «Анне К», боялась Фёдора Сергеевича (Бондарчука — прим. ред.). Когда ты в первый раз встречаешься с кем-то — конечно, теряешься. Потом понимаешь, что все на самом деле расположены. Или мне просто так везет, что пока это всегда чудесные партнеры.

— Звучит как настоящее испытание!

Даша Верещагина: Да, но из всего нужно извлекать опыт. Уже после «Сто лет тому вперед» я снималась в одном проекте, где мне нужно было очень много плакать. И мне давалось это с легкостью, потому что я думала: «Так, если не получается, всегда вспоминай ситуацию „Хабенский“». И это меня спасало. Я сейчас вспоминаю Хабенского и сразу начинаю рыдать. (Смеется)

— А он, наверное, в этот момент каждый раз икает и думает: «Что происходит?»

Даша Верещагина: Точно!

Даша Верещагина о съемках в фильме «Сто лет тому вперед»

Кадр со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

— Как ты вообще относишься к фантастике? Сама смотришь?

Даша Верещагина: Мне кажется, что фантастикой я начала увлекаться уже после того, как меня утвердили в проект. Потому что до этого у меня не было какой-то заинтересованности в комиксах, например, Marvel. Я смотрела какие-то фильмы, которые у всех на слуху, но глубоко не погружалась, к сожалению.

Теперь я знаю, что мне это интересно, да и вообще безумно весело. Это веселее, чем играть что-либо другое: в таких проектах ты невероятно растешь в плане подготовки, актерской игры. И мне так понравилось существовать в этом и учиться всему. Драться, например. В жизни ты не можешь никого ударить, потому что ты мягкий человек, а тут можешь отыграться на всех. Ведь всё не по-настоящему…

— Раз ты упомянула комиксы, не могу не спросить: как идет подготовка к «Фурии»?

Даша Верещагина: Я продолжаю просто готовиться к роли, хожу на тренировки, занимаюсь боксом. Это пока всё, что нужно.

— У тебя уже был опыт работы в разных проектах — как по форматам, так и по жанрам. Есть что-то такое, что тебе еще хочется попробовать, но пока не предлагают?

Даша Верещагина: Наверное, комедия. Потому что на самом деле это очень сложный жанр. Одно дело — шутить в жизни или писать шутки, читать стендапы, а другое — быть смешной. Рассказывать шутки можно в своей органике, ничего не играя. А тут приходится в любом случае существовать иначе, гротескно.

Даша Верещагина в роли Алисы Селезнёвы

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

— А что тебе нравится из кинокомедий?

Даша Верещагина: Сложно сказать сходу… Например, мне нравятся фильмы Джима Керри.

— Я где-то читала, что это история из детства — любовь к Керри.

Даша Верещагина: Да-да. Я просто думаю, что я не могу себе изменить в таком. Я понимаю, что Джиму Керри абсолютно всё равно, люблю я его или нет. Но моя детская версия запрещает мне полюбить кого-то другого.

Мне правда хотелось бы что-то подобное сыграть, как Керри. Но я понимаю, что это невозможно. Это, скорее всего, моему лучшему другу Льву Зулькарнаеву подойдет. Он справится с этой органикой.

— Как сейчас в твоей жизни уживаются съемки в кино и театр? Как они сосуществуют в твоей жизни?

Даша Верещагина: Сосуществуют по мере возможностей. Наш курс из института (ГИТИС — Прим. ред.) Евгений Витальевич Миронов взял в Новое пространство Театра наций, как когда-то он поступил с первым набором Олега Львовича Кудряшова. Он давно интересовался мастерской Олега Львовича, а про наш набор сказал, что мы такие же дружные, как первый. Ему мы показались живым организмом, большой семьей. На самом деле после выпуска мы так себя и ощущаем. И это большой подарок, что так вообще произошло. У меня нет цели уйти в репертуарный театр, да и не было. И так здорово, что у нас появилась возможность существования вместе на сцене.

Еще есть театр «а39», который создал Григорий Эдуардович Добрыгин. Я участвую там в трех спектаклях, обычно есть возможность, если что, подмениться разочек или сбежать с одного спектакля. Потому что у меня приоритет всё же пал на кино, из-за чего приходится делиться своей ролью с кем-то или что-то другое придумывать. Мне нравится, что у меня есть такая возможность, но я даже представить не могу, как бы я металась, будучи в репертуарном театре.

«Сто лет тому вперед» (2024)

Кадр со съемок фильма «Сто лет тому вперед»

реж. Александр Андрющенко, 2024

— Есть мнение, что для актера важно не только сниматься в кино, где можно сделать 10 дублей и выбрать наилучший, но и систематически выходить на сцену, где есть только одна попытка.

Даша Верещагина: Абсолютно верно. Я тоже считаю, что в театре ты растешь как артист. В кино конечно тоже, но там у тебя всегда есть право на ошибку и ты не подключаешься в полной мере надолго. Потому что так устроен кинематограф. Большая дистанция, полная вовлеченность и включенность — это и есть то, что дает рост. Без театра жить грустно, невозможно. Осталось в кино научиться из дубля в дубль не совершать ошибок. Но там существуют разные планы, оси, дубли. В этом плане всю историю не расскажешь за раз.

— Да, понимаю тебя. У меня, наверное, заключительный вопрос, чтобы поразмышлять. Хотя я не знаю, может, у тебя есть готовые ответы сразу. Представь маленькую Дашу из прошлого, которая вот только подумала, что она будет актрисой, что она будет работать в кино и театре, — представь, что ты видишь эту девочку и можешь ей что-то сказать. Или она тебе может что-то сказать. Что бы это было? Такое послание себе маленькой.

Даша Верещагина: Не бояться мечтать.

В детстве я загубила свою внутреннюю мечту: в детском саду сказала, что я хочу быть актрисой, а потом оказалось, что, чем больше ты взрослеешь, тем больше думаешь, что это нереально. С каждым годом взросления кажется, что это невозможно и всё менее достижимо. А потом каким-то чудом я вернулась к себе четырехлетней-пятилетней. Я думаю, что чутье тогда меня не обманывало. Может, мы больше знали и понимали в пять лет…

А еще — не стоит печалиться оттого, что многое не получается. У каждого свой путь, надо не бояться рисковать и пробовать.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке