Итоги Каннского фестиваля: Дети, мезальянс и революция
В субботу 25 мая в Каннах завершился 77-й по счету международный кинофестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» завоевало драмеди Шона Бэйкера «Анора» — решение жюри, как обычно, устроило не всех, еще бы — конкурс был полон звездных имен и громких премьер. Рассказываем о победителях фестиваля и наиболее интересных премьерах внеконкурсной программы.
Фестиваль запомнится в первую очередь тем, что именно на нём ветеран смотра Фрэнсис Форд Коппола представил свой спорный magnum opus, который по крайней мере никого не оставил равнодушным. Пока одни критики его яростно ругали за сумбурность, напыщенность и неловкие шутки, другие хвалили за смелость и озорство, которого редко ждешь от забронзовевшего мэтра. Кроме него, в основном конкурсе блистали Йоргос Лантимос с интеллектуальным триптихом о природе власти и подчинения «Виды доброты», Андреа Арнольд с социальной магической драмой из жизни повзрослевших раньше времени детей и невзрослеющих взрослых «Птица», Пол Шредер с экранизацией разоблачительного романа-исповеди о режиссере-документалисте «О, Канада», Дэвид Кроненберг с мрачной, очень личной и, как всегда, многогранной картиной «Саван» о скорби в цифровую эпоху, Кирилл Серебренников с озорной и полной театральных трюков экранизацией французского биографического романа об Эдуарде Лимонове «Лимонов, баллада об Эдичке», Али Аббаси со скандальным байопиком о молодом Трампе «Ученик» и Мишель Хазанавичус с трогательной анимацией о любви и Холокосте. Также во время фестиваля были вручены три почетные «Пальмы» за вклад в кинематограф: актрисе Мэрил Стрип, режиссеру Джорджу Лукасу и анимационной студии Ghibli.
В этом году в Каннах впервые появился новый иммерсивный конкурс, в котором было показано восемь работ: Colored, En amour, Evolver, Human Violins: Prelude, Maya: the Birth of a superhero, Noire, TELOS I, The Roaming and Traversing the Mist. Все они по-новому использовали разнообразные технологии и приемы и экспериментировали с методами сторителлинга в области виртуальной реальности, дополненной реальности, видеопроекции и голографических работ. Награду получил фильм «Цветные» (Colored), созданный Таней де Монтень, Стефаном Фонкиносом, Пьером-Аленом Жиро.
Жюри в этом году возглавила Грета Гервиг, создательница прошлогоднего хита «Барби». Также картины основного конкурса оценивали: актрисы Ева Грин и Лили Гладстоун, режиссеры Хирокадзу Корээда, Хуан Антонио Байона и Надин Лабаки, сценарист Эбру Джейлан и актеры Пьерфранческо Фавино и Омар Си. Вот как распределились основные награды смотра:
Призы жюри основного конкурса
«Золотая пальмовая ветвь»
«Анора», режиссер Шон Бэйкер, США
Гран-при
«Всё, что мы представляем как свет», режиссер Паял Кападия, Индия, Франция, Нидерланды, Люксембург
Приз жюри
«Эмилия Перес», режиссер Жак Одиар, Франция
Специальный приз жюри
«Семя священного инжира», режиссер Мохаммад Расулоф, Иран, Германия, Франция
Лучшая режиссура
Мигел Гомиш — «Большое путешествие», Португалия, Италия, Франция
Лучший сценарий
«Субстанция», режиссер Корали Фаржеа, Великобритания, США, Франция
Лучшая женская роль
Адриана Пас, Зои Салдана, Карла София Гаскон, Селена Гомес — «Эмилия Перес», режиссер Жак Одиар, Франция
Лучшая мужская роль
Джесси Племонс — «Виды доброты», режиссер Йоргос Лантимос, США, Великобритания
Другие призы
«Золотая камера» за лучший дебют
«Арманд», режиссер Хальвдан Ульман Тёндель, Норвегия, Нидерланды, Германия, Швеция
Лучший короткометражный фильм
«Человек, который не мог молчать», режиссер Небойша Слиепчевич, Хорватия, Франция, Болгария, Словения
Приз ФИПРЕССИ
«Семя священного инжира», режиссер Мохаммад Расулоф, Иран, Германия, Франция
Призы программы «Особый взгляд»
Главный приз
«Черный пес», режиссер Гуань Ху, Китай
Приз жюри
«История Сулеймана», режиссер Борис Ложкин, Франция
Лучшая режиссура
Роберто Минервини — «Проклятый», Италия, США, Бельгия Рунгано Ниони — «О том, как стать цесаркой», Замбия, Великобритания, Ирландия
Лучший актер
Абу Сангаре — «История Сулеймана», режиссер Борис Ложкин, Франция
Лучшая актриса
Анасуя Сенгупта — «Бесстыдная», режиссер Константин Божанов, Швейцария, Болгария, Франция, Тайвань, Индия
Молодежная премия
«Святая корова», режиссер Луиза Курвуазье, Франция
Специальное упоминание
«Нора», режиссер Тауфик Альзаиди, Саудовская Аравия
Лауреаты «Недели критики»
Гран-при «Недели критики» за лучший полнометражный фильм
«Симон с горы», режиссер Федерико Луис, Аргентина, Чили, Уругвай
Приз жюри French Touch
«Дворец Голубого Солнца», режиссер Констанс Цанг, США
Приз Фонда Луи Редерера лучшему молодому исполнителю
Рикардо Теодоро — «Малыш», Марсело Каэтано, Бразилия, Франция, Нидерланды.
Приз Découverte Leitz Ciné за лучший короткометражный фильм
«Парк Монсури», режиссер Гиль Села, Франция
А теперь представляем нашу субъективную десятку лучших картин 77-го Каннского кинофестиваля.
«Девушка с иглой», реж. Магнус фон Хорн, Дания, Польша, Швеция (основной конкурс)
Каролина (Виктория Кармен Сонн) на исходе Первой мировой пытается выжить в Копенгагене. Надеясь получить компенсацию за пропавшего на войне мужа, женщина обращается к директору своей швейной фабрики. У них завязывается роман, который заканчивается беременностью и увольнением работницы. Между тем в город возвращается изуродованный ранением супруг без лица. Каролина намерена прервать беременность. От опасного шага в последний момент ее отговаривает встреченная в общественной бане мадам Дагмар (Трине Дюрхольм), которая берется пристраивать нежеланных детей в хорошие семьи. Эта встреча превратит и без того безрадостную жизнь швеи в нескончаемый гиньоль.
Изысканный черно-белый фильм с цитатами из немого кино и немецкого экспрессионизма в частности. Начинающаяся как полная отчаянья мелодрама после встречи героинь быстро уводит зрителей в глухую чащу кромешного ужаса в духе кровожадных недетских сказок братьев Гримм. Режиссер Магнус фон Хорн снимает с не меньшим мастерством, чем самый перспективный из ныне живущих хоррормейкеров Роберт Эггерс. При этом сюжет выбран из тех, что способны приковать к стулу самых искушенных знатоков жанра. Фон Хорна легко можно было бы обвинить в эксплуатации и применении запрещенных приемов, если бы благочестивая леди, устроившая ясли-холокост, не существовала на самом деле. В основе истории — громкое дело из Дании 1921 года.
«Эмилия Перес», реж. Жак Одиар, Франция (основной конкурс, приз жюри и приз за лучшую женскую роль)
Главарь мексиканского наркокартеля Манитас (Карла София Гаскон) решает купить себе новую жизнь и завязать с криминалом. Он нанимает амбициозную юристку Риту (Зои Салдана) для конфиденциальной и хорошо оплачиваемой миссии — подготовить всё для его исчезновения и перерождения в симпатичную одинокую тетушку Эмилию Перес. Спустя четыре года в Лондоне Эмилия вновь обращается к Рите с предложением, от которого нельзя отказаться, — в новом теле бывший Манитас страшно тоскует по оставленным маленьким сыновьям. Рита должна вернуть вдову Манитаса (Селена Гомес) и его детей в Мексику и поселить в новом роскошном доме Эмилии. Поначалу всё складывается как нельзя лучше, но и в новом теле наркобарону рано или поздно придется столкнуться со старыми проблемами.
Неожиданный для 71-летнего французского классика Жака Одиара мюзикл на испанском языке со звездой «Стражей Галактики», трансгендерной актрисой Карлой Софией Гаскон и Селеной Гомес. В полной латиноамериканских страстей в духе Альмодовара истории эта троица оказалась настолько горячей, что в итоге главная актерская ветка досталась им одна на всех. Обладатель Гран-при Канн и «Золотой пальмовой ветви» Одиар исследует маскулинность с нового для себя ракурса и закладывает в историю понятное послание: никто не может исчезнуть без следа и построить новую жизнь на той же почве и в той же среде. Это несбыточная иллюзия. Но это не значит, что не стоит пытаться.
«Поколение романтиков», реж. Цзя Чжанкэ (основной конкурс)
Цяо (Чжао Тао, жена и муза режиссера) из провинции Шаньси поет и танцует на праздниках и рекламных акциях. В 2001 году в одном из клубов она знакомится с музыкальным продюсером Бинем (Ли Чжубинь). Мир вокруг них стремительно меняется, и Бинь вскоре решает попытать счастья в каком-нибудь более прибыльном регионе, но обещает Цяо, что обязательно заберет ее с собой при первой возможности. Годы идут, Бинь так и не выходит на связь, а потому Цяо решает сама отправиться через всю страну на поиски возлюбленного.
Цзя Чжанкэ, поместив нехитрый сюжет с двумя любимыми актерами в накопившуюся за последние 20 лет хронику, создает впечатляющую панораму изменений, произошедших в китайской экономике и обществе в XXI веке. Получилось масштабное, в духе «Отрочества» Ричарда Линклейтера путешествие во времени, в котором герои теряют иллюзии и надежды на светлое будущее, несмотря на рост экономики и кажущееся всеобщее процветание. Важной приметой времени становится музыка: от народных песен в исполнении работниц завода до популярных в нулевые танцевальных хитов и намертво прилипающих рекламных песенок из супермаркетов.
«Всё, что мы представляем как свет», реж. Паял Кападия (основной конкурс, Гран-при)
Три медсестры из простой городской больницы в Мумбаи одиноки и несчастны по-своему. Самая младшая Ану (Дивья Прабха) вынуждена скрывать свои отношения с парнем-мусульманином Шиазом (Хриду Харун), хотя целыми днями пишет ему романтические послания и страшится родителей, которые уже ищут ей подходящего мужа. Ее соседка по квартире, старшая медсестра Прабхи (Кани Кусрути), уже вступила в брак, организованный родителями, но не знает супруга, который практически сразу уехал в Германию на заработки и перестал выходить на связь. Старшая Парвати (Чхайя Кадам) борется с недобросовестными новыми застройщиками, которые после смерти супруга выселяют ее из квартиры. Всем троим в суете мегаполиса их проблемы кажутся неразрешимыми, но стоит им отправиться к морю на родину Парвати, как всё становится на свои места.
Паял Кападия сняла картину в жанре чистой поэзии повседневности, без обостренных до крайности конфликтов, неожиданных поворотов и прочих драматургических изысков. Жизнь всех троих героинь идет своим чередом и постепенно всё расставляет на свои места, а покой побережья лишь помогает им рассмотреть друг в друге родственные души и отыскать толику сострадания и эмпатии не только к пациентам, но и к себе. Для документалистки Кападии «Всё, что мы представляем как свет» стал дебютом в игровом кино, но то, что она творит с реальностью, — чистое волшебство и большое искусство, которое ожидаемо не осталось без наград и получило Гран-при фестиваля. Награждение, которое ни у кого не вызывает вопросов и возражений.
«Семя священного инжира», реж. Мохаммад Расулоф (специальный приз жюри, приз ФИПРЕССИ)
Юрист на государственной службе Иман (Мисса Зарех) получает долгожданное повышение до следователя и пистолет для защиты семьи — в неспокойные времена личные данные силовиков просачиваются в интернет. Его верная супруга Наджме (Сохейла Голестани) уже видит себя женой судьи в служебной трехкомнатной квартире, а дочери-студентки мечтают получить каждая свою комнату. Но от простых мещанских радостей их отвлекают протесты, разразившиеся по всей стране после смерти Махсы Амини, которая была арестована и избита за неподобающее ношение хиджаба. Мать смотрит новости и причитает: «Они не люди, они бандиты», дочери следят за соцсетями и сочувствуют протестующим. У Имана из дома пропадает пистолет, что грозит ему реальным сроком.
Местами манипулятивный и плакатный, но очень мощный и талантливый фильм опального иранского режиссера Мохаммада Расулофа, который на родине приговорен к порке, конфискации имущества и восьми годам тюрьмы, но накануне фестиваля бежал из Ирана в Европу. Фильм был удостоен бурных 12-минутных оваций и по праву считался претендентом на главную награду. Расулоф создал гибрид семейной драмы, политического триллера и хоррора: Иман, терзаемый подозрениями, сходит с ума так же стремительно, как Джек Николсон в «Сиянии». Картина в лучших традициях «Матери» Всеволода Пудовкина рассказывает о пробуждении солидарности с протестующими студентами в супруге следователя, до этого примерной и лояльной к власти. В итоге картина получила две награды: специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ.
«Анора», реж. Шон Бэйкер (основной конкурс, «Золотая пальмовая ветвь»)
Победа «Аноры» на Каннском фестивале 2024 года воспринимается как новогоднее чудо — то самое, которое так и не случилось в самой картине под бой курантов. Секс-работница Эни (Майки Мэдисон) влюбилась в клиента — избалованного мальчишку Ваню (Марк Эйдельштейн), который упоительно транжирит состояние родителей-олигархов (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова). Сказка закончилась, так и не начавшись, а романтическая комедия сменилась криминальным роуд-муви с сумасшедшим зарядом юмора.
Главный гуманист американского инди-кино Шон Бэйкер («Проект Флорида») по-прежнему влюбляется в обыкновенных людей с необыкновенными мечтами: в «Аноре» он рассказывает историю золушки-мигрантки из стрип-клуба с Брайтон-бич, чтобы попытаться понять, как выглядит «долго и счастливо» в эпоху капитализма. Идея снять картину о российской и армянской диаспорах в Нью-Йорке появилась у Бэйкера довольно давно. Тем удивительнее, что сложилась картина сейчас, а в главных ролях снялись артисты Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, которые мгновенно влюбили в себя публику Лазурного берега. Перед зарядом гуманизма не устояла и Грета Гервиг, возглавляющая жюри. Остается лишь надеяться, что однажды лента доберется и до российского зрителя.
«Хорошенькая», реж. Индия Дональдсон («Двухнедельник кинематографистов»)
Каннский фестиваль всегда приветлив к дебютным фильмам — само собой, не в основном конкурсе, а в параллельных секциях вроде «Особого взгляда» или «Двухнедельника кинематографистов». В этом году особенно хочется выделить «Хорошенькую» — первую полнометражную картину Индии Дональдсон, которая поражает чутким ощущением жизни и поразительно точно прописанными диалогами.
Сэм (Лили Коллиас) вынуждена провести выходные с отцом (Джеймс Ле Гро) и его другом (Дэнни МакКарти) в походе — прочие любители пеших прогулок ехать отказались. На этом, в общем-то, синопсис исчерпывается — фильм действительно представляет собой подробное описание похода по лесной тропе с приготовлением пищи, трудностями с гигиеной и разговорами у костра. Что важнее, потрясающей артистке Лили Коллиас и режиссерке удалось передать ощущение ноющего дискомфорта девочки-подростка в компании взрослых дядек, которые не экономят на алкоголе и жалобах на жен — уже бывших.
«Субстанция», реж. Корали Фаржеа (основной конкурс, приз за лучший сценарий)
«Субстанция» — самое хулиганское кино фестиваля на Лазурном берегу в 2024 году и при этом самое бесстрашное. Французская режиссерка Корали Фаржеа прозвучала с дебютным фильмом «Выжившая» в поджанре «месть за изнасилование». Она вернулась через семь лет с энергичным боди-хоррором, который не только беззастенчиво раскидывает по экрану части тела, но и говорит о возрастных изменениях, которые неминуемо влияют на жизнь женщины, в том числе профессиональную.
Продлить востребованность на ТВ Элизабет (Деми Мур) решилась с помощью экспериментальной программы: медицинский набор позволяет создать лучшую версию себя, но стать идеальной — половина успеха, остается найти гармонию с молодой доппельгангершей (Маргарет Куолли). Жанровые приколы «Субстанции» бесполезно пересказывать — кино нужно смотреть, не закрывая глаз: это удивительный брак красоты и уродства, где одно незаметно подменяет другое, и поразительные актерские работы Деми Мур и Маргарет Куолли.
«Птица», реж. Андреа Арнольд (основной конкурс)
Британская режиссерка Андреа Арнольд если не заняла особую нишу в ландшафте фестивального кино, то точно выработала собственный киноязык. Ее героини, полные гнева и жгучего протеста, учатся не только бороться, но и наконец жить без борьбы. Бэйли (Никия Адамс) из «Птицы» ладно встраивается в ряд бунтарок. 12-летняя дочка отца-одиночки (Барри Кеоган), который сам еще не до конца перестал быть ребенком, встречает друга-птицу (Франц Роговски). Кажется, выдуманного. А может быть и призрака? Точные ответы не проговариваются, они, в общем-то, и не нужны. Арнольд бережно проводит свою героиню по тропе взросления и внезапно для себя разрешает кухонному реализму встретится с реализмом магическим. «Птица» — потрясающе трепетное и нежное кино, во время просмотра которого кажется, будто мама читает тебе сказку на ночь. Но сказку, которая могла случиться с девчонкой в соседнем дворе.
«Универсальный язык», реж. Мэттью Ранкин («Двухнедельник кинематографистов», приз зрительских симпатий)
Канадский режиссер Мэттью Ранкин свой дебютный фильм «20-й век» привез на Берлинский фестиваль, где получил приз ФИПРЕССИ и резонансное сарафанное радио. Байопик Уильяма Лайона Макензи Кинга, десятого премьер-министра Канады, превратился в сюрреалистичный портрет страны в абсурдных декорациях.
Во второй картине «Универсальный язык» Ранкин продолжает изучать пасторали родной страны и теперь взоры устремил в Виннипег — столицу провинции Манитоба, которую облюбовали мигрантские диаспоры. В центре внимания Ранкина — иранцы. «Универсальный язык», с одной стороны, кино новогоднее, с другой — отрешенно-наблюдательное, с третьей — потрясающе смешное и изобретательное. Если не бояться некой дезориентированности и позволить вображению режиссера увести себя дальше, можно получить неподдельное удовольствие от просмотра и к тому же чуть больше узнать о том, какой бывает жизнь в Виннипеге, где как будто никогда не рождались знаменитые люди и ничего особенного не происходило.