Опубликовано 06 сентября 2024, 13:43
4 мин.

«Джокер: Безумие на двоих» c Хоакином Фениксом: Не сотвори себе кумира

Поделиться:
«Джокер: Безумие на двоих» c Хоакином Фениксом: Не сотвори себе кумира

Возвращение «Джокера» на Венецианский фестиваль, где пять лет назад блокбастер неожиданно получил главную награду, вызвало всеобщее разочарование. Рассказываем, как один из самых ожидаемых фильмов года обманывает зрительские ожидания.

Джокер: Безумие на двоих
Жанры: Мюзиклы, Триллеры, Драмы, Криминальное
2024, 138 мин
США, 18+
Режиссер: Тодд ФиллипсГлавные роли: Хоакин Феникс, Леди Гага, Зази Битц, Кэтрин Кинер, Брендан Глисон, Стив Куган

События первого фильма привели Джокера (Хоакин Феникс) в психиатрическую больницу «Аркхэм», ставшую подходящей сценой для его мечты о карьере стендап-комика. Другие заключенные относятся к нему без агрессии, надзиратели за каждую шутку делятся сигаретами, а за хорошее поведение даже отправляют на занятия в хор. Однако за годы заключения Артур Флек выпил столько таблеток и провел такое количество времени один на один с ночным горшком, что улыбка Джокера полностью исчезла с его лица. Осталось лишь дотянуть до судьбоносного слушания: либо приговорят к смертной казни, либо решат продлить лечение. Чтобы добиться второго исхода, ему необходимо доказать свою психическую нестабильность, разобщив Джокера и Артура. Посыл нового фильма заключен в этой дуальности: является ли Джокер альтер эго Артура или это грим, неотделимый от его сущности?

Важнейшую роль в ответе на вопрос играет Харлин Квинзель (Леди Гага), или попросту Ли. Их роман начинается стремительно и призван исследовать психическое расстройство folie à deux (оригинальное название картины и редкого заболевания), при котором бредовые идеи передаются между партнерами. Но, несмотря на потенциал для интенсивной психологической драмы, взаимодействие героев выглядит слишком поверхностным. Любовная драма, обещанная рекламной кампанией, не имеет отношения к итоговому продукту. Порой это доходит до абсурда: яркие сцены танцев, которые мелькают в тизерах и трейлере, в фильме попросту отсутствуют.

Режиссер Тодд Филлипс берет суперпопулярный образ Харли Квинн и лишает ее всех базовых качеств персонажа. С одной стороны, женщина становится более независимой, не определяя себя через обсессию Джокером, но с другой — теряет свою чертовщинку. Она не психиатр, она лишь отчаянная фанатка медийного образа Джокера. Леди Гага, исполняющая эту роль, чаще мелькает на заднем плане. Кажется, ее пригласили лишь для того, чтобы хоть один человек в паре вытянул задумку фильма-мюзикла.

Рецензия на фильм «Джокер: Безумие на двоих»

Режиссер Тодд Филлипс уверяет, что не планирует снимать третью часть приключений Джокера

Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих», реж. Тодд Филлипс, 2024

Филлипс обещал, что через песни Джокер сможет выразить то, что не может передать словами. На деле же герои с разной степенью удачности исполняют песни середины прошлого века в воображении центрального персонажа. Нестабильный разум Артура мог бы подарить зрителям безумные сцены с декорациями, танцами, одержимой актерской игрой, оригинальными текстами, но почти все музыкальные вставки выглядят вымученно и плоско, напоминая посиделку в караоке-баре и не привнося ничего в сюжет.

Помимо мюзикла, Филлипс делает из «Джокера» и судебную драму, и психологический триллер. У фильма, как и героя, происходит диссоциативное расстройство. Нигилистическая революция первой части здесь теряет свой накал. Мы даже толком не узнаем, как чувствует себя Готэм, что происходит с протестующими и как обстоят дела у осиротевшего Бэтмена. При этом Филлипс продолжает прокладывать мостики к комиксу, отдавая суд над Джокером в руки окружного прокурора Харви Дента (Гарри Лоути), будущего Двуликого. Но что Дент, что Квинн, что сам Джокер — лишь имена, за которыми ничего не стоит. Рекламный ход, ушедший слишком далеко от первоисточника.

«Джокер: Безумие на двоих»: трейлер: кадры, рецензия

Леди Гага нечасто появляется на экране. Ее самые известные работы — фильмы «Звезда родилась», «Дом Gucci» и сериал «Американская история ужасов: Отель»

Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих», реж. Тодд Филлипс, 2024

При этом в картине Филлипса есть целый ряд выдающихся моментов. В образе Харли режиссер отражает ведомое общество. Несколько раз пересмотрев киноадатацию жизни Артура Флека (режиссер иронизирует над успехом оригинальной картины), девушка создает образ в своей голове, к которому сам Артур не имеет никакого отношения. То самое «Безумие на двоих» происходит не между партнерами, а между личностями Артура, между его персонажем и образом в глазах протестующих, между зрительским ожиданием и финальной работой.

Филлипс словно говорит: ваши ожидания — это ваша ответственность. Он высмеивает свою карьеру, начавшуюся с комедий, и снимает улыбку с лица. Он уничтожает героя, возведенного киноакадемиями на пьедестал. Он проводит своего Джокера по пути Раскольникова и смеется над зрителями, разделившими его идеи. Всё это звучит крайне интересно, но выполнено чересчур боязливо. Будь это отдельная история о лидере поневоле, не связанном с комиксами и попавшем в руки независимого режиссера, это был бы чертовски любопытный фильм. Но увы.

Новое в подписке

Лучшее в подписке