Бунтарка, гадкий утенок и дева-воительница: 10 культовых фильмов о девочках-подростках
В Okko стал доступен фантастический фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» о приключениях Алисы Селезнёвой, героини цикла книг Кира Булычёва. Вспоминаем 10 культовых фильмов о девочках-подростках и разбираем самые распространенные женские архетипы в кино.
Кью (Нат Вулф) — обычный старшеклассник, чья жизнь состоит из унылых школьных будней и общения с забавными ботаниками Беном (Остин Абрамс) и Радаром (Джастис Смит). С детства Кью влюблен в живущую по соседству Марго Рот Шпигельман (Кара Делевинь) — симпатичную, смелую и любящую загадки девушку. Говорят, она несколько лет путешествовала с цирком, крутила романы с рок-музыкантами и ввязывалась в авантюры, о которых Кью мог только мечтать. Но однажды посреди ночи девушка пробирается в комнату соседа и просит помочь осуществить «карательную» операцию: парень Марго изменял ей несколько месяцев, а остальные друзья, зная об этом, молчали. Герои отправляются в ночное путешествие, устраивают облаву «бывшим», оказываются на верхнем этаже банка, откуда видно всё — и бумажные города, и таких же бумажных людей. На следующий день Марго исчезает, оставив Кью рассыпанные по всему городу подсказки.
«Бумажные города» — фильм, основанный на одноименной книге писателя Джона Грина, работающего в направлении young adult. Героиня Кары Делевинь — типичная «маниакальная девушка мечты» (manic pixie dream girl). Такой женский персонаж (Рамона из «Скотт Пилигрим против всех» или Саммер из «500 дней лета») вводится в сюжет фильма для того, чтобы главный герой, часто неуверенный и пассивный, смог изменить собственную жизнь. Маниакальная девушка мечты — всегда веселая, авантюрная и невероятно привлекательная — является герою как сказочный персонаж-помощник, сопровождающий на тернистом пути к преображению. Она редко обладает глубоким психологизмом или уникальными личностными качествами, более того — показана она сквозь призму мужского взгляда. Так, Марго предстает лишь как фантазия Кью: ни герой, ни зритель, ни сама Марго не знают, кто она такая, что переживает и чего хочет. К концу фильма, выполнив свою функцию, маниакальная девушка-мечта испаряется, рассеяв туман на пути героя.
Саманте Бейкер (Молли Рингуолд) исполнилось 16 лет, но с самого начала праздник пошел не по плану. Вся семья напрочь забыла о дне рождения девушки, парень мечты (Майкл Шоффлинг) не обратил внимания, а грудь так и осталась на несколько размеров меньше, чем хотелось бы. Вдобавок ко всему за Самантой в автобусе увязался ботаник (Энтони Майкл Холл), а бабушка и дедушка, приехавшие на свадьбу сестры, заставили героиню идти на школьную вечеринку вместе со странным иностранцем (Гедде Ватанабэ).
«Шестнадцать свечей» стали дебютом для молодого режиссера Джона Хьюза — автора культовых картин «Клуб „Завтрак“» и «Феррис Бьюллер берет выходной». В 1980-х жанр подросткового кино был крайне популярным, однако героями повествования нередко становились именно юноши, а сложности взросления оттенялись многочисленными гэгами и граничащим с мизогинией мужским юмором. «Шестнадцать свечей» выделяются из ряда юношеских картин прежде всего тем, что в центре фильма оказывается девушка. Однако меняется ли что-то кардинально от смены пола протагониста или же Джон Хьюз рассказывает всё ту же мужскую историю, но от лица 16-летней школьницы? Несмотря на то, что в свое время Саманта Бейкер стала культовым женским персонажем, вряд ли она охватывает значимую толику непростого опыта девичества. Героиня Рингуолд — обычная девушка, словами других персонажей — «не уродина», но и не главная красавица школы. Ее переживания сводятся к любовным терзаниям, неприятию собственного тела, обиде на близких, при этом ничего из этого героиня не проживает сполна. Взросление Саманты — лишь сценарная условность, портрет того, как девушка должна переживать юность, но никак не реальное взросление.
Шестнадцатилетняя Кейди Хирон (Линдси Лохан) прожила всё детство в Африке с родителями-зоологами, и теперь ей предстоит первый раз отправиться в старшую школу. Оказалось, что последняя не сильно отличается от животного мира, где царит закон «побеждает сильнейший». Новенькая попадает в компанию местных изгоев Дженис (Лиззи Каплан) и Дэмиэна (Дэниел Францезе). Вместе с ними Кейди задумывает план свержения Реджины Джордж (Рэйчел МакАдамс) — лицемерной манипуляторши и по совместительству главной красавицы школы, испортившей жизнь каждому второму старшекласснику. Стройное тело, шайка верных подружек (Лейси Шабер и Аманда Сейфрид) и завидный бойфренд (Джонатан Беннетт) — основа власти коварной королевы улья. Однако удастся ли Кейди разоблачить Реджину, не потеряв при этом себя?
Фильм Марка Уотерса — это не только юбка мини, блеск для губ, все оттенки розового и прочие излюбленные атрибуты эстетики 2000-х, но и целый ряд женских архетипов, от девочки-изгоя до дрянной девчонки. Самым любопытным и, несомненно, культовым является образ Реджины Джордж. Гламурная, харизматичная, невероятно богатая белая девушка — обязательный элемент любого подросткового фильма 2000-х и 2010-х: вспомним главную антагонистку «Сплетницы» Блэр Уолдорф или Шарпей Эванс из «Классного мюзикла». Ярость — отличительная черта queen bee. С помощью шантажа, манипуляций и обмана дрянная девчонка проецирует агрессию на всех и вся. Однако некоторые исследователи кино усматривают в этом подрывной потенциал антагонистки: именно ярость делает дрянную девчонку одним из самых активных женских персонажей и позволяет ей выживать в патриархальном мире.
Культовый хоррор Брайана Де Пальмы повествует о застенчивой девушке Кэрри Уайт (Сисси Спейсек), обладающей даром телекинеза. Нелюдимая, излишне скромная и молчаливая девушка подвергается многочисленным нападкам со стороны сверстников. Усугубляет всё случай в школьном душе, когда у Кэрри внезапно начинается менструация. Для не знающей буквально ничего о собственном теле девушки месячные — настоящая катастрофа, для одноклассниц — очередной повод для травли. Усиливающийся контроль помешанной на религии матери (Пайпер Лори), растущее внутри Кэрри сопротивление и граничащая с насилием шутка приводят к страшной трагедии.
«Кэрри» Де Пальмы была снята в 1976 году и стала первой экранизацией одноименного произведения Стивена Кинга о девочке-изгое, открывшей в себе сверхъестественный дар. Взяв за основу сюжет «Золушки», король хорроров создал жуткую историю, в которой нашлось место и фанатичной религиозности, и школьному буллингу, и девичеству. Если рассматривать картину режиссера с точки зрения последнего, то для Кэрри именно телекинез становится проводником к свободе и взрослению. Несмотря на ограничения матери, неуверенность и школьную травлю, героиня Сисси Спейсек перестает быть жертвой и обретает агентность.
Нелепая походка, копна кудрявых волос и очки — атрибуты школьной ботанички Мии Термополис (Энн Хэтэуэй). Мия привыкла к «невидимой» жизни, покой которой нарушают лишь прогулки с подругой Лили (Хизер Матараццо) и болтовня с мамой-художницей (Кэролайн Гудолл). Однако в один прекрасный день жизнь героини полностью меняется: на 16-летие приезжает бабушка Мии и заявляет, что последняя является наследницей крошечной европейской страны Женовии. Теперь Мии придется освоить экспресс-курс «Как стать принцессой»: вести себя согласно этикету, всегда держать спину прямо, говорить с толком и расстановкой, но, главное, уметь нести ответственность не только за себя, но и за целый народ маленького государства. Получится ли у Мии стать принцессой или же она выберет жизнь обычного подростка?
В центре комедии Гэрри Маршалла («Красотка») оказывается излюбленный сценаристами троп «из дурнушки в красотку», знакомый зрителю по не менее культовым фильмам «Моя прекрасная леди» (1964), «Служебный роман» (1977) и «Это всё она» (1998). Мия — удивительно обаятельная и стремительно меняющаяся на протяжении всего фильма героиня. Ее нельзя упрекнуть в одномерности или же в отсутствии активной позиции по отношению к другим персонажам. И всё же сегодня подобный троп кажется как минимум устаревшим, ведь для того, чтобы стать «самой обаятельной и привлекательной», совсем не обязательно соответствовать конвенциональным стандартам красоты.
Каждый год руководство деспотичного государства Панем собирает трибутов из 12 дистриктов для участия в жестоких играх на выживание. 12-летней Примроуз Эвердин (Уиллоу Шилдс) выпадает жребий, однако ее старшая сестра Китнисс (Дженнифер Лоуренс) заявляет о желании стать добровольцем. Вместе с Питом Мелларком (Джош Хатчерсон) девушка отправляется в столицу Панема, где их ждет участие в параде дистриктов, знакомство с кровожадными противниками и финальная схватка на арене.
Троп девы-воительницы прочно обосновался на территории кино: Эллен Рипли из «Чужого», Тринити из «Матрицы», Трис Прайор из «Дивергента» и многие другие знаменитые девушки с несгибаемым характером и железными мышцами. Помимо физической выносливости и суперсилы, воительница отличается исключительной рациональностью в противовес чувствительности, а ее путь нередко проходит через испытания болью или травмой. Однако если одни девы-воительницы, например Тринити, вторичны по отношению к протагонисту-мужчине, то другие, в том числе Китнисс Эвердин, являются самодостаточными героинями и солируют в фильме. Диапазон последних шире силы и логики, они могут быть чувственными, эмпатичными и заботливыми.
Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) ходит в московскую школу, сохнет по эффектной однокласснице и читает рэп. Герой живет в 2024 году, однако, найдя необычное устройство в кабинете учительницы физики, удивительным образом оказывается в той же самой Москве, но на 100 лет тому вперед. В столице будущего Коля встречает бойкую и смелую девушку Алису Селезнёву (Даша Верещагина). Вместе героям предстоит преодолеть немало препятствий, испытать на прочность дружбу, открыть любовь, спасти не только исчезнувшую мать Алисы (Виктория Исакова), но и целый мир.
Такого Кира Булычёва вы не видели! Современная адаптация повести из вселенной советского писателя скорее похожа на собирательный образ голливудских блокбастеров: тут и главный злодей, вылитый Харконнен из саги Дени Вильнёва, и слом четвертой стены в духе «Дэдпула», и эффектные «джедайские» сражения. Культовая героиня из серии Булычёва тоже предстает в новом амплуа: всё с теми же короткими, но уже ярко-розовыми волосами, бунтарским духом и желанием сепарироваться от отца-профессора. Новая Алиса сочетает в себе архетип девы-воительницы и подростковую хрупкость.
София Коппола всегда отличалась особенной интонацией по отношению к опыту девичества. В своих фильмах режиссерка создает нежный мир, наполненный пастельными оттенками, изящными платьями и затейливыми прическами. Однако если внешне героини Копполы кажутся легкими и мечтательными особами, то внутри являются крайне чувствительными, меланхоличными и вечно грустными девушками. Подобная эстетика была крайне популярна в 2010-х годах: девочки-подростки черпали вдохновение на просторах Tumblr, в текстах sad-иконы Ланы Дель Рей и в поэзии Эмили Дикинсон. Если некоторые тренды устаревают, то sad girl будет жить вечно — впрочем, как и женская депрессия. В кинематографе грустные девушки прочно обосновались в фильмографии Софии Копполы. Присцилла Болье, сестры Лисбон и Мария-Антуанетта — взросление всех героинь связано с глубоким одиночеством, скукой и апатией.
Присцилле Болье (Кейли Спейни) было всего 14, когда она встретила 24-летнего Элвиса Пресли (Джейкоб Элорди). Герои встретились в ФРГ, где Пресли проходил службу, а Болье жила в семье отца-военного. Испытав на себе всего раз внимание харизматичного музыканта, старшеклассница без памяти влюбилась и сразу бросилась строить розовые мечты. Однако, оказавшись в Грейсленде (поместье Пресли), Присцилла понимает, что всем им суждено разбиться о суровую реальность.
Кейла Дэй (Элси Фишер) — восьмиклассница, страдающая от социальной тревожности. Чтобы справиться с непростым взрослением, Кейла ведет блог на YouTube, где рассказывает о жизни и делится советами о том, как стать увереннее. Влюбленность в симпатичного, но совершенно глупого одноклассника, первые попытки сепарации, дискомфорт от собственного тела и взаимоотношения с пробуждающейся чувственностью — всё оказывается в фокусе крайне точного coming-of-age-фильма о девичестве.
Образ Кейлы Дэй, с одной стороны, продолжает линию копполовской грустной девушки, а с другой, оказывается менее романтизированным, а оттого приближенным к реальности. Настоящая sad girl — притягательная и привилегированная девушка, разделяющая грусть с залами Версаля или антуражем поместья Элвиса Пресли. Ее меланхолия не может быть непривлекательной. В то же время Кейла — обычная восьмиклассница, чье лицо покрыто прыщами, комната усыпана безделушками, а галерея смартфона заполнена селфи с модными фильтрами. Помимо грусти, вечным спутником Кейлы становится стыд — именно это интимное подростковое переживание, крайне важное для женского опыта, выделяет Кейлу среди всех героинь подборки. Выходит, что протагонистку «Восьмого класса» сложно вписать в рамки архетипов или же свести к какой-либо сценарной функции. Кейла — живая и способная признаться в собственной слабости девушка, чье взросление не заканчивается с финальными титрами, а продолжается, как девичество каждой из смотрящих фильм зрительниц.
«Леди Бёрд» — финальный аккорд в подборке фильмов о знаменитых девочках-подростках. Как и София Коппола, Грета Гервиг — певица девичества и всего, что с ним связано. «Леди Бёрд», «Маленькие женщины», «Барби» — во всех работах режиссерка непременно обращается к женскому опыту. В дебютной картине Гервиг создает образ девочки-тинейджера, в котором соединяются бунтарство, грусть, амбициозность, эгоизм и чувствительность. Как и Кейла Дэй, Леди Бёрд гораздо шире любого архетипа, ее действия неочевидны, а слова точны, как отголоски услышанных разговоров. Вместе с тем Леди Бёрд всегда разная: порой понимающая, порой злая, она плачет и смеется, говорит шепотом и кричит, влюбляется и тут же оказывается разочарованной.
Кристин (Сирша Ронан) предпочитает, чтобы ее называли Леди Бёрд, а еще больше всего на свете мечтает вырваться из загнивающего, по ее мнению, Сакраменто и поступить в Нью-Йоркский университет. Девушка учится в консервативной католической школе, ходит в театральный кружок, дружит с обаятельной девушкой Джули (Бини Фелдштейн), постоянно ссорится с мамой и заявляет всем своим видом, розовыми волосами в частности, что она другая.