Раньше было лучше: 11 ретросериалов, которые не стоит пропускать
Сбежать из настоящего в прошлое, погрузиться в изучение истории или насладиться образами минувших эпох можно за просмотром ретросериала. В последнее время их появляется всё больше, а разобраться в многообразии проектов оказывается всё сложнее. Делимся 10 захватывающими сериалами разных жанров, которые перенесут зрителя в насыщенный ХХ век — от 30-х до 70-х.
Также рекомендуем ознакомиться с подборкой лучших ретрофильмов.
Мрачный послевоенный Берлин конца 1910-х — начала 1920-х находится в упадке и полнится секс-работницами, экстремистами и преступными дельцами. В таком неприглядном свете его застает Гереон Рат, инспектор полиции, прибывший в город из родного Кельна, чтобы заняться расследованием загадочного дела. Местного обер-бургомистра шантажируют вечно ускользающим от рук органов порнофильмом: его и предстоит найти главному герою. Пока тот ломает голову над задачей, вокруг плетутся политические интриги, а Веймарская республика стремительно ветшает, готовясь к неминуемому обращению в Третий рейх.
Неонуарный детектив был запущен по инициативе Тома Тыквера и стал самым высокобюджетным немецким сериалом в истории — на картину ушло 40 млн долларов. Создатели опирались на романы писателя Фолькера Кучера, который, в свою очередь, вдохновлялся экспрессионистскими работами Фрица Ланга и сериалом «Сопрано». На выходе получился завораживающий, щедрый на иконографию, витиеватый портрет немецкого общества на границе важных исторических эпох.
Пока Америка страдает Великой депрессией, Милдред Пирс переживает личные потрясения: из семьи уходит муж, вынуждая героиню вести полностью самостоятельную жизнь. Привыкшая к домоседству Милдред тяжело справляется с необходимостью работать на низкооплачиваемой и малоперспективной должности, чтобы обеспечить двух дочерей. Не желая свыкаться с непривычным статусом обслуживающего персонала, она решается открыть собственное дело. Впереди много преград, главная из которых — обремененное предрассудками и запретами несвободное положение женщины.
Тодд Хейнс, снявший «Вдали от рая» и «Кэрол», снова обращается к животрепещущим проблемам гендерных ролей и классовой системы, на этот раз опираясь на одноименный роман Джеймса Кейна и размещая действие в 1930-х годах. По обыкновению, внимательный к деталям режиссер тщательно работает над убедительностью образа охваченной экономическим кризисом Америки. Венцом проекта становится игра Кейт Уинслет, награжденная «Золотым глобусом»: роль Милдред Пирс в ее исполнении выходит органичной и фактурной.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Добро пожаловать в Нью-Йорк 50-х! Здесь начинается история и правда удивительной миссис Мейзел, прилежной домохозяйки, которая внезапно обнаружила в себе талант к стендапу. Вообще-то комедией изначально горел ее муж: Джоэл много лет пытал удачу на подмостках небольшого бара «Газлайт», но рассмешить публику удавалось с трудом. Всё перевернулось вверх дном после их расставания — он заявил, что бросает семью ради любовницы, а она напилась и сорвала головокружительный успех импровизированным перформансом.
Сериал Эми Шерман-Палладино и Дэниэла Палладино, в прошлом работавших над «Девочками Гилмор», на протяжении пяти сезонов уверенно собирал самые теплые и благодарные реакции критиков и зрителей. Помимо объемных персонажей, драматургических перипетий и уморительных шуток, команда трудилась над воссозданием домашних интерьеров, городских пространств и, конечно, моды 1950–60-х годов. Бесчисленные шляпки и сумочки, цветные колготки и черные коктейльные платья, в которых миссис Мейзел появлялась на сцене, — буквально каждая серия стала кладезью для любителей винтажной моды.
На очереди еще несколько удивительных миссис — четыре стюардессы авиакомпании Pan Am. На дворе разношерстные 1960-е — время холодной войны, новых витков борьбы за эмансипацию женщин, расцвета пацифизма и скандального убийства президента Кеннеди. На фоне всего этого героини сериала строят воздушные карьеры, ищут себя, мечтают об идеальной любви и даже оказываются неожиданно вовлечены в деятельность американской разведки.
Каждая серия «Пэн Американ» рассказывает отдельную историю из жизни экипажа. Хотя сюжетно они разворачиваются в разных уголках мира — от Парижа до Москвы, съемки сериала практически не выходили за пределы Нью-Йорка. При этом у авторов получился вполне правдоподобный срез сложной эпохи, сюжетно размещенный за кулисами жизни легендарной авиакомпании.
Талантливый сценарист Костя Паршин совершает самоубийство, оставляя после себя гениальный сценарий «Осколки» и завещание близким друзьям: оператором фильма он видит матерого Виктора Хрусталёва, а режиссером — начинающего Егора Мячина. Творческий путь сразу обрастает препятствиями: руководство «Мосфильма» не пропускает сценарий в производство, а на Хрусталёва правдами и неправдами вешают убийство Паршина. Герой идет на компромисс и берется за съемки пустоватой комедии «Девушка бригадира» в обмен на обещание все-таки разрешить работу над «Осколками». Однако положение легче не становится: к составу съемочной группы присоединяются бывшая жена оператора и его любовница, в которую режиссер Мячин по уши влюблен.
События сериала разворачиваются в 1960-е годы: его автор, Валерий Тодоровский, признавался, что ставил перед собой задачу не отразить политическую реальность эпохи, но скорее рассказать историю о «сложных людях» и их ощущении советской оттепели. Задумка родилась, когда Тодоровский познакомился с режиссером «Безумцев» Мэттью Уайнером. Выходец из семьи рекламщиков, тот решил снять кино о жизни рекламного агентства в Америке 60-х. Сюжетные рамки Тодоровский также определил своим происхождением: он вырос в семье кинорежиссера Петра Тодоровского, которому и посвятил сериал.
Сюжет закручивается вокруг рекламного агентства «Стерлинг-Купер» и его креативного директора Дона Дрейпера. Дрейпер — один из лучших рекламщиков Нью-Йорка: он мастерски продает не только бренды, но и образ себя как циничного и излишне самоуверенного, но обаятельного мужчины, идеально устроившего свою жизнь. Мало кто знает, что за напускным благополучием скрываются бесконечные сомнения, терзания прошлым и ощущение пустоты собственного существования.
Проект Мэттью Уайнера собрал огромное количество наград (в том числе «Эмми» и «Золотой глобус»), хвалебных рецензий от критиков и рукоплесканий от зрителей, а самого Уайнера, словно по образу и подобию его героя, сделал «одним из самых влиятельных людей мира» по версии Time 100. Это неудивительно: режиссер был вовлечен в производство каждой серии и обсессивно контролировал все ее этапы — от написания сценария до кастинга. Итогом такой безумной работы стал головокружительный успех, по праву сделавший сериал культовым.
Кулинария, химия, эмансипация — казалось бы, что здесь общего? Элизабет Зотт, целеустремленная молодая ученая, делает их ингредиентами своего успеха. Героиня работает в перспективном исследовательском институте, однако здесь считается, что способности женщины ограничиваются варкой вкусного кофе для поддержания бодрости великих мужских умов. Зотт же хочет от жизни большего и, устав биться в закрытые двери научного сообщества, использует установки системы против самой системы: как и полагается женщине, она встает за кухонную плиту. Став ведущей популярного тв-шоу, Элизабет решает не ограничиваться рецептами семейных ужинов и через кулинарное искусство пытается погрузить зрительниц в тайны науки.
Сериал является экранизацией романа Бонни Гармус. Та признавалась, что при создании текста опиралась на собственный жизненный опыт: например, до того, как книгу опубликовали, писательнице пришлось услышать более 100 разнообразно мотивированных отказов. В конце концов «Уроками химии» заинтересовалась Apple TV+. Продюсерская и главная актерская роли достались Бри Ларсон, а сценаристом выступил Ли Айзенберг, до этого работавший над проектами «Офис» и «Не сработало».
Если в квартиру стучат со словами «Мосгаз. Откройте!», отойдите от двери подальше, а лучше сразу звоните в полицию. Мальчишка Серёжа Чеботарь дверь открыл, чем обеспечил майору Черкасову сложную миссию по поимке жестокого убийцы. Теперь в громкое дело вовлечен весь город: сотрудники отдела милиции, дворовая ребятня, оказавшаяся единственным свидетелем, и даже советская творческая интеллигенция, художники и актеры. Но сколько жертв пострадает от рук преступника, прежде чем он будет схвачен?
«Мосгаз» — первая часть многосерийной телеэпопеи о майоре Черкасове, растянувшейся на десять насыщенных любопытными сюжетными поворотами сезонов. Сценарий основан на реальных событиях, произошедших в Москве в начале 1960-х: тогда общественный резонанс вызвали преступления первого советского серийного убийцы, о которых в вольной форме и рассказывает дебютный сезон проекта.
Частный детектив Сэм Спейд устал разгадывать криминальные загадки и хочет уйти на пенсию. Для этого он переезжает из Штатов во французскую деревушку, где надеется залечь на дно и спокойно дожить отведенное время. Покой, однако, длится недолго, и профессиональное прошлое всё же врывается в умиротворенную рутину месье Спейда. В местном монастыре жестоко убивают шестерых монахинь, и герой оказывается втянут в очередное опасное и запутанное расследование.
Сэм Спейд — персонаж американского писателя Дэшила Хэммета, уже появлявшийся в кино в классическом нуарном фильме «Мальтийский сокол» в исполнении Хамфри Богарта. В отличие от своего предшественника, обитавшего в темных переулках и пыльных интерьерах бюро расследований, сыгранный британским актером Клайвом Оуэном современный мистер Спейд наслаждается южным солнцем и плавает в бассейне голышом. Это, однако, не лишает мини-сериал щекочущей нервы триллерной составляющей и удерживающей у экрана детективной интриги.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Бармен Винсент Мартино чувствует в себе предпринимательский потенциал, но у него не складывается ровным счетом ничего — ни в семье, ни в профессии. Секс-работница Кэнди мечтает о другой жизни, но вынуждена зарабатывать случайными связями, чтобы прокормить сына, с которым видится пару раз в месяц. Всё меняется, когда Винни связывается с местной мафией, а Кэнди решает покинуть панель и стать режиссеркой набирающих популярность порнофильмов.
Проект был создан легендарным журналистом и шоураннером Дэвидом Саймоном, который в прошлом работал над сериалами «Покажи мне героя» и «Прослушка». Потрясающий актерский состав, включающий сразу две порции Джеймса Франко и невероятную Мэгги Джилленхол; первоклассная работа с иконографией маргинальных 70-х; полноценное погружение в историю превращения порно из подпольного развлечения в многомиллионную индустрию — только верхушка этого кинематографического айсберга.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Провинциальный английский городок ожидает начало войны: кровожадный XX век обещает миру новую катастрофу. Большая ответственность ложится на плечи Женского института, местной организации, направленной на участие женщин в общественной жизни. На фронт вот-вот призовут мужей и сыновей, и женщины останутся за главных. Героини встречают новость стоически и перекраивают работу института так, чтобы он приносил стране помощь в военное время. Каждая из них при этом справляется с личными драмами: страхом за безопасность сына, болезнью мужа, домашним насилием, опустевшим после смерти супруга домом, первой влюбленностью.
Создатели сериала вдохновлялись книгой «Общество любителей джема» (Jambusters) английской писательницы и историка Джулии Саммерс. Обаятельные персонажи, многообразие сюжетных линий, живая камера и аутентичное изображение Англии конца 30-х годов — всё это обещают два уютных сезона «Домашних очагов».