Пенсия во Франции: Чем хорош детективный сериал «Месье Спейд» с Клайвом Оуэном
В Okko по подпискам «Премиум» и AMEDIATEKA вышли уже три эпизода мини-сериала «Месье Спейд». Всего в проекте шесть серий. Это олдскульный детектив шоураннера Скотта Фрэнка, автора «Хода королевы» и «Забытых Богом». Клайв Оуэн играет Сэма Спейда, частного сыщика из книг Дэшила Хэммета и центрального персонажа классического нуара «Мальтийский сокол». Рассказываем, какой получилась история о приключениях детектива на пенсии на юге Франции.
1955 год. Знаменитый частный детектив из Сан-Франциско Сэм Спейд (Клайв Оуэн) за щедрое вознаграждение погибшей в железнодорожной катастрофе в Стамбуле аферистки Бриджид О’Шоннесси должен доставить ее маленькую дочь Терезу в деревеньку Бозуль на юге Франции. Здесь живет ее отец Филип Сент-Андре (Жонатан Заккаи). Местные говорят Спейду, что папашке-мошеннику с ужасной репутацией дочка точно не нужна. В Бозуле бывший сыщик знакомится с богатой вдовой на «роллс-ройсе» Габриэль (Кьяра Мастроянни) и стремительно влюбляется. Филип шантажирует Габриэль, так что Сэм находит возможность отправить отца Терезы на войну в Алжир, а девочку отдать на воспитание в близлежащий монастырь. Спейд готов к счастливой пенсии.
Проходит 8 лет. 15-летняя Тереза (Кара Боссом) по-прежнему живет в монастыре. Габриэль умерла, оставив дом и виноградники Спейду. Сэм выучил французский, обжился на юге европейской страны и почти стал своим. Из грустных воспоминаний о жене бывшего сыщика выводит убийство шести монахинь. Тереза рассказывает, что видела, как жертв застрелил таинственный монах, который искал алжирского мальчика. В это же время в Бозуль должен вернуться Филип, не погибший в Алжире. История запутанная.
Сценарий «Месье Спейда» Скотт Фрэнк («Достать коротышку» и «Особое мнение») написал вместе с Томом Фонтаной («Тюрьма OZ», «Город на холме»). Оба являются большими поклонниками как нуаров, так и творчества Дэшила Хэммета. Сэм Спейд появился лишь в одном романе и нескольких рассказах писателя, но, поскольку роман назывался «Мальтийский сокол», а экранизация с великим Хамфри Богартом навсегда вошла в историю кино, персонаж остался в вечности. Сценаристы рады передать привет знатокам исходного материала. Бриджид О’Шоннесси, мать Терезы, — фам фаталь из «Мальтийского сокола». Фактически «Месье Спейд» является вольным продолжением романа.
Если Шерлок Холмс на пенсии переехал из Лондона в Сассекс и обзавелся пчелами (о чем рассказывает прекрасный детектив Билла Кондона «Мистер Холмс»), то мистер Спейд переехал на юг Франции, стал месье, много купается голышом в длинном бассейне, бродит среди кустов винограда и часто посещает могилу жены. Бывший сыщик вполне вписался в сельский пейзаж, мило перебрасывается забавными репликами с местными и, пожалуй, был бы рад завязать с расследованиями раз и навсегда.
Спейд дружит с владелицей клуба и бара Маргерит (Луиз Бургуэн), спорит с ее супругом Жан-Пьером (Стэнли Вебер) из-за наследства Габриэль. Якобы жена Сэма обещала Жан-Пьеру оставить виноградники ему. Рядом с домом месье Спейда начинают крутиться подозрительные британский художник (Мэттью Бирд) и его мама (Ребекка Рут). Чтобы отыскать убийцу монахинь, Сэм объединяет усилия с жандармом Мишо (Дени Меноше). Второстепенных персонажей в сериале много, так что сложно в них не запутаться. По первым трем эпизодам не очень понятно, какую игру ведет каждый герой.
И хотя «Месье Спейд» рассказывает о персонаже нуаров, снят сериал совершенно в другой манере: никакой игры теней, подсматривающего взгляда, роковых женщин и расползающейся по кадру тревоги, а только солнце, голубое небо, зелень и панорамные кадры полей. Зачем здесь кто-то взялся за пистолет, решительно непонятно. Также, в отличие от классических голливудских детективов, действие в проекте развивается непривычно медленно. Фрэнку интересно даже не столько преступление, сколько антураж, в котором оно было совершено, окружение Спейда.
Знаменитый сыщик из Сан-Франциско заметно погрустнел и устал от суеты вокруг, но, видимо, такой уж он человек — притягивает неприятности. Однако даже после 60, как и положено крутому детективу, в которого влюбляются десятки женщин, Спейд много шутит, не дает волю эмоциям и старается даже к самым жутким событиям относиться иронично. У бывшего частного детектива французский врач диагностировал эмфизему, так что Сэму приходится бросать курить. Получается не слишком успешно, сигареты буквально сами запрыгивают в рот. Оуэн идеально вписывается в роль. Сериал стоит смотреть хотя бы ради актера. Может быть, он и не Богарт, но и времени с премьеры «Мальтийского сокола» прошло порядочно.
Пожалуй, «Месье Спейд» ближе всего по костюмам, декорациям, духу и обаянию главного героя к «Перри Мейсону». Однако в проекте HBO с Мэттью Ризом динамичных погонь и перестрелок, а также тайн было заметно больше. Сериал Скотта Фрэнка — старомодный детектив, в котором все фигуры неспешно встают на шахматную доску. С одной стороны, подобных сериалов сейчас мало, и в этом его обаяние. С другой, ожидающие триллера в духе «Настоящего детектива» могут быть несколько разочарованы. На контрасте с четвертым сезоном сериала, в котором десять лет назад блистали Вуди Харрельсон и Мэттью МакКонахи, «Месье Спейд» кажется расслабленным и легким, почти семейным зрелищем.