Лучшие фильмы третьего фестиваля «КАРО.Арт»
В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре прошел третий фестиваль «КАРО.Арт». На киносмотре были показаны как работы молодых российских режиссеров и классические фильмы, так и лучшие зарубежные новинки. Победитель Канн «Анора» Шона Бэйкера уже в кино, а «Конец света» Джошуа Оппенхаймера и «Гранд-тур» Мигела Гомиша выйдут на больших отечественных экранах в следующем году. Рассказываем о 10 очень разных, но одинаково достойных внимания фильмах третьего фестиваля «КАРО.Арт».
Брак Тобиаса (Эндрю Гарфилд) трещит по швам. Супруге предложили работу в Швеции, она тут же ответила согласием. Муж остался в Англии, отношения на расстоянии в очередной раз показывают полную недееспособность. Тобиас работает представителем компании по производству завтраков Weetabix и редко бывает дома. Документы по бракоразводному процессу находят его в очередной командировке. Тобиас бежит на улицу за ручкой, его сбивает машина. За рулем шеф-повар, а в юности фигуристка Альмут (Флоренс Пью). Между молодыми людьми быстро закручивается роман. Через несколько лет счастливая пара вместе воспитывает дочь. Им бы еще жить и жить и наслаждаться друг другом, но Альмут ставят смертельный диагноз.
«Время жить» снял ирландец Джон Краули, известный по костюмной мелодраме «Бруклин» и адаптации романа Донны Тартт «Щегол». Мелодрама с Пью и Гарфилдом не таит никаких особых секретов. «Время жить» не стремится удивлять, это классический представитель сентиментального жанра, в котором отточено каждое движение. Все основные точки маршрута заранее известны. Единственный важный драматургический прием — нелинейный нарратив: знакомство, рождение дочери, неприятные новости от врача не представлены в хронологической последовательности, а перемешаны. Истории любви Альмут и Тобиаса не страшны ни болезнь, ни время.
Библиотекарша Жюли (Доминик Лабурье) в теплый летний денек наслаждается в сквере книгой о фокусах. Мимо пробегает одетая в яркие цвета и теряющая вещи Селин (Жюльет Берто). Жюли подбирает упавший платок и отправляется в путь за незнакомкой по улочкам Парижа. Вскоре девушки становятся подругами и случайно натыкаются на таинственный дом, в котором оказываются поочередно. То Жюли, то Селин играют роль медсестры, а в это время в особняке готовится убийство. Снова и снова. Две актрисы отрабатывают реплики и жесты в этом навсегда застывшем спектакле.
Французский классик Жак Риветт построил карьеру на темах театра и заговора, а еще часто в его фильмах важную роль играет Париж. Режиссер создает кино на грани игры, реальности и воображаемого пространства. «Селин и Жюли совсем заврались» — пожалуй, самый известный фильм Риветта и отличный повод познакомиться с творчеством неординарного автора, который отчетливо повлиял, например, на Дэвида Линча. Как в «Персоне» Бергмана или в «Малхолланд Драйв», у французского постановщика две главные героини то сходятся, то расходятся, то образуют единое целое. За динамикой странных отношений следить исключительно интересно.
Афганка Донья (Анаита Вали Зада) работала переводчицей на американской военной базе. С приходом к власти в родной стране талибов*(*террористическая организация, запрещена на территории России) девушке пришлось бежать в Штаты. Хорошо, что, в отличие от героя фильма «Переводчик» Гая Ричи, ей дали визу. Теперь Донья живет в калифорнийском городке Фримонт и трудится на китайской фабрике по выпечке печений с предсказаниями. Даже в комьюнити земляков она чувствует себя чужой, а по ночам девушка никак не может заснуть. Однажды Донью повышают, теперь она становится автором предсказаний. Иммигрантка пишет на нескольких бумажках свой номер телефона в надежде встретить любовь. И чудо случается.
Режиссер Бабак Джалали родился в Иране, но уже давно живет в Лондоне. Его картина «Радиогрезы» победила на фестивале в Роттердаме 2016 года. Сценарий «Фримонт. Американская мечта» Джалали написал в соавторстве с Каролиной Кавалли, известной по драме «Аманда». Впервые фильм показали на прошлогоднем «Сандэнсе». Неспешное, но ничуть не скучное черно-белое кино напоминает ранние, наполненные абсурдным юмором работы Джима Джармуша о неприкаянных героях в поисках смысла и счастья (особенно «Более странно, чем в раю»). Конечно, Джалали говорит о непростой доле иммигрантов на чужбине, но получается у него настолько остроумно, что трудно не попасть под обаяние картины. А поклонников сериалов «Бесстыжие» и «Медведь» непременно порадует неожиданное появление на экране Джереми Аллена Уайта.
В 1901 году Василий Кандинский (Владимир Бурлаков) создал в Мюнхене собственную художественную школу. Летом преподаватели и ученики выезжали в немецкий городок Калльмюнц. Здесь в 1902 году женатый на тот момент Кандинский знакомится с 26-летней слушательницей школы Габриэле Мюнтер (Ванесса Лойбль). Роман развивался стремительно, пара вместе входила сначала в «Новое Мюнхенское объединение», а потом в объединение «Синий всадник». В 1911-м Кандинский разводится, но официально отношения с Мюнтер так и не оформляет. После начала Первой мировой русский художник возвращается на родину и женится повторно, чем гневит старую подругу.
Премьера биографической драмы Маркуса Розенмюллера прошла на фестивале в Мюнхене в этом году. «Кандинский и его муза» ценен как любопытный исторический документ, который не только иллюстрирует отношения двух талантливых художников, но и рассказывает о европейском и не самом известном периоде жизни российского живописца. Это далеко не революционное кино, но достойный и весьма информативный байопик. В отечественный прокат картина выйдет 14 ноября.
Сегодня Павел Филонов, возможно, находится немного в тени Казимира Малевича, Василия Кандинского и Владимира Татлина — других ярких представителей русского авангарда. Но картины Филонова высоко ценятся в мире искусствоведов и коллекционеров, да и вообще его почерк узнается сразу. Живописец как никто другой умел объемно показывать нашу реальность и всматриваться в самую суть знакомых вещей. Он придумал и развивал аналитическое искусство: оттолкнувшись от кубизма, автор обогатил его с помощью принципа «от частного к общему». Филонов никогда не шел на творческие уступки и плохо умел уживаться с советской властью, а потому едва сводил концы с концами и при жизни прославился лишь в узких кругах.
В документальном фильме Никиты Снегова российские и иностранные специалисты объясняют уникальность стиля художника и пытаются разобраться, почему же ему так и не удалось обрести заслуженную известность. Но, пожалуй, интереснее послушать даже не сотрудников Русского музея или Третьяковской галереи, а самого Филонова. Авторы фильма смогли «оживить» живописца с помощью технологии deepfake — в итоге художник с экрана обращается к зрителям. Сходство с портретом 1939 года получилось пугающим. Отдельный любопытный сюжет — история с похищением бесценных полотен Филонова из коллекции Русского музея. В течение многих лет дипломаты и искусствоведы пытались вернуть его картины на родину из Центра Жоржа Помпиду.
Главный герой анимационной картины — серенький волчок, который с грустью следит за миром вокруг. Он наблюдает за людьми разных эпох. Поэт сидит за столом в ожидании вдохновения перед чистым листом бумаги. Прачка стирает белье и качает малыша. Рыбак торопится домой с уловом. Зимой мальчик кормит ворон яблоками. Несколько пар танцуют под танго «Утомленное солнце», но вскоре наступает Великая Отечественная, часть кавалеров не возвращаются домой.
Сценарий фильма Юрий Норштейн написал вместе с Людмилой Петрушевской. Аниматор пришел в гости к писательнице и рассказал о несколько сценах, частично автобиографических. Петрушевская рассказывала, что для создания правильного настроения Норштейн приносил ей томики стихов Федерико Гарсиа Лорки, Пабло Неруды, Назыма Хикмета, книги с графикой Пикассо. Сегодня безусловный шедевр мировой анимации сравнивают и с полотнами Рембрандта, и с фильмами Тарковского, и с японской живописью. Картина состоит из нескольких ярких воспоминаний-образов, прекрасно передающих устройство человеческой памяти, в которой перемешаны все времена, фантазии и реальность.
Маленький Ма Цзые (Ши Пэнъюань) живет в трущобах и воспитывается в строгости. У ребенка мало игрушек, одежда далека от последнего писка моды. Дома Ма в основном проводит время с бабушкой (Рина Са), поскольку мама (Ма Ли) и папа (Шэнь Тэн) вынуждены вкалывать круглые сутки за гроши. Вот только мальчик не подозревает, что на самом деле его родители сказочно богаты, как и он сам, но они не хотят, чтобы сын был испорчен большими деньгами. Весь мир Ма — большая иллюзия из актеров и декораций.
Картина режиссеров Пэна Дамо и Янь Фэя заработала в родном китайском прокате почти полмиллиарда долларов и стала народным хитом. «Миллиардер в трущобах» по названию напоминает оскароносный фильм Дэнни Бойла и Лавлин Тандан, но по содержанию это кино гораздо ближе к «Шоу Трумана». Правда, у китайцев получилась чуть более легковесная и наивная версия сюжета о реалити-шоу имени одного человека.
35-летняя Туда (Нисрин Эрради) обитает в небольшом городке Сиди-Беннур и одна воспитывает глухонемого сына Ясина. Она мечтает прославиться как певица традиционных марокканских песен. Туда исполняет композиции о тяжелом положении женщин в патриархальном обществе, но в маленьком городке будущего нет — петь приходится в захудалых барах под хищные взгляды посетителей. Туда перебирается в Касабланку в надежде на лучшую жизнь как для себя, так и для сына.
Премьера картины Набиля Аюша состоялась на Каннском фестивале 2024 года. Сценарий музыкальной драмы постановщик написал вместе со своей женой, постановщицей и актрисой Марьям Тузани. Предыдущий фильм Аюша «Ритмы Касабланки» участвовал в основном конкурсе Канн три года назад. Марокко выдвинуло «Все любят Туду» на «Оскар». Режиссер рисует портрет сильной женщины, которая передает свои страдания через песни и танцы. Лишь во время выступлений она раскрывает свою душу и дает волю чувствам. «Все любят Туду» позволяет ознакомиться с богатыми традициями марокканской фолк-музыки.
Сельская местность на севере Индии. После смерти мужа при исполнении 28-летняя Сантош (Шахана Госвами) наследует его должность и становится офицером полиции. Одно из первых дел новенькой — убийство девушки. Сантош становится помощницей харизматичной и опытной Шармы (Сунита Раджвар). В расследовании быстро появляется подозреваемый, осталось только его найти. Но по ходу разбирательства Сантош всё меньше уверена в вине молодого человека и своими глазами видит, что показания полиция добывает в результате пыток, а любое дело высокопоставленные чиновники готовы спихнуть на бедняков. Вдова увереннее чувствует себя в полицейской форме, но в то же время порой ощущает себя неуютно, ведь простые люди стали к ней хуже относиться.
Полнометражный игровой дебют Сандхии Сури участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Картина выдвинута Великобританией на «Оскар». Драма реалистично показывает будни провинциальной индийской полиции. Представители правопорядка вынуждены выпрашивать тело убитой у матери, разгонять стихийные митинги, хранить в участке и обкладывать льдом труп, а затем устраивать обход людей с социального дна. Вместе с Сантош мы сталкиваемся с мизогинией, несоблюдением основных гражданских прав, коррупцией и отсутствием порядка в рядах полиции. Вопрос в том, будет ли женщина терпеть сомнительные условия, постарается навязать свои принципы или же покинет государственную структуру.
Танцовщица и актриса театра Саша (Александра Киселёва) летит в Индию, чтобы отыскать маму, которая много лет назад вступила в неясную секту и уехала в загадочную и далекую страну. Сводный брат Саши, документалист Лёша (Илларион Маров), восхищается интересной историей сестры и начинает снимать о ней фильм. В Варанаси девушка из России знакомится с несколькими молодыми соотечественниками (Марк Эйдельштейн, Мария Мацель и Чингиз Гараев), которые уже давно осели в Индии и стали бродячими актерами, устраивающими на улицах стихийные концерты. О судьбе матери Саша тоже узнает.
«Жар-птица» — пожалуй, самый амбициозный на сегодняшний день проект Романа Михайлова. В одной поездке в Индию режиссер снял мокьюментари «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птицу» о поисках потерянной матери вдали от родины. Картина открывала в этом году фестиваль «Короче» в Калининграде. Сюжет здесь дробится на несколько глав и старается передать удивительную атмосферу древнего города. Документалист Лёша, альтер эго Михайлова, подсказывает, что в его произведении три слоя: документальный, сновидческий и ритуальный. Повествование в «Жар-птице» настолько плотное, что одного просмотра явно недостаточно. Это красочная сказка о театре, природе актерства, поиске себя и травмах прошлого.