Время перемен: 10 мультсериалов для подростков
Большинство героев нашей подборки — подростки, которые борются с сомнениями, страхами и другими монстрами. Они путешествуют, влюбляются и находят друзей, а еще веселятся, грустят, бунтуют, пытаются разобраться в себе и окружающем мире. В целом всё как в обычной жизни, только на территории анимации. Рассказываем о ярких и увлекательных мультсериалах для подростков.
Также предлагаем ознакомиться с подборкой лучших мультфильмов для взрослых.
Гигантский антропоморфный киборг Евангелион, сокращенно Ева, — последняя надежда человечества. Земле угрожают Ангелы, создания разнообразных форм, свойств и размеров, и только Ева в нескольких модификациях способна оказать сопротивление. Правда, управлять этой махиной могут только 14-летние. Так в город-крепость Токио-3 приезжает робкий мальчик Синдзи Икари, которому предстоит стать новым пилотом Евы и спасти мир (конечно, в компании девочек).
Не только персонажам, но и создателям этого мультсериала пришлось совершить подвиг. У студии Gainax закончились деньги задолго до окончания работ над проектом. Аниматоры выкручивались как могли, чтобы сократить количество движения в кадре, но сохранить при этом зрелищность. К концу первого сезона всё чаще появляются долгие безлюдные кадры: задумчивые общие планы или же крупные, например с чашкой недопитого кофе. Тревоги студии, отчаянно пытающейся спасти сериал, на всех уровнях проявились в изображении общества на грани катастрофы. Эти пустынные кадры «Евангелиона» оказались насквозь пронизаны экзистенциализмом.
Мальчик по имени Финн почти не снимает своей странной ушастой шапки и зеленого рюкзака. Ведь очередное приключение может поджидать на каждом шагу. У Финна есть верный друг и спутник — пес Джек, а у Джека — способность к телесным трансформациям. Вместе они оберегают Землю Ууу и находящиеся там сказочные королевства от нападок злодеев различной степени гадкости, а также помогают добру не потерять позиции и радужные цвета (до поры до времени).
«Я не рыцарь, а мальчик», — говорит Финн в конце пилотной серии. Калейдоскопические путешествия героев вначале и правда напоминают рыцарские приключения с их кодексом чести, спасением принцесс и непоколебимой волей к победе над злом. Но мальчик Финн начинает взрослеть, и сквозь красочный мир постепенно проступает постапокалиптическая реальность.
Летние каникулы. Родители близнецов Диппера и Мэйбл решают, что детям нужно чаще бывать на свежем воздухе. Так 12-летние брат с сестрой приезжают в захолустный городок Гравити Фолз, где посреди загадочного леса живет их двоюродный дед Стэн. Кажется, дедушка Стэн не из впечатлительных, но знает, что мистика хорошо продается. Он превращает свой дом в «Лавку чудес» — настоящую ловушку для туристов. Пока старший родственник использует любую находку как повод обчистить чужие карманы, Диппер и Мэйбл разгадывают тайны этого местечка. И на своем пути встречают гномов в образе зомби-подростка, живые восковые фигуры, клонирующий принтер и много чего еще.
По словам создателя «Гравити Фолз» Алекса Хирша, в основу мультсериала легли его собственные воспоминания из детства: летние каникулы, которые он с сестрой-близняшкой проводил вдали от большого города. В действительности все невероятные приключения происходили только в воображении юного Алекса. В анимированном же мире сверхъестественное оказывается в шаговой доступности, увлекает за собой подростков, но при этом остается незамеченным дедушкой Стэном. Это дети заигрались или взрослые перестали видеть дальше своего носа? Ответ чуть сложнее: всё не то, чем кажется.
Город Орф вырос вокруг огромной дыры в земле, называющейся Бездной. Белокурая девочка Рико живет в приюте и мечтает снова встретиться с мамой, которая исчезла в глубинах пропасти во время очередной экспедиции. В первую учебную вылазку в Бездну героиня встречает мальчика-робота, потерявшего память, и дает ему имя Рег. В отличие от авантюрной, жаждущей открытий Рико, мальчик полон тревог и сомнений. Эта парочка отправляется в путешествие на дно Бездны, погружаясь всё глубже в тайны завораживающего и жуткого места. В пути они преодолевают смертельные препятствия, а заодно узнают много нового об этом мире и о себе самих.
Пожалуй, главное, что нужно отбросить зрителю перед началом просмотра этого мультсериала, — вера в его безобидность. По-детски наивный чиби-арт, в котором нарисованы главные персонажи, контрастирует с чудовищной внешностью многих существ Бездны и безжалостной правдоподобностью отдельных сцен. Это история о хрупкости человеческого тела и разума, которые могут сломаться и подвести. И о стойкости духа, которая помогает совершать невозможное.
Персонажи мультсериала не прочь оказаться в другой, пусть и опасной реальности. Арт, Кира, Фил и Вик — школьные друзья и геймеры. Попытка школы оторвать учеников от игрового мира хотя бы на время занятий в итоге приводит к обратному результату. Пробравшись в учительскую за конфискованными телефонами, проворная четверка находит высокотехнологичный ноутбук — портал в игру «Герои Энвелла», которая в прямом смысле затягивает в себя подростков.
По одну сторону экрана располагается яркий игровой мир с парящими в воздухе локациями и пиксельными вкраплениями. По другую — Петербург с длинными каналами, дворами-колодцами и потрескавшейся штукатуркой. За хронометраж 11-минутных серий героям удается перескакивать из обычной реальности в виртуальную и обратно. Но граница начинает размываться, и два этих мира становятся всё ближе друг к другу. В какой-то момент суперчетверке придется решить задачу со звездочкой: защитить родной город от игрового вторжения.
Верховая езда и нежно любимые лошади — это то, чем живут подростки Лена, Анджело, Гюго и Анаис. Когда внезапно погибает любимица Лены, лошадь по кличке Забу, опустошенная героиня решает больше не садиться в седло. Но одним дождливым вечером Лена встречает напуганного и своенравного жеребца, сбежавшего от жестоких хозяев. Она уводит коня и укрывает его на стареньком ранчо своего деда. Так четверо друзей начинают обустраивать место, которое становится центром захватывающих событий, любовных историй, но самое главное — надежным приютом. Здесь получает поддержку каждый, кто в ней нуждается.
Нового коня Лена называет Мистраль. Такое же название носит сильный и холодный ветер, дующий с севера на средиземноморское побережье Франции, как раз туда, где разворачивается действие мультсериала «Ранчо». В этом анимированном пространстве действительно много воздуха, свободные и стремительные потоки которого не дают забыть о силе дикой природы. А каждая серия с невероятной чуткостью напоминает не только об ответственности людей за тех, кого они приручили, но и об уважении к миру животных.
Проплывая среди айсбергов, двое подростков случайно освобождают из ледяной капсулы мальчика по имени Аанг. Этот 12-летний сорванец оказывается новым аватаром, которого люди уже, мягко говоря, заждались. С давних лет четыре народа, соответствующие четырем стихиям, жили в полной гармонии друг с другом. Но только аватар, мастер всех стихий, мог поддерживать этот сложный баланс. Предыдущий аватар исчез 100 лет назад, а его преемник, юный Аанг, все эти годы провел во льдах. За это время Народ Огня развязал чудовищную войну. Чтобы подготовиться к битве с огненным королем Озаем, Аангу нужно окрепнуть и овладеть оставшимися стихиями. И на этом пути ему не обойтись без друзей.
Создатели этого культового мультсериала с поразительной дотошностью подошли к его анимационной разработке. Как известно, стиль управления каждой из стихий ставили приглашенные учителя боевых искусств. Но на этом не ограничились. Пластика высвобождаемой энергии также меняется в зависимости от эмоций и чувств персонажей. Например, воздушные потоки Аанга бывают легкими и игривыми завитками или же, наоборот, яростными порывами. Стихии здесь — естественное продолжение своих героев.
История о мальчике Аанге и ее ошеломительный успех продолжают вдохновлять студии на создание ремейков, правда, пока что достаточно сомнительных. Но в 2012 году вышел сиквел сериала, который заслуживает отдельного внимания. В центре событий — 17-летняя девушка Корра, следующее воплощение аватара. Интернет-сообщество до сих пор бурлит от непрекращающихся споров: одни разбирают мультсериалы на составные элементы и скрупулезно их сопоставляют, пока другие говорят о бессмысленности каких-либо сравнений. Над продолжением работали создатели оригинальной «Легенды об Аанге» — Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко, но для этой истории они выбрали уже другую палитру красок.
После поражения Повелителя Огня Озая прошло 70 лет. Технологический прогресс приводит к массовой промышленной революции. Выросшая вдали от индустриального мира отважная Корра приезжает в Республиканский город, чтобы овладеть последней из стихий — воздухом. И пусть Аанг, уже в качестве монумента, возвышается над мегаполисом, места для магии в этом новом мире становится всё меньше.
Эксцентричный ученый и неугомонный дедуля Рик Санчес не дает своему неуклюжему внуку Морти Смиту жить его привычную тинейджерскую жизнь. Вместо школьных занятий, Морти оказывается вовлечен в нескончаемую череду межпространственных злоключений. Но, кажется, большая часть абсурдных ситуаций, которые с завидной энергичностью создает и с разной степенью эффективности разрешает Рик, позволяет вынести какие-то уроки всем членам семьи Смит. В конечном счете, несмотря на блуждания по разным измерениям, Рик и Морти стараются возвращаться домой.
«Рик и Морти» — это беспардонная комедия с нескончаемым потоком неудобных шуток. Даже отрыжка здесь становится характерной чертой персонажа. Джастин Ройланд, один из создателей сериала, голосом которого в оригинале говорят Рик и Морти, вспоминал, что отрыжка не была задумала изначально. В процессе озвучки произошел конфуз, но эта деталь в итоге накрепко прицепилась к образу Рика. Джастину Ройланду приходилось регулярно дозаправляться газированными напитками в студии, чтобы выдавать честное звучание. Этот челлендж подхватили и иностранные актеры дубляжа, которые находили свои собственные средства для извлечения узнаваемого звука.
Эта героиня не сражается с инопланетными монстрами, но своему безнадежному миру она часто готова поставить ноль. Школьнице Дарье Моргендорфер и впрямь приходится несладко: изо дня в день ее преимущественно окружают тупоголовые подростки и снисходительные взрослые. Умная девушка гордится статусом аутсайдера и свое интеллектуальное недовольство выражает через бескомпромиссный сарказм.
Дарья изначально была персонажем второго плана в сериале «Бивис и Баттхед», который также выходил в 1990-е на MTV. И оба этих проекта выросли на музыкальной почве. Создатели «Дарьи» умело использовали разножанровую музыку в качестве остроумных комментариев к сюжету. В разных сериях можно было услышать песни Nine Inch Nails, Radiohead, The Offspring и много других, ныне олдскульных хитов. Однако, когда сериал выпустили на DVD, а после и на стриминговых платформах, из-за сложностей с авторскими правами он потерял почти все оригинальные саундтреки. Музыка составляла важную часть шоу, но сердцем сериала всегда была и остается сама Дарья со своей индивидуальностью и язвительными шутками. И несмотря на внешнюю бесстрастность героини, это сердце все-таки бьется.