Заметные тенденции 2024 киногода: Страшно смешно — повторить
2024-й ознаменовался ренессансом хорроров. По итогам года «Собиратель душ» стал самым кассовым независимым релизом в мире, «Субстанция» вырвалась в тройку наиболее прибыльных зарубежных фильмов в российском прокате, а «Ужасающий 3», собравший в мировом прокате более 86 млн долларов при бюджете в 2 миллиона, доказал, что главный клоун кинематографа отнюдь не Джокер. Вместе с тем зрителей отчаянно погружали в суровый реализм и уводили на безопасную территорию бадди-муви и комедий. Собрали главные кинотенденции, определившие 2024 год.
Больше крови
В топ-5 самых кассовых зарубежных фильмов в российском прокате 2024 года вошли три хоррора, причем два относятся к жанру боди-хоррора. Любопытная закономерность — видимо, отечественному зрителю требуется выплеск эмоций. С «Субстанцией» получилось особенно интересно: с каждым уик-эндом сборы росли, а не спадали, как это обычно бывает. В результате спустя полтора месяца проката она вошла в тройку самых прибыльных зарубежных фильмов.
Популярность «Субстанции» объясняется и смелой формой (Корали Фаржа смиксовала элементы классических боди-хорроров Дэвида Кроненберга с французским направлением Cinéma du look — «кинематографом стиля»), и актуальным содержанием (препарируются всеобщее стремление к идеалу и одержимость собой). На 77-м Каннском фестивале фильм взял приз за лучший сценарий и заодно перезапустил карьеру Деми Мур.
«Ужасающий 3», тяготеющий к сплэттеру боди-хоррор, тоже покорил зрителей. Несмотря на то что на первых показах в США многие сбегали с сеансов, не выдержав и 15 минут, общие сборы третьей части франшизы Дэмиена Леоне почти в 50 раз превысили бюджет, а в России фильм вошел в пятерку самых кассовых зарубежных релизов года. Максимально натуралистичное насилие, которое творит демонический клоун Арт, и рядом не стояло с вполне приземленными преступлениями Джокера, так что бодрый «Ужасающий 3» уверенно обошел в прокате меланхоличного «Джокера 2».
«Улыбка 2» Паркера Финна тоже пышет энергией и кровью: в этом смысле сиквел превзошел оригинал. Да и в целом вторая часть сильно лучше первой. Если в первой «Улыбке» дотошно разжевывали концепт проклятия, то продолжение сосредотачивается на трансформации героини. Кажется, звезда на грани нервного срыва в кровавом обличии — еще один тренд года.
Еще раз о неискоренимости зла
Изучает ярмарку тщеславия и «Полночь с дьяволом» — хит фестиваля SXSW. В оригинальном мокьюментари-ужастике, стилизованном под телешоу 1970-х, сталкиваются эксперты по паранормальным делам и скептики. В прямом эфире происходит сеанс экзорцизма, который выходит из-под контроля. Хай-концепт донельзя поучителен: если мечтаете о славе, приглядитесь, к чему приводит сделка с дьяволом.
Также дьявольщина творится и в «Собирателе душ». Хоррор Осгуда Перкинса не только входит в топ-5 самых кассовых зарубежных фильмов российского проката, но и является самым кассовым независимым релизом проката международного (более 120 млн долларов). При этом «самый страшный фильм тысячелетия», как нам говорили в промокампании, не столько пугает, сколько гипнотизирует. Зритель будто находится на приеме у психотерапевта, постепенно вытаскивающего темные воспоминания наружу. Так, психологическая драма в обертке мистического детектива рассуждает о дисфункциональной семье, но спасения ждать неоткуда. «Аве Сатана!» — декламирует «длинноногий» герой Николаса Кейджа. Похоже, зло с нами навеки.
Изящно о природе зла рассуждает и второй сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти», где разбирается идея невозможности деления мира на черное и белое. Зло может не быть абсолютным по своей природе, точно так же и добро — даже в свете прячется тень. Кто такой тиран? Как в душе рождаются темные силы? Чем на самом деле опасны кольца? Вопросы остаются открытыми.
Нам всем конец
Красноречиво о неизбежности конца говорит Дени Вильнёв во второй части «Дюны». Рассуждение о том, как вера в собственную избранность превращается в погибель для души, а общество — в фанатичную толпу, окутывает липкой вуалью безысходности. Вместе с обжигающим дыханием пустыни на коже можно физически ощутить приближение чего-то непостижимо жуткого — предвестника морального разложения.
А вот Алекс Гарленд в «Падении империи» надеется, что шанс на спасение все-таки есть, но конец уже близок. Если мы не одумаемся, то пути назад уже не будет, и речь идет не только о гражданской войне в США, на кону целая планета.
На территории сериалов более пессимистичный настрой: в Fallout и в «Укрытии» действие происходит после уже случившейся ядерной катастрофы. Героини обоих проектов (в первом солирует прекрасная Элла Пернелл, во втором — Ребекка Фергюсон) обитают в бункерах и не видят света, но настроены оптимистично. Что ж, «война никогда не меняется», да и люди тоже.
Займемся любовью, а не войной
Фильмы Луки Гуаданьино — воплощение чувственности, и картина 2024 года не стала исключением. «Претенденты», напряженное драмеди о страсти, строится вокруг желания победить. Сначала треугольник взаимоотношений героев Зендеи, Джоша О´Коннора и Майка Фейста строился на фоне секса (обещанной в трейлере любви на троих не будет), а затем перешел на территорию карьеры, где соперничество между персонажами продолжилось. Ощущение физического наслаждения слабее при этом не стало: подача мяча возбуждает сильнее, чем обещанная в трейлере сцена с «любовью на троих». Из постели на теннисный корт, почему бы и нет?
Выпущенная под конец года новая экранизация «Эммануэль» авторства Одри Диван тоже, кстати, не спешит удивлять сексом в лоб. В отличие от фильмов-предшественников, новая интерпретация книги Эммануэль Арсан (она же Марайя Бибид) предпочитает долгую прелюдию. Правда, пока полтора часа смотришь, как томная ревизорро бродит по роскошному отелю, чтобы в последние три минуты снизойти до полноценной постельной сцены, уже не хочется никакой разрядки.
А вот «Анора» Шона Бэйкера действует ровно так, как того и ожидаешь. Сексапильная стриптизерша в исполнении Майки Мэдисон ловко соблазняет и богатенького Ваню (Марк Эйдельштейн), и сурового Игоря (Юра Борисов), и жюри ключевых кинопремий мира («Золотая пальмовая ветвь» 77-го Каннского фестиваля). Но не секси-образом единым: обаятельнейшее смешение культур и типажей в фильме планомерно доказывает, что мир по-прежнему распахнут для каждого. Было бы желание шагнуть навстречу.
Спасение в дружбе
На фоне триумфа ведущих актеров из «Аноры» уморительный дуэт Тороса (Карен Карагулян) и Гарника (Ваче Товмасян) отмечают не столь часто, хотя именно он вносит в печальную социальную драму Бэйкера легкость. Пара «непутевых нянек» напоминает классических персонажей из старого доброго бадди-муви: благодаря им зритель понимает, что какими бы ужасными ни были приключения, плечо друга — лучшая опора.
Функция Дэдпула и Росомахи из одноименного фильма, ставшего самым кассовым в мире релизом с рейтингом R, примерно та же. Герои Райана Рейнольдса и Хью Джекмана, обычно работающие по отдельности, спасают Вселенную от катастрофы шутя и с песней, главное условие — действовать сообща. В общем, всё возможно, когда верный товарищ с тобой.
В «Одиноких волках» персонажи Брэда Питта и Джорджа Клуни тоже привыкли действовать обособленно, но за новое задание элитным решалам приходится браться вместе. Оба смешно кряхтят, похрустывают суставами, держатся за поясницу, носят с собой очки и таблетки. Даже неважно, что они делают, ведь возможность провести полтора часа с любимыми актерами образца 2024 года — уже праздник. Питта и Клуни назвали «Лучшей парой» на 81-м Венецианском фестивале, кроме того, «Одинокие волки» стали самым просматриваемым фильмом в истории Apple TV+. Вот что делает ностальгия!