Опубликовано 19 мая 2024, 14:02
4 мин.

«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы: Мечты немолодого человека

Поделиться:
«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы: Мечты немолодого человека

В основном конкурсе Канн показали новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы, режиссера «Крестного отца», «Разговора» и «Апокалипсис сегодня». Это первая за 13 лет работа автора, да и в 2000-х и 2020-х значимых картин американца не найти. Но всё равно премьера новой картины, еще и снятой на собственные деньги, среди главных событий. Рассказываем, что же получилось у живого классика преклонных лет.

Городская знаменитость и глава собственного архитектурного бюро Цезарь Каталина (Адам Драйвер) изобрел волшебный строительный материал мегалон, получил за него Нобелевскую премию и научился останавливать время. Он решительно настроен превратить Новый Рим (декорированный античными развалинами и дешевым золотым свечением Нью-Йорк) в город будущего. Федеральные власти дают ему зеленый свет на застройку и снос целых кварталов, но мэр Нового Рима Фрэнклин Цицерон (Джанкарло Эспозито) настроен скептически. У Цезаря в программе — счастье и маленький садик каждому, у Цицерона к будущему вполне прагматичные вопросы: что там с прожиточным минимумом, канализацией, дорогами, школами и больницами? Цезарь считает Цицерона ретроградом и врагом прогресса, Цицерон считает Цезаря опасным мечтателем, но разговаривают они почти исключительно цитатами великих людей. Кроме того, у противников давние личные счеты: еще на посту прокурора будущий мэр занимался (безуспешно) делом трагически погибшей жены архитектора.

Настоящее конфликтует с будущим, но внезапно на линии огня оказывается дочь Цицерона Джулия (Натали Эммануэль), которая влюбляется в высокомерного архитектора. Влюблена в него и местная телезвезда Уау Платинум (Обри Плаза), которая собирается замуж за его дядюшку-банкира Гамильтона Красса III (трампоподобный Джон Войт). Есть еще кузен Цезаря Клодио (Шайа ЛаБаф) — эпатажный тусовщик и интриган, вздыхающий по Джулии и плетущий интриги. Империя меж тем незаметно катится к закату, изможденные статуи роняют свои орудия и валятся на мостовую, на обочинах — автомобили под обломками античных колонн. Герои носят модернизированные тоги и туники. Интернета, кажется, не существует, но все по старинке читают газеты.

Рецензия на фильм «Мегалополис» (2024)

Фильм снят на собственные деньги Копполы. Последние годы вне кино прославленный режиссер успешно развивал свои винодельни

Кадр из фильма «Мегалополис», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 2024

Фрэнсис Форд Коппола со своим magnum opus подложил журналистам свинью — с наскока в фестивальной лихорадке и не разобраться, что это собственно было. Очевидны здесь только три вещи: у Фрэнсиса большое состояние (шутка ли —120 млн собственных средств), большие амбиции и не занимать смелости, но это мы и так знали. «Мегалополис» сверкает, как глянцевый рекламный ролик, сыплет трюизмами и, кажется, издевается. Назвать мэтра дураком и вовсе отказаться от анализа здесь выглядит самым простым выходом, но одновременно и полной профессиональной капитуляцией под натиском его яростной, местами безумной творческой энергии. Тем более что сам автор «Крестного отца», «Апокалипсис сегодня» и «Разговора» продолжает упорно повторять, что новый фильм — его лучшая работа.

Фильм «Мегалополис» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Идея создания «Мегалополиса» у Копполы появилась еще в начале 1980-х, после окончания производства военной драмы «Апокалипсис сегодня»

Кадр из фильма «Мегалополис», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 2024

Про крушение империи Коппола снимает приблизительно всю свою карьеру, начиная с «Крестного отца», но империя все эти 50 с лишним лет всё никак не рухнет, а потому 85-летний Коппола, кажется, преисполнился оптимизма. Но главное — исполнил свою мечту снять кино, свободное от диктата коммерциализированной голливудской системы, расправить наконец крылья и остановить время. В своей выстроенной вселенной Коппола, словно малое дитя в магазине игрушек (Цезарь и Юлия собираются назвать сына Фрэнсисом!), хочет сразу и всё (а кто его остановит!). Коппола, как Годар в годы острого безумия, цитирует всех и сразу, снимает про любовь, будущее цивилизации, свержение элит, творчество, империализм, массмедиа и культуру отмены. На экране советский спутник, Гитлер, ЛаБаф в платье, двойня в утробе, теория струн, одним словом — пусть расцветают все цветы разом. А для такого цветника зрение никто не настроил. Что тоже понятно — выглядит изображение действительно диковато, помпезно и во времена «Аватар: Путь воды» откровенно дешево. Вполне вероятно, что здесь мы как раз встречаемся с единственным вынужденным компромиссом между изначальным намерением Копполы снимать на пленку и новыми технологиями.

«Мегалополис» (2024): обзор фильма

Интересно будет посмотреть на оценку фильма в будущем. Пока картина Копполы в первую очередь вызывает недоумение

Кадр из фильма «Мегалополис», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 2024

Всем причастным, отойдя от первого недоумения, хочется раздать по награде за мужество и самоотверженность, с которой они произносят трюизмы и просто глупости. Плаза и ЛаБаф достигают каких-то невиданных комических высот и, не будь в кадре Драйвера и Эммануэль, увлекли бы всю громадину за собой в чистый фарс. Коммерческий потенциал творческого завещания маэстро, особенно после очень неоднозначной реакции прессы, стремится к нулю. Тем не менее, даже если это провал великого режиссера, он точно интереснее хорошего фильма режиссера-среднячка, где получаешь примерно то, что ожидаешь, а вот такого кино от Копполы точно никто не ожидал.

Новое в подписке

Лучшее в подписке