«Время жить» с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом: Памяти любви
В рамках фестиваля «Каро.Арт» в Москве состоялась российская премьера мелодрамы Джона Краули «Время жить». 31 октября нежная картина выйдет в российский прокат. Главные роли в сентиментальном фильме исполнили Флоренс Пью и Эндрю Гарфилд. Это трагичная, но красивая история любви шеф-повара Альмут и аналитика компании по производству завтраков Weetabix Тобиаса. Отношения меняют молодых людей и дарят лучшие минуты жизни. Объясняем, почему в финале зрителям наверняка понадобятся бумажные платочки, чтобы утереть наворачивающиеся слезы.
Брак Тобиаса (Эндрю Гарфилд) трещит по швам. Супруге предложили работу в Швеции, она тут же ответила согласием. Муж остался в Англии, отношения на расстоянии в очередной раз показывают полную недееспособность. Тобиас работает представителем компании по производству завтраков Weetabix и редко бывает дома. Документы по бракоразводному процессу находят его в очередной командировке. Тобиас бежит на улицу за ручкой, его сбивает машина. За рулем шеф-повар, а в юности фигуристка Альмут (Флоренс Пью). Между молодыми людьми быстро закручивается роман. Через несколько лет счастливая пара вместе воспитывает дочь. Им бы еще жить и жить и наслаждаться друг другом, но Альмут ставят смертельный диагноз.
«Время жить» снял ирландец Джон Краули. Пожалуй, наиболее известным его фильмом до сегодняшнего дня была костюмная мелодрама с Сиршей Ронан «Бруклин», удостоившаяся трех номинаций на «Оскар». Последовавшая за ней экранизация романа Донны Тартт «Щегол» обернулась крупным провалом, но с «Время жить» Краули уверенно реабилитируется. Сценарий написал британец Ник Пэйн (сериал «Корона» и фильм «Последнее письмо от твоего любимого»). Однако по духу картина напоминает книги Николаса Спаркса и их вполне успешные киноадаптации середины нулевых.
Мелодрама с Пью и Гарфилдом не таит никаких особых секретов. О болезни главной героини мы узнаем уже из трейлера. Пожалуй, предсказуемость является даже козырем картины. «Время жить» не стремится удивлять, это классический представитель сентиментального жанра, в котором отточено каждое движение. Все основные точки маршрута заранее известны. Единственный важный драматургический прием — нелинейный нарратив: знакомство, рождение дочери, неприятные новости от врача не представлены в хронологической последовательности, а перемешаны. Монтаж словно бы сохраняет в вечности историю любви Альмут и Тобиаса, оказывает сопротивление неизбежной развязке. Пусть человеческая жизнь конечна, но воспоминания о счастливых минутах никуда не исчезают. Рассказ в фильме как раз напоминает чужие впечатления. Можно представить, как пожилой Тобиас вспоминает главную любовь своей жизни, а первое свидание или роды дочери на заправке были вчера, поскольку не могут стереться из памяти.
Главное достоинство фильма — магическая химия между Пью и Гарфилдом. Для успешной мелодрамы это критически важный момент. Совместные сцены, в том числе постельные, смотрятся искренне, а страсть то и дело переливается через экран. Несколько эпизодов из жизни пары позволяют аудитории хорошо узнать и понять влюбленных.
Тобиас представлен немного мягким молодым человеком, а вот его вторая половинка — настоящий боец. Желание соревноваться в Альмут было всегда. Сначала девушка хотела побеждать всех на льду, а затем, став шеф-поваром, активно участвует во всевозможных международных турнирах. Даже рак не способен остановить сильную героиню на пути к мечте. Схватка с болезнью запараллелена с соревнованием шеф-поваров. Альмут хочет уйти на своих условиях и непобежденной.
Боевой характер супруги помогает и мужу справиться со страшными новостями. Тобиас понимающе относится ко всем действиям супруги. В экранной паре вообще впечатляет взаимная поддержка. У мужа и жены разные характеры, но они не только замечательно друг друга дополняют, но и не пытаются менять партнера. Это действительно здоровые отношения, тем печальнее видеть их неминуемый финал.
Мы привыкли относиться к времени как к должному, впереди ведь еще целая жизнь. Смертельная болезнь заставляет по-другому ценить каждый час. «Время жить» показывает счастливую историю любви в разные периоды: от знакомства пары до трагического окончания. Почему же она счастливая? Ни Альмут, ни Тобиас не идут на уступки болезни, не сдаются, а стараются проводить каждую минуту вместе. Фильм в довольно лобовой, но убедительной форме напоминает о ценности отведенного нам времени. Банальность, но факт: второй жизни не будет, каждое решение ведет нас по другой тропе, повторного дубля тоже не стоит ждать.
«Время жить» едва ли попадет в списки лучших фильмов и легко может пройти мимо наградного сезона, но это одна из самых нежных картин года. Это совершенно не революционное кино, а пример качественной мелодрамы. Далеко не каждый год нам попадаются образцы жанра, которые не скатываются в пошлость или надуманность. Краули прекрасно знает, когда можно добавить сентиментальности, а когда стоит дать зрителям возможность отдышаться. Ведь невозможно весь сеанс заливаться слезами. Нет, здесь хватает забавных эпизодов. Тобиас точно не позволит дочери забыть маму, так что Альмут останется жива в сердцах близких. А с возрастом воспоминания о былой любви не меркнут.