Красочно не по-детски: 10 мультфильмов для взрослых
В истории кино анимация совсем не младший, а старший брат кинематографа. Ожившие изображения как вид искусства появились практически одновременно с кинематографом, но никогда не имели тех технических ограничений, которые в кино напрямую зависели от возможностей камеры. Анимация также никогда не была исключительно детским искусством, и об этом в последние годы вспоминают всё чаще. И во взрослой анимации, как и 100 лет назад, запретов и ограничений куда меньше, чем в кино. Рассказываем о самых смелых и откровенных анимационных фильмах для взрослых.
Полнометражный фильм «Бивис и Баттхед» обязан своим выходом многолетней популярности главных героев, которые начинали еще в 1993 году в одноименном сериале на канале MTV. Сатира, которую выдавали недалекие, но острые на язык персонажи, и добрая доля пофигизма, о которой всегда втайне мечтало общество, стали залогом популярности героев и сериала. Эти два туповатых и довольно отвратительных чувака обожали смотреть телик, мечтали о подругах и сеяли вокруг себя только разрушение и хаос. Герои были одними из первых, кто образовал нишу взрослых мультсериалов (опередили их разве что «Симпсоны», которые начали выходить еще в 1989 году).
В таких сериалах авторы без смущения вываливали на экран общественные пороки, неприглядных героев и их привычки, а у зрителей появилась возможность узнавать не самые нарядные стороны своей жизни. Чуть позже, в 1997 году, появится и «Южный парк», еще более радикальный и гротескный: примитивная анимация позволяла клепать серии быстро, а значит, и поднимать в сюжете самые актуальные новости. Тогда же, в 1997-м, с позволения создателя сериала Майка Джаджа у «Бивиса и Баттхеда» появится спин-офф «Дарья».
«Дарья» продолжает направление взрослой анимации и становится во многом антиподом «Бивиса и Баттхеда», но издевается над обществом ничуть не меньше. Умная, саркастичная героиня живет в маленьком городке Лондейл, а действие сериала охватывает годы ее обучения в школе вплоть до поступления в университет. Почти что «Отрочество»Линклейтера, только вот вместо реалистичных персонажей — стереотипные и недалекие жители Лондейла и не похожая ни на кого Дарья.
Эта девчонка знает о своей уникальности и всячески ее подчеркивает. А главный женский персонаж дает возможность сценаристам поиграть и с любовными линиями. У Дарьи даже есть лучшая подруга — художница Джейн. В ее старшего брата поначалу и влюбляется Дарья. Ну а потом, ожидаемо, ее постигает разочарование. Правда, в отличие от Бивиса и Баттхеда или своих соседей по экрану, ребят из «Южного парка», Дарье везет немного больше, и ей дают возможность хоть как-то влиять на свою жизнь и решения, а не уходить каждую минуту в отрыв вместе с авторской фантазией.
Рик и Морти становятся героями 2010-х. И хотя персонажи, жанр и сама анимация уже сильно отличаются от своих предшественников, отношение к героям всё то же: Джастин Ройланд, создатель сериала, как до него и Майк Джадж, озвучивает обоих своих главных героев. Рик и Морти в диапазоне зрительской привязанности находятся где-то между отвращением и полной зависимостью. Эти двое по уже заведенной традиции вовсе не внушают симпатии. По крайней мере поначалу. Рик — старикан, который вместе с постоянной отрыжкой сыплет проклятиями, гениальными идеями и пустыми бутылками из-под алкоголя (в этом он похож на Бендера — героя еще одного мультфильма для взрослых из 2000-х — «Футурамы»). Морти — внук, мучимый своими пубертатными проблемами, который предан Рику и полон восхищения к его талантам.
Эта парочка рождается как пародия на главных героев из «Назад в будущее», мультсериал тоже опирается на научно-фантастические сюжеты, но идет сильно дальше. «Рик и Морти» по обилию приключений и экшена переплюнет любой блокбастер: тут и полеты на другие планеты, и скачки внутри мультивселенной, десятки всяческих отвязных примочек, которые изобретает Рик. Не забывают авторы и о сатире, которая теперь направлена не столько на общество (хотя и ему достается), сколько на семью и семейные взаимоотношения. А тема семьи, как известно, одна из самых важных во взрослой анимации.
Как и уже упомянутые «Симпсоны», семейство Гриффинов становится зеркалом для миллионов таких же семей. Сериал, как по накатанной, заводит разговор о проблемах общества и смеется над внутрисемейными конфликтами с сатирическим задором, но есть у него и принципиальные отличия. Автор «Гриффинов» Сет МакФарлейн создает куда более реалистичных и универсальных персонажей. Это не упоротые подростки, не комичные желтые Симпсоны, не гениальные ученые. Это самая обычная семья.
Питер Гриффин — типичный синий воротничок, католик с ирландскими корнями. Его жена — учительница музыки и домохозяйка Лоис. Детей у них трое, чтобы максимально покрыть и возрастную амплитуду. Серьезному Стьюи с низким голосом и замашками взрослого где-то год-два. Мег переживает не только муки переходного возраста, но и игнор со стороны сверстников и собственной семьи. Есть еще подросток Крис, жутко похожий на отца. Разумеется, не обойтись в среднестатистической семье и без пса. Его зовут Брайан, он не прочь полакомиться виски или мартини и высказать свое мнение по поводу происходящего. Разумеется, все не как в жизни, но почти.
БоДжек берет безусловной оригинальностью. Это, пожалуй, самый экзистенциальный сериал из всех представленных здесь, а основным сюжетом серий зачастую становятся рефлексия и самокопание. Штука в том, что довольно сложно соотносить себя с главным героем, если учесть, что это бывшая звезда ситкома, которая переживает кризис среднего возраста и выглядит как человек с лошадиной головой. Но БоДжек в своем затейливом антропоморфизме не одинок, мир сериала населен самыми разнообразными существами: животные и люди работают бок о бок.
Предыдущие мультфильмы критиковали, кто — маленькие консервативные штатовские городки, кто — повсеместный буллинг и прочие слабые места общественного устройства. «Конь БоДжек» берется за мир шоу-бизнеса. Даже место, где обитают герои, называется Hollywoo (последняя буква d давно отвалилась, так и оставили). А где шоу-бизнес, там в том числе и наркотики, вечеринки, самые разнообразные секс-пристрастия, агенты, конкуренты и много другой мишуры, которая постоянно скрывает пропасть внутри главного героя.
«Атомный лес» — отечественный вариант недетского анимационного шоу. Его населяет коммьюнити зверей, которые хоть и пережили человечество, но нахватались радиации и поэтому подчас имеют странный вид. Они умеют говорить и живут полноценной жизнью. Заводят семью, ревнуют, оказываются под каблуком, ведут исследования или наслаждаются жизнью. Каждого зовут по какому-то элементу из таблицы Менделеева, но в каждом из них можно легко угадать привычных обитателей леса: зайцев и медведей.
Своим видом персонажи напоминают помесь никелодеоновских «Настоящих монстров» и персонажей «Братьев Пилотов». А ведь именно на студии «Пилот» Александра Татарского в свое время появились и первые взрослые мультфильмы тогда еще СССР. Правда, у Лебедева достаточно собственной фантазии, чтобы не равняться на других, да и опыта ему не занимать. Он не только один из создателей, но и ведущий сценарист «Смешариков», которые хоть и рассчитаны на детей, но тоже привлекли немалое внимание взрослой аудитории из-за обилия увлекательных отсылок. «Атомный лес» стал очередной удачей, а заодно и одним из первых самостоятельных проектов канала 2×2, отвечающего за взрослую анимацию.
Есть в мире анимации и полнометражные картины, которые легко потягаются в драматичности с игровым кино. «Персеполис», безусловно, одна из них. Это особенного рода анимация, где буйство изображения (абстрактные пятна, рисованные линии, метаморфичность форм) сосуществует с документальностью сюжета. Это история девочки Марджи, которая живет со своими родителями в Тегеране и становится свидетельницей сначала исламской революции, а потом и смены режима. Вокруг происходят странные и страшные перемены, а Марджи постепенно взрослеет.
Мультфильм был создан на основе графического романа, который, как и фильм, является автобиографией Марджан Сатрапи. Через личные и порой не очень понятные (ведь Марджи была еще совсем ребенком) воспоминания Сатрапи рассказывает об истории своей страны. Мультфильм оказывается одновременно и летописью, и проработкой травмы, и важным источником для того, чтобы обратить внимание на проблемы, которые никуда не ушли. Неравенство, дискриминация, отсутствие свободы, отсутствие права на собственную жизнь. Формат документальной анимации оказался невероятно убедительным. В 2022 году вышел схожий по тематике полнометражный мультфильм «Побег» датчанина Расмуссена, в котором он заснял своего героя и его реальную историю: побег из Афганистана.
Мистер Фокс — серьезный лис. Он пишет колонку в местную газету и уже целых 12 лет не подходил к человеческим участкам. Последний раз, когда он с женой попался в капкан, она сообщила ему, что беременна, и он зарекся не подвергать свою семью опасности. Но однажды он отправляется, чтобы присмотреть для них новый дом и находит идеальное место — ровно между тремя богатыми фермами. Тут-то Фокс и вспоминает свои прежние приключения.
Для Уэса Андерсона «Мистер Фокс» — первый, но не единственный проект в мире анимации. В 2018-м он снимет «Остров собак», который наградят «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру. Правда, даже его художественные фильмы зачастую напоминают мультики — настолько там выразительные персонажи и так сильно они зависят от воли художника. Андерсон постоянно ставит своих героев в строго определенное место в кадре и наряжает в определенного цвета костюмы. Разве не тем же занимается и аниматор? К тому же в «Мистере Фоксе» использована кукольная, предельно объемная анимация, что еще больше приближает картину к другим произведениям Андерсона, то есть делает ее восхитительно увлекательной и полной фантазии.
В какой-то момент добирается анимация и до самого художника. Ван Гогу посвящен не один фильм (тут хоть шнабелевский«Ван Гог. На пороге вечности», хоть олтменовский «Винсент и Тео»), но решить рассказать о нем при помощи анимации — воистину гениальный ход. Современные мультипликационные техники открывают перед режиссерами Хью Уэлшманом и Доротой Кобелой невиданные возможности — теперь полотна можно оживлять буквально. Так двое и решают поступить: показывают места с полотен Ван Гога, которые дышат его экспрессивными мазками.
Сам сюжет — вымышленный, почти детективный. Это история одного письма, которое Ван Гог отправляет своему брату Тео, но оно так до него и не доходит. И вот мы следим за маршрутом письма, а вместе с ним узнаём и подробности из жизни Ван Гога и события, которые предшествовали его смерти. Эта удивительная анимационная фантазия превосходно схватывает образ Ван Гога и те легенды, которыми он успел обрасти. Мультфильм далек от реальности, но вместе с тем он глубоко погружает в мир творчества Ван Гога.
«Ограбление по Фрейду» продвинулось еще дальше по маршруту детективного жанра в связке с живописными полотнами. Хотите детектив — будет вам: и кражи, и фантазии, и картины, причем все сплошь мировые шедевры. А чтобы усложнить, сделаем главного героя психотерапевтом, а его пациентку — грабительницей. Сказано — сделано. И вот уже психотерапевту Рубену Брандту снятся странные сны, в которых герои легендарных полотен мучают его, а его пациентка Мими решает ему помочь и выкрасть всех его мучителей.
Режиссер и сценарист Милорад Крстич не отказывает себе в превосходных живописных цитатах: тут и «Олимпия» Мане, и «Полуночники» Хоппера, и даже Энди Уорхол. Авантюрный сюжет здесь переплетается с чистой анимационной материей, которая оживляет всё и вся: цвета, героев, сны. Мультфильм и сам получается настоящим шедевром, из тех, что возможны только в эпоху повсеместного цитирования.