Не учи ученую: 10 фильмов и сериалов об успехах женщин в науке
Только смелым покоряются моря, а наука — терпеливым и трудолюбивым. Рассказываем о 10 фильмах и сериалах, где женщины-ученые занимаются исследованиями и борьбой за место в лаборатории, — от костюмных байопиков до независимых сай-фаев.
В историю Элизабет Зотт (Бри Ларсон) из «Уроков химии» безоговорочно хочется поверить: будто перед зрителями не героиня, созданная писательницей Бонни Гармус в одноименном романе, а забытая пионерка науки и кулинарии. Да, вам не показаось: речь пойдет об ученой-химике, которая к экспериментам на кухне относится ничуть не менее серьезно, чем к опытам в лаборатории. Ведь даже в приготовлении соуса для идеальной лазаньи пригодится точный расчет.
Книга стала бестселлером, а экранизацией занялся Apple TV+: в результате вышел костюмный мини-сериал, в котором есть всего по чуть-чуть — от большой любви до огромных разочарований. События охватывают с десяток лет и в основном посвящены становлению Элизабет в профессии: как женщина, метящая в кабинеты с высокими потолками в исследовательских институтах, оказалась звездой на телевидении, но не отказалась от своих устремлений.
Казалось бы, байопики — один из самых популярных и горячо любимых премиями жанров. Но на деле оказывается, что снято не так много исторических картин о женщинах, двигающих науку вперед (прототипов немало, просто нужно поискать). Даже «Опасный элемент», посвященный гениальной Марии Склодовской-Кюри, не получается назвать образцом.
В первую очередь картина режиссерки иранского происхождения Маржан Сатрапи подкупает именно исполнительскими талантами Розамунд Пайк, сыгравшей главную роль. И сегодня Склодовская-Кюри остается единственной женщиной, удостоенной двух Нобелевских премий: вместо с мужем Пьером Кюри (Сэм Райли) они открыли радий и не только. Радий — опасный элемент, не случайно предупреждает заголовок картины: за несколько лет до «Оппенгеймера» Кристофера Нолана ученая уже жалела о грядущих последствиях своих открытий — Хиросима проступает и на этой линии судьбы. Но сценарий фильма основан на графическом романе Лорен Реднесс «Радиоактивность», а потому и Кюри напоминает героиню комикса — бесстрашную и броскую, но далеко не в каждой сцене похожую на настоящего человека.
В отличие от Марии Кюри, другая реальная ученая нашей подборки едва ли может похвастаться такой же степенью узнавания, несмотря на то, что в 1970 году она появилась на обложке National Geographic. Дайан Фосси — врач и зоологиня, положившая жизнь на изучение эволюции и спасение редкого вида горилл. Можно сказать, что в некоторой степени ей это удалось. Когда Фосси в тридцатилетнем возрасте отправилась жить одна к огромным приматам в африканские труднопроходимые леса, их вид насчитывал всего 250 особей. Дайан провела с животными 18 лет — и почти всё это время вела бесконечную борьбу не с силами природы, но с браконьерами и местными племенами, которые истребяли горилл ради охоты и сувенирных трофеев.
«Гориллы в тумане» можно назвать оскаровской драмой золотого стандарта, несмотря на то, что лента Майкла Аптеда не выиграла заветных статуэток, а так и осталась номинанткой. Во многом картина и цепляет сегодня благодаря отрешенной смелости и решительности Сигурни Уивер — она удивительным образом передает стремление женщины променять мир людей на царство природы.
Если верить киношникам, женщин тянет в космос навстречу другим цивилизациям ничуть не меньше, чем мужчин, а порой и больше. Элли Эровей (Джоди Фостер) с детства ходила с задранной головой и всё время смотрела на звезды, пытаясь услышать зов с других планет. Став сиротой, женщина отдала всю свою привязанность только науке. Однако мало кто готов был поддержать довольно рискованный проект, в рамках которого доктор Эровей пыталась зафиксировать сигналы НЛО. Однажды ученой повезло установить контакт, и дальше начались не только фантастические приключения и встреча с самым сокровенным, но и довольно земные бюрократические разборки.
Роберт Земекис, как и когда-то Стивен Спилберг в «Близких контактах третьей степени», пытался уловить климат в социуме: как разные слои населения — от религиозных фанатиков до чиновников — будут реагировать на столь поразительное открытие? Как бы то ни было, именно трезвомыслящая, но пылкая мечтательница Эровей — сердце и душа картины, невольно заставляющая смотреть внимательнее по сторонам.
Дана Скалли (Джиллиан Андерсон) всегда вспоминается как рассудок и сдерживающая сила напарника Фокса Малдера (Дэвид Духовны), который вечно стремится влипнуть в очередную небывалую историю. Разумеется, скептицизм Скалли и много раз проходил через серьезные проверки, и много раз действительно помогал вытащить Фокса из беды.
Но помимо беготни с истиной наперегонки, Дана каждый эпизод демонстрировала, каково это — быть женщиной на службе в мужской организации, тем более ФБР. Изначально медичка, готовая вскрыть все доступные тела, должна была стать лишь помощницей, но вместо этого Скалли превратилась в настоящую икону 90-х, которая вдохновляла девушек заняться наукой, медициной и даже поступить на службу в ФБР. В отличие от Малдера, Скалли практически каждую серию сталкивалась с монстрами сексизма и бюрократической мизогинией: мнение специалистки часто оспаривалось, несмотря на неоспоримую компетенцию.
Несмотря на то, что «Дюна» (и первая, и вторая) стремительно забирает звание вершины фильмографии Дени Вильнёва, «Прибытие» до сих пор кажется самой проникновенной картиной канадского режиссера, которая органично объединила сай-фай и метафизические размышления о предназначении.
Доктор Луиза Бэнкс (Эми Адамс), в отличие от коллег, которым кинематографисты уготовили встречи с пришельцами, не медичка и не физик, а лингвистка. Ее вызывают спецслужбы для того, чтобы наладить контакт с представителями внеземных цивилизаций: над крупными городами Земли зависли комически корабли — неясно, вражеские или дружественные. Гости с других планет, как всегда, помогают взглянуть не только вовне, но и глубже внутрь и разобраться в основных принципах коммуникации, которой не хватает всем во Вселенной. Луиза Бэнкс — пример непоколебимой храбрости, чуткой эмпатии, собранности и альтруизма. Она доказывает, что женщины не боятся ни осьминогов из космоса, ни фатума, ни разбитого сердца, а только опасаются быть непонятыми и неуслышанными.
Несмотря на многообразие научной фантастики в подборке, именно «Малыш Джо» занимает место, наиболее далекое от реальности. Австрийская режиссерка и любимица больших фестивалей Джессика Хауснер проверяет общественные парадигмы на прочность: в прошлом году зрители познакомились с сатирой «Клуб Зеро» о границах активизма, а до того кинематографистку занимали законы эмоций и проявление эмпатии.
Малыш Джо — чудо-цветок, выведенный в лаборатории: растение лечит обладателей от несчастий благодаря пыльце, которая лишает хозяина всех остальных отличных от радости эмоций. Цветок вывела гениальная ученая, стремившаяся, конечно, изменить мир к лучшему. Пока доктор генетики Элис (Эмили Бичем) синтезировала благополучие в склянках, дома маму ждал уже взрослеющий сын Джо (Кит Коннор), который тоже нуждался «в удобрениях» материнского тепла и любви. Хауснер в почти безвоздушном, стерильном пространстве переиначивает историю о Франкенштейне Мэри Шелли, чтобы показать рутину ученых, прокладывающих дорогу к прекрасному далеку, которое может никогда не наступить.
Режиссер и сценарист Алекс Гарленд в последнее время у всех на слуху: пока в кинотеатрах по всему миру довольно успешно шествует «Падение империи», сам постановщик говорит о том, что больше снимать кино не хочет. Закончится ли пауза в творчестве автора и когда — покажет время, а пока стоит пересмотреть «Аннигиляцию», самую тонкую и визуально насыщенную картину Гарленда.
И в картине, и в романе-первоисточнике Джеффа Вандермеера несложно углядеть перекличку со «Сталкером» и Андрея Тарковского, и братьев Стругацких. Группа женщин-ученых отправляется в аномальную зону, мерцающую пугающими переливами света после приземления метеорита. Неспешный и трагичный сай-фай говорит не только об утрате, встрече с непознанным и болезнях, которые раздирают изнутри, но и о женщинах, которые посвятили жизнь науке. Натали Портман сыграла биологиню, которая пытается в законах природы найти путь к спасению любимого мужчины и себя самой.
Складывается ощущение, что в кино женщинам-ученым чаще всего предстоит работать именно с потусторонним разумом, искать общий язык с пришельцами и налаживать горизонтальные рабочие взаимоотношения в кабинетах. Татьяну Климову (Оксана Акиньшина) можно назвать наследницей Даны Скалли в НИИ позднесоветской эпохи. Когда космонавт Константин Вешняков (Пётр Фёдоров) возвращается с орбиты на Землю с загадочным пассажиром внутри, к нему приставляют нейрофизиолога, которая призвана разобраться в состоянии Героя Советского Союза.
«Спутник» Егора Абраменко — кино жанровое и в первую очередь изучает природу страха (гормоны многое обуславливают в поведении пришельца-гастролера). Но Климова не остается на втором плане, а раскрывается не как функциональная героиня, а как передовая женщина и специалистка эпохи с несломленным духом, стойкими принципами и непробиваемой моралью.
Единственное отрицательное «свойство» докторов Элли Эровей, Даны Скалли, Татьяны Климовой и Луизы Бэнкс — то, что они героини вымышленные. Но нашлось в кино место и реальным женщинам, чьи навыки, усилия и профессионализм вошли в историю космоса, пусть пионерки и остались в тени. «Скрытые фигуры» — байопик о трех чернокожих ученых, которые работали в NASA в начале 1960-х, еще до реформ Кеннеди. Кэтрин Дж. Джонсон (Тараджи П. Хенсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Моне) двигали науку вперед, не переставая быть матерями и женами. Женщины работали в отделе математических вычислений, но вскоре каждая по-своему оказались вовлечены в запуск первого американского астронавта в космос.
С одной стороны, Тед Мелфи предлагает зрителям академическую биографическую драму, выстроенную по всем законам традиционного жанра. С другой, «Скрытые фигуры» — трогательная и вдумчивая история о мечтах и преодолении: редко какие женщины в 60-х (особенно чернокожие) могли похвастаться тем, что пробили стеклянный потолок.