Любовь по принуждению: Фильмы про стокгольмский синдром
Стокгольмским синдромом в психологии называют бессознательный механизм, формирующий одностороннюю или двустороннюю эмоциональную связь между жертвой и агрессором. Случаи стокгольмского синдрома, как правило, наблюдаются во время захвата заложников, похищения или угрозы применения физического насилия. Находясь под сильнейшим моральным давлением, жертва начинает испытывать эмпатию к человеку, который угрожает ее жизни, оправдывая его поступки и решения. В кинематографе этот феномен — идеальная завязка для остросюжетного боевика или психологического триллера. Противоречивые отношения жертвы и агрессора создают нужную динамику в сюжете и вызывают большую эмпатию у зрителя. Собрали фильмы, которые в той или иной степени связаны с темой стокгольмского синдрома.
Также рекомендуем вам посмотреть лучшие фильмы про абьюзивные отношения.
В основу независимого триллера австралийки Кейт Шортланд вошел одноименный роман Мелани Джустен. Само название «Берлинский синдром» является производным от термина «стокгольмский синдром» с погрешностью на город, в котором происходит основное действие фильма. Работу Шортланд сложно назвать зрительской — в отличие от той же марвеловской «Черной вдовы», сюжет «Берлинского синдрома» разворачивается неспешно, не грешит жестокостью, увиливает от саспенса. Основной упор сделан на психологизм жертвы, в то время как личность агрессора большую часть времени остается в тени. Впрочем, поклонникам авторского кино придется по вкусу реализм Шортланд и устало-меланхоличное настроение картины.
Главная героиня «Берлинского синдрома» — девушка по имени Кейт (Тереза Палмер) — решает провести отпуск в Германии. Там она знакомится с привлекательным школьным учителем Энди (Макс Римельт). Новых знакомых притягивает друг к другу буквально магнитом. Казалось бы, романтического поворота не избежать. Однако Энди оказывается вовсе не так хорош, как хотелось бы. За личиной простодушного парня скрывается опасный маньяк, который вот уже много лет превращает случайных женщин в сексуальных рабынь.
Криминальная комедия «Однажды в Стокгольме» (не путать с «Однажды в Голливуде») основана на реальных событиях — ограблении банка, произошедшем на шведской площади Норрмальмсторг в 1973 году. В свое время эта история послужила основой для появления термина «стокгольмский синдром». Неожиданная привязанность посетителей банка к преступнику, который удерживал их в здании на протяжении многих часов, привлекла небывалый общественный и академический интерес. В картине, снятой канадским режиссером Робертом Будро («Рожденный для грусти»), известные события получают иронический контекст, а само ограбление трансформируется в образцовую комедийную постановку.
Главный герой «Однажды в Стокгольме» — бывший заключенный Ларс Нистрём (Итан Хоук) — берет в заложники клиентов шведского банка, после чего начинает выдвигать требования полиции. В них, в частности, входит освобождение бывшего напарника Гуннара (Марк Стронг) и предоставление «Мустанга» для безопасного отправления в местный порт. Находясь в банке, Нистрём завязывает необычные отношения с заложницей Бьянкой Линд (Нуми Рапас), которая проникается чувствами к суровому и недоверчивому бандиту. Увы, планам Нистрёма не суждено сбыться: череда роковых ошибок приводит его в крепкие руки правосудия.
Приключенческий триллер «Погоня» Адама Рифкина с Чарли Шином и Кристи Суонсон в главных ролях, по сути, является переложением более популярного фильма Роджера Кормана «Быстрые и яростные». Главный герой, молодой преступник Джексон Дэвис Хэммонд (Шин), приговоренный к тюрьме за вооруженное ограбление банка, берет в заложницы посетительницу магазина Натали (Суонсон), которая оказывается дочерью промышленного магната. Двое отправляются в сумасшедшее путешествие по американским трассам в надежде пересечь границу с Мексикой. Девушка быстро влюбляется в своего похитителя, будучи убежденной в том, что полиция его оклеветала. Джек же пытается извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
«Погоню» сложно назвать выдающимся фильмом в художественном смысле. Это рваная, довольно бесхитростная картина, эксплуатирующая темы любви и насилия, но едва ли проникающая в их глубины. Рифкин удерживает напряжение зрителя благодаря камерной съемке — большая часть действа происходит внутри автомобиля, — однако этим его перспектива ограничивается.
Испанский режиссер Педро Альмодовар — признанный мастер любовной амбивалентности — также не смог пройти мимо феномена стокгольмского синдрома. «Свяжи меня» с Антонио Бандерасом и Викторией Абриль — представитель популярного жанра темного ромкома: истории о любви с неоднозначным контекстом. Главный герой — бывший пациент психиатрической клиники Рики (Бандерас) — после выхода на свободу начинает преследовать Марину (Абриль), актрису фильмов для взрослых, с которой когда-то поддерживал сексуальную связь. Рики связывает девушку и насильно удерживает в своем доме, пока та внезапно в него не влюбляется.
Как и все работы Альмодовара, «Свяжи меня» — во многом провокативный, далекий от жанровых устоев ромком, призванный переосмыслить общепринятое понимание стокгольмского синдрома как насильственного акта между жертвой и агрессором. В конце концов, в основе традиционных межгендерных отношений лежит крайне схожая психологическая палитра, которая лишь внешне остается в рамках нормы, а чаще всего и вовсе за них выходит.
Драматический триллер «Стокгольм, Пенсильвания» американки Николь Беквит смотрит на стокгольмский синдром под совершенно новым, непривычным для зрительского восприятия углом. В возрасте четырех лет Лиэнн Даргон (Сирша Ронан) оказывается похищена Беном Маккеем (Джейсон Айзекс) — мужчина удерживает ее в подвале и воспитывает, как собственную дочь. Спустя 12 лет девушку возвращают родным родителям, однако Лиэнн упорно не может отделаться от сильнейшей эмоциональной привязанности к названому отцу.
Обычно стокгольмскому синдрому подвержены люди, вовлеченные в романтическую связь друг с другом. Однако Беквит меняет правила игры, формируя перверсивные детско-родительские отношения, построенные на страхе и унижении. Похититель подсаживает Лиэнн на эмоциональный крючок, сойти с которого можно только совместно с психологом. Беквит с интересом наблюдает, как работает сознание жертвы, оказавшейся в капкане насилия до, а не после формирования зрелой личности. «Стокгольм, Пенсильвания» — реалистично жестокое кино, вызывающее тонну дискомфортных ощущений, но всё еще полезное для современного сознания.
В середине 1980-х режиссер «Красотки» Гэрри Маршалл снял не менее спорную романтическую комедию «За бортом» с Куртом Расселом и Голди Хоун — на секундочку, самой стойкой и счастливой актерской парой современного Голливуда. Вопреки реальности, «За бортом» строит между героями Рассела и Хоун отношения на грани абсурда, далекие от понятия здоровой любви. По современным меркам картина Маршалла кажется идеальным примером того, как точно делать не надо: романтизация стокгольмского синдрома — не самый удачный троп жанра, который может сработать в иронической притче Альмодовара, но слабо ложится на коммерческое американское кино.
Действие «За бортом» разворачивается вокруг высокомерной и взбалмошной миллионерши Джоанны Стэйтон (Хоун), которая нанимает простого столяра Дина Проффитта (Рассел) для ремонта гардеробной на роскошной яхте. Буйный нрав Стэйтон провоцирует между ними конфликт, и всё бы ничего, но вечером того же дня миллионерша падает за борт судна и теряет память. Проффитт решает воспользоваться психологической беззащитностью девушки и внушает ей, что она его жена. Всё это каким-то образом приводит к реальным чувствам со стороны Джоанны, растерявшей вместе с памятью апломб и капризы богачки.
«Буффало 66» — первый фильм Винсента Галло, режиссера, испытывающего необъяснимое любопытство к самым извращенным видам любви. Неудивительно, что главную роль в картине постановщик сыграл сам. В центре внимания «Баффало 66» — бывший заключенный по имени Билл, а название картины указывает на место и год его рождения. После выхода на свободу Билл решает выследить людей, причастных к его несправедливому заключению, и отомстить им. Однако перед началом собственно акта мести он знакомится с девушкой Лейлой (Кристина Риччи) и похищает ее.
«Буффало 66» сложно вписывается в психологические паттерны стокгольмского синдрома. Несмотря на факт похищения, отношения Лейлы и Билла больше похожи на классический токсичный союз, в котором первая выступает в роли спасителя, стремящегося поставить оступившегося партнера на путь истинный. Естественно, ничем хорошим ни для Билла, ни для Лейлы это не заканчивается. Тем не менее «Буффало 66» — удивительно точная экранизация самых разных форм абьюза, которые встречаются в жизни гораздо чаще, чем стокгольмский синдром в чистом виде.
Еще один фильм, основанный на реальных событиях, — пожалуй, самый беспощадный в нашей подборке. В основу «Патти Херст» легла история студентки, которая оказалась похищена Симбионистской армией освобождения (САО), леворадикальной террористической группировкой, действующей в США в середине 1970-х годов. Участники САО в основном грабили банки, нападали на людей и убивали их. Впрочем, знаменитыми на весь мир их в итоге сделало похищение дочери газетного магната Патриции Херст, которое трансформировалось в одну из самых чудовищных форм стокгольмского синдрома.
Режиссером «Патти Херст» выступил сценарист «Таксиста» Пол Шредер, главную роль сыграла покойная Наташа Ричардсон. В свое время лента, стилизованная под документальное кино, получила довольно холодный прием критиков из-за скудного и не особо динамичного развития событий. Тем не менее шокирующая трансформация обычной девушки в психопатичную революционерку, готовую поливать людей горячим свинцом, отражена в фильме идеально — во многом благодаря филигранной актерской работе Ричардсон.
Как и комедия Гэрри Маршалла «За бортом», фантастическая драма Дэнни Бойла «Менее привычная жизнь» подходит к теме стокгольмского синдрома с натужной романтизацией, которую сложно воспринимать серьезно в наше время. Действие фильма разворачивается вокруг потерявшего работу уборщика Роберта Льюиса (Юэн МакГрегор), который в ярости решает похитить дочь своего босса Селину (Камерон Диаз). Всё это могло бы закончиться в стиле «Погони», если бы в дело не вмешались два ангела — О’Релли (Холли Хантер) и Джексон (Делрой Линдо): они решают влюбить девушку и похитителя друг в друга. Как можно догадаться, получается не сразу.
И если закрыть глаза на то, что «Менее привычная жизнь» пытается нормализовать то, что нормой никогда быть не должно, фильм Дэнни Бойла может показаться нетривиальной, даже симпатичной историей о человеческих отношениях, в которой есть два талантливых актера, чувственные танцы и запоминающийся саундтрек. Что еще нужно для зрительского хита?
Классика шпионского жанра «Три дня Кондора» от режиссера Сидни Поллака — один из хрестоматийных примеров стокгольмского синдрома на большом экране. Примечательно, что в фильме Поллак оправдывает своего героя и его неадекватно агрессивные методы — ведь тот находится на грани жизни и смерти. И несмотря на то, что основной сюжет «Трех дней Кондора» представляет собой остросюжетное расследование, особое место в картине занимает романтическая линия между персонажами Роберта Редфорда и Фэй Данауэй.
Сотрудник специального отделения ЦРУ Джо Тёрнер (Редфорд) возвращается в офис после обеденного перерыва и обнаруживает всех своих коллег убитыми. Довольно быстро герой понимает, что преступник не остановится, пока не найдет и его. Именно по этой причине Тёрнер берет в заложники девушку Кэти (Данауэй) и решает затаиться в ее квартире.