На четыре сезона старше: Каким получился пятый, финальный сезон «Удивительной миссис Мейзел»
На Amazon Prime вышла последняя серия пятого и заключительного сезона «Удивительной миссис Мейзел». Сериал не раз продлевали, и неизменно он оставался в топе зрительских симпатий, но настало время подводить итоги. Чем обернулась жизнь главной героини и ее приключения в Нью-Йорке 1960-х — тут авторы приберегли для нас не один сюрприз и, наперекор всей прежней легкости проекта, чуть не ушли в самый настоящий смурной экзистенциализм.
Миссис Мейзел носит всё такие же сногсшибательные костюмы и платья, не забывает о шляпках и семейных обязанностях и всё так же настойчиво метит в свою цель — стать известной стендап-комикессой. Но что-то во всём этом торжестве жизни меняется: она уже не такая торжественная, не такая искрометная, не такая беспечная. Кажется, герои, как и сам сериал, неизбежно взрослеют.
Когда в 2017-м Мидж Мейзел (в безупречном исполнении Рэйчел Броснахэн), энергичная еврейская домохозяйка из обеспеченной семьи, жутко симпатичная и обаятельная, вспорхнула на экраны — все моментально в нее влюбились. И немудрено. Она летала по Манхэттену в ритме миннеллиевских мюзиклов и справлялась со всеми невзгодами припеваючи. Когда они расстались с мужем и Мидж открыла в себе талант к стендапу, то не менее энергично продолжила, только теперь уже не домохозяйничать, а пробивать себе путь на сцену. Помогала ей в этом ее агентка — Сюзи Майерсон (Алекс Борштейн). Их совместные приключения внутри полного запретов патриархального общества конца 1950-х были тем более интересны, что всё в первом сезоне работало как часы: бойкие реплики, пластика главной героини, цвета костюмов и тот легкий, но не лишенный критики тон, который позволял пройтись по всем проблемным местам общества, не теряя присутствия духа. Короче говоря, весь сериал был пронизан той самой удивительностью главной героини.
Во втором, третьем, четвертом сезонах всем досталось в равной мере: и родителям Мидж, и ее бывшему мужу Джоэлу Мейзелу, и Сюзи. Конечно, вместе с продолжением шоу эффект новизны ушел, зато получили развитие смежные со стендапом темы. Эми Шерман-Палладино, создательница сериала, всерьез взялась за распутывание семейных отношений, сетей шоу-бизнеса и социальной иерархии. «Удивительная миссис Мейзел» невероятным образом продолжала в форме комедии вмещать в себя необъятное количество фактуры и тем того времени: причуды еврейской аристократии, рэкет, тайные лесбийские клубы, наркотики, ЦРУ и даже отсылки к маккартиевской охоте на ведьм.
Ожидали главную героиню и любовные приключения, и случайный секс, и судьбоносные встречи с Ленни Брюсом (Люк Кирби), реальным американским стендап-комиком, крайне удачно введенным в сюжетную канву сериала, но всё же миссис Мейзел продолжала идти вперед. Дошла до пятого сезона, резко повернулась назад и позволила нам переосмыслить всё увиденное: может, не такое уж оно всё было и смешное (за вычетом самих стендап-выступлений).
Шерман-Палладино делает очень смелый шаг. Четыре предыдущих сезона шоу она создает конгениальными материалу. Искрометными, ритмичными и стремительными — таким и должен быть хороший стендап. Но на пятом сезоне она дает обратную точку: первая серия начинается неожиданно нервно (хоть и по-прежнему быстро) и в 1985 году. Так-то. Надвигаются флешфорварды, и ничего утешительного они не несут. Ну да, был успех, было признание, был финансовый достаток, но ключевое слово тут «был». И хотя основная линия с миссис Мейзел продолжается, всё же повествование неминуемо замедляется ретроспективными взглядом и тем, что с другой стороны центральную сюжетную линию подпирают флешбэки времен студенчества Мидж. В общем, путь Мидж сужается, и места для ярких и эффектных панорам почти не остается.
Если до пятого сезона героиня открывала для себя таинство эмансипации: была где хотела, говорила что хотела, спала с кем хотела, — то в пятом сезоне она осознала, что ничего особенно не изменилось. Когда за ней начинает ухаживать ее начальник, она отказывает ему вовсе не потому, что он ей неприятен: если она согласится, а потом добьется повышения, то не видать ей почестей — будет той девчонкой, которая ради успеха переспала с боссом. И так со всеми. Родители дивятся Мидж, находят время для комичных перебранок и ежедневно борются с быстро меняющейся реальностью. Но только в пятом сезоне они находят время, чтобы остановиться и осознать, что в чем-то, быть может, они были не правы. Дети Мидж вырастают, и их отношения с матерью едва ли можно назвать доверительными. Все те свобода и радость бытия, которые были сильнее любых невзгод, внезапно оказались беспомощны перед натиском времени.
Кажется, Шерман-Палладино выходит на полноценную романную форму. Делает она это не столько с молодецкой удальцой — сезон выходит довольно тяжелым, как по темпоритму, так и по смыслу, — сколько со взрослой уверенностью. Сериал из историко-костюмной комедии превращается в вердикт эпохе. Правда, это не отменяет всей той жизнерадостности, которая так бодро несла нас к этому финалу. Напротив, делает ее еще ценнее. В конце концов, пусть и обрамленные воспоминаниями из прошлого и отсылками к будущему, приключения миссис Мейзел продолжаются. И хотя мы примерно представляем, чем они закончатся, с первой же серии сезона, последняя вызывает острый ностальгический приступ и почти прустовскую сердечную тоску: хочется сберечь каждую минуту, оставшуюся от прошлого, которое уже не вернуть.