Пропавшие без вести: 10 напряженных триллеров о похищении людей
Утрата права на собственную свободу — базовый страх каждого человека. К сожалению, в жизни случаи похищений людей с целью последующего убийства, трудового или сексуального рабства нередки. Какими бы ни были мотивы преступников, их действия всегда сопряжены с бесконтрольным желанием обладать другой личностью и подавлять ее. Вероятно, поэтому сюжеты о похищениях так популярны в современном кино, ведь ничто не пугает зрителей так, как перспектива оказаться под контролем агрессора. Собрали 10 фильмов, основанных как на реальных событиях, так и на художественном вымысле.
Телефильм Джима Донована («Беглянка», «Любимый учитель») повествует о 17-летней Лизе Маквэй, старшекласснице из неблагополучной семьи, которая волею судьбы становится жертвой серийного убийцы Роберта Джозефа Лонга. Однако, в отличие от полусотни других женщин, Лизе удается избежать печального финала — Лонг проникается симпатией к пленнице и после нескольких дней пыток оставляет девушку в живых, бросив ее в бессознательном состоянии на автотрассе. К счастью, Лиза находит в себе смелость и силу, чтобы помочь полиции в поимке маньяка.
«Поверь мне. Похищение Лизы Маквэй» основан на реальных событиях, развернувшихся в американском штате Флорида в середине 80-х. Сюжет картины примечателен личностью как жертвы, так и преступника. Накануне похищения девушка всерьез намеревалась совершить самоубийство — будучи жертвой домашнего насилия, Лиза находилась в состоянии тотальной безысходности, которое годами подталкивало ее к краю пропасти. Однако встреча с Лонгом помогла девушке осознать ценность собственной жизни — в конце концов, благодаря ее показаниям полиции удалось остановить нападения на женщин. Сам Лонг неоднократно признавался в суде, что знал о своих психических проблемах и отпустил Лизу лишь с одной целью — чтобы его посадили в тюрьму. Феномен, произошедший в отношениях Лонга и Лизы, можно назвать обратным стокгольмским синдромом: преступник, который сам пережил в детстве неоднократное эмоциональное насилие, не мог не проникнуться симпатией к похищенной девушке с такой же израненной душой.
Еще один фильм, основанный на настоящей истории. На этот раз действие происходит в Италии конца XX века. Внук одного из самых богатых людей в мире — Дж. Пола Гетти, хорошо известного необъяснимой тягой к дорогим произведениям искусства и редкой по своему масштабу скупостью, — становится жертвой похищения. Ко всеобщему изумлению, Гетти отказывается платить преступникам требуемые 17 млн долларов, фактически бросая единственного наследника на верную погибель. Сюжет становится еще более закрученным, когда к расследованию пропажи мальчика присоединяется служба безопасности бизнесмена, сотрудники которой подозревают, что анонимными похитителями являются алчные родственники Гетти, мечтающие прибрать к рукам многомиллионное состояние.
Забавно, что экранизация одного из главных скандалов прошлого столетия сама не смогла обойтись без скандала. Во время съемок фильма исполнителя роли Дж. Пола Гетти, прославленного американского актера Кевина Спейси, обвинили в сексуальных домогательствах. В итоге продюсерами было принято непростое решение — заменить Спейси на Кристофера Пламмера, кандидатуру которого продвигал режиссер Ридли Скотт. Замена главного актера посреди производства картины — задача не из легких, однако в противном случае «Все деньги мира» и вовсе могли не увидеть свет. И пока забракованные материалы с участием Спейси пылятся в кулуарах студии Sony Pictures, каждый из зрителей волен самостоятельно решить, какой из актеров больше подходит на роль самого богатого человека в мире.
Кейси (Аня Тейлор-Джой), Клэр (Хейли Лу Ричардсон) и Марша (Джессика Сула) становятся пленницами Кевина (Джеймс МакЭвой) — ментально нездорового мужчины с диагнозом «диссоциативное расстройство личности». В сознании Кевина обитает 23 персонажа, разные по гендеру, возрасту, мировоззрению, манере поведения и даже хобби. По мере развития событий одна из девушек, пережившая травматический инцидент в раннем детстве, пытается найти точки соприкосновения с психически нестабильным похитителем в надежде спасти себя и подруг от незавидной участи — встречи со Зверем, ранее неизвестной, 24-й и самой кровожадной личностью Кевина, способной на поистине страшные поступки.
«Сплит» прославленного режиссера М. Найта Шьямалана, как стало известно впоследствии, разворачивается в той же киновселенной, что и «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом. Драматическая картина о непризнанном супергерое всегда выделялась в фильмографии постановщика, уступая разве что «Шестому чувству». По этой причине внезапное родство «Сплита» и «Неуязвимого» добавляет первому множество контекстов, часть из которых нашла свою реализацию в кроссовере картин под названием «Стекло». Помимо всего прочего, «Сплит» — абсолютно нестандартный бенефис Джеймса МакЭвоя, чей актерский талант наконец получил возможность полноценно раскрыться. В триллере он исполнил сразу 25 ролей, среди которых страдающая обсессивно-компульсивным расстройством старушка, маленький мальчик и даже вундеркинд.
Главный герой датского «Виновного» — Асгер Хольм, оператор службы спасения 112, переживающий не лучший период своей жизни. Не так давно Асгер вынужденно ушел с поста полицейского из-за громкого скандала, который уничтожил его репутацию, сделав изгоем среди коллег. Незадолго до конца смены герою поступает вызов от девушки по имени Ибен, которая разговаривает с ним как с маленьким ребенком. По ходу дела Асгер понимает, что незнакомку на другом конце провода похитил собственный муж, а в их доме остались двое маленьких детей, которым, возможно, угрожает смертельная опасность. Осознав масштаб происходящего, Асгер решает самостоятельно разобраться в ситуации и доказать всем, что он еще способен спасать жизни.
Дебютировавший на фестивале «Сандэнс» триллер разворачивается в режиме реального времени, практически не отвлекаясь от главного героя и не меняя основных декораций. При этом «Виновный» умудряется сохранять в кадре ощутимый уровень напряжения, которое растет по мере приближения к логичной развязке. Внезапный финал фильма — отдельное поле для размышления на тему человеческого фактора в работе экстренных служб, а также когнитивных искажений, встречающихся, увы, в любой профессиональной среде. Проблема в том, что спасатель, как это ни парадоксально звучит, права на ошибку не имеет, ведь в его руках находятся жизни других. Стоит отметить, что у датского «Виновного» есть голливудский ремейк с Джейком Джилленхолом, вышедший в 2021 году на Netflix. И если фабула американской версии осталась той же, то вот контексты вышли другими. В любом случае обе картины заслуживают зрительского внимания.
Еще один проект, в основу которого легли реальные события. Они произошли в Анкоридже в середине 70-х и начале 80-х годов. Главный герой «Мерзлой земли» — детектив Джек Хэлкомб (Николас Кейдж), расследующий серию жестоких убийств молодых девушек. Загадочному маньяку, терроризирующему город на протяжении десяти лет, постоянно удается ускользать из-под носа полиции Аляски. Однако случайно выжившая свидетельница — 17-летняя проститутка Сидни Полсон (Ванесса Энн Хадженс) — наводит Хэлкомба на след преступника (Джон Кьюсак) — преуспевающего бизнесмена, семьянина и уважаемого члена общества Роберта Хансена.
«Мерзлая земля» режиссера Скотта Уокера — классический представитель голливудских триллеров, выходивших на экраны в начале десятых годов, эпоху расцвета тру-крайма. Прототип персонажа Джона Кьюсака — маньяк по кличке Убийца-пекарь — забрал жизни порядка двадцати человек. Хансен уничтожал своих жертв не только физически, но и психически: после насильственных действий над девушкой он устраивал на нее импровизированную «охоту» на отдаленном острове Аляски. Впоследствии на тела погибших натыкались местные жители. Хансен — вероятно, единственная по-настоящему злодейская роль в фильмографии Кьюсака, который редко выходит из амплуа добропорядочных джентльменов. Примечательно, что жизнь самого Хансена для многих была образцом успеха, а сам он казался человеком, неспособным к проявлению жестокости.
Далеко не каждое похищение совершается с намерением убить. Об этом, например, свидетельствует нашумевшая на весь мир история десятилетней австрийки Наташи Кампуш, которая на протяжении восьми лет была пленницей, подругой, любовницей и рабыней Вольфганга Прикоптиля — ничем не примечательного техника, ведущего замкнутый образ жизни. Долгожданная свобода открылась Наташе совершенно случайно — за годы общения с девушкой Прикоптиль утратил бдительность и, по всей видимости, убедил себя в наличии с ее стороны ответных чувств.
Сюжет картины Шерри Хорман вдохновлен одноименной автобиографией, написанной Кармуш уже во взрослом возрасте. К сожалению (или к счастью), версию развития событий со стороны преступника мы уже никогда не узнаем — после побега девушки Прикоптиль совершил самоубийство, не предоставив обществу возможности провести над ним справедливый суд. Какое-то время на главную роль в «3096 днях» рассматривалась ныне оскароносная британская актриса Кейт Уинслет, однако выбор продюсеров в итоге остановился на Антонии Кэмпбелл-Хьюз, которая, по заветам Станиславского, решилась на максимальное вхождение в образ жертвы — перед съемками она сбросила около 10 кг и остригла волосы.
«Подмена» Клинта Иствуда хоть и основана на настоящих событиях, подлинной истории похищения девятилетнего Уолтера Коллинза не раскрывает. Вместо поисков следов внезапно исчезнувшего мальчика режиссер концентрируется на трагедии, развернувшейся вокруг его безутешной матери Кристин (Анджелина Джоли). Полицейским удалось найти мальчика, как две капли воды похожего на пропавшего Уолтера, однако Кристин в нем своего сына не признала и потребовала продолжения работы над делом. Произошедший кейс привлек внимание журналистов, огульно обвинивших женщину в пренебрежении собственными родительскими обязанностями, а потом и вовсе в психической неадекватности. Социальный остракизм, которому подверглась героиня Джоли, не выдерживает никакой критики — ведь материнское чутье ее на самом деле не подвело. Мальчик, которого поначалу приняли за Уолтера Коллинза, на деле оказался посторонним подростком-беглецом.
Углубившись в феминистский аспект картины, Иствуд опустил сюжетную линию истинного Уолтера Коллинза, которая, по правде, заслуживает отдельного фильма или даже мини-сериала. Мальчик стал жертвой маньяка-педофила Гордона Норткотта (Джейсон Батлер), проживавшего на куриной ферме в Вайнвилле. В течение нескольких лет Норкотт похищал мальчиков и держал их в плену в своих амбарах. О том, что на самом деле происходит на ферме, знала мать преступника, а также его племянник, благодаря которому правда в итоге и всплыла. Самое ужасное, что останки Уолтера Коллинза так и не были найдены. О том, что он погиб на ферме Норткотта, свидетельствовал один из ребят, которому по счастливой случайности удалось сбежать из логова убийцы.
Медитативный детективный триллер «Пленницы» Дени Вильнёва разворачивается вокруг убитого горем отца Келлера Довера (Хью Джекман), рефлексирующего детектива Локи (Джейк Джилленхол) и сразу нескольких очень плохих людей, один из которых похитил дочь Келлера. И пока Локи ведет методичное расследование дела, всё больше углубляясь в кулуары преступного мира маленького провинциального города, Довер решает самостоятельно «выбить» из главного подозреваемого информацию о местонахождении пропавшего ребенка.
По сути, «Пленниц» можно назвать экранизацией философской притчи о том, что зло никогда не прячется на поверхности, а любые, даже самые добрые помыслы могут рано или поздно привести к трагедии. Среди десятка психически больных и сломленных настоящим монстром окажется тот, кто умудрился скрыть свою гниющую наружность под маской напускной добродетели. Добро в «Пленницах» выглядит не менее дуальным, чем зло. Стремящийся к восстановлению социальной справедливости отец по итогу оказывается не менее психопатичен, чем преступник, которого он так изощренно пытал.
«Комната» Леонарда Абрахамсона — вероятно, наиболее теплый и сердечный фильм в нашей подборке. Картина рассказывает историю похищения от лица пятилетнего мальчика по имени Джек (Джейкоб Тремблей), который с рождения жил в маленькой темной комнате, напоминающей бомбоубежище. Он не видел моря, заката или луговых цветов, не пробовал кока-колы и мороженого «Баскин Роббинс», но подозревал, что за блеклыми стенами его маленькой тюрьмы скрывается целый мир, полный сюрпризов.
Чего Джек определенно не знал, так это того, что его мать — 24-летнюю Джой Ньюсам (Бри Ларсон) — на самом деле похитил некий Старый Ник, который вот уже семь лет удерживает девушку в сексуальном рабстве. Суровая правда «Комнаты» ярко контрастирует с правдой воображаемой, существующей в сознании пятилетнего протагониста, который лишь интуитивно догадывается о том, что же происходит на самом деле. Хрупкое детское сознание, наивностью которого легко манипулировать, в картине предстает эдаким спасительным островком спокойствия в мире, где нет места любви и взаимопониманию.
В «Темном наследии» Вона Стайна похищение человека предстает актом в большей степени самозащиты, нежели агрессии. Действие картины разворачивается вокруг Лорен (Лили Коллинз), представительницы знатного семейства, которая узнает о внезапной смерти отца. Вместе с наследством в распоряжение главной героини попадает ключ от темного подвального помещения, где уже несколько десятков лет живет мужчина по имени Морган (Саймон Пегг). Он рассказывает девушке поражающую воображение историю своего похищения, в которой ее любимый отец предстает жестоким садистом, неспособным на раскаяние.
Несмотря на довольно тривиальную развязку, картина Вона Стайна поднимает неоднозначные этические вопросы, ответы на которые у каждого зрителя будут определенно свои. Могут ли справедливые мотивы одного человека оправдать самовольное ограничение свободы другого? И где заканчиваются границы ответственности, если речь идет о спасении чужих жизней? В конце концов, в современном мире уповать на помощь суда или неподкупность полиции не принято — даже в таких демократических странах, как Америка. В то же время, если все мы сами начнем вершить справедливость, на земле просто не останется ни одного невинного.