5 причин смотреть криминальный сериал Юрия Быкова «Лихие»
В Okko продолжает выходить криминальная сага «Лихие» — история семьи, которая искала способы выжить в кровавом тумане 1990-х, а после разбиралась с призраками прошлого уже в наше время. В главных ролях: Артём Быстров, Евгений Ткачук, Полина Максимова, Егор Кенжаметов, Анна Завтур и Елена Николаева. Рассказываем, почему стоит посмотреть драму Юрия Быкова.
Подробнее о сериале можно читать на специальном лендинге.
Возвращение Юрия Быкова в сериальную форму
«Лихие» — первое обращение Быкова к сериальному формату после «Метода» и «Спящих», во вселенную которого режиссер тоже вернется, но немного позже. Вместе с Быковым над проектом работала проверенная команда «Метода» из компании Sreda: сценарист и продюсер Олег Маловичко, продюсеры Александр Цекало и Иван Самохвалов. Самохвалов также появляется на экране в небольшой роли.
Любимый мужской персонаж Быкова, суровый одиночка со странностями, здесь — егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров). На дворе неспокойное начало 1990-х. В отличие от героя последнего фильма Джейсона Стэйтема, пчеловодом Лиховцев работает до того, как стать киллером. Конечно, дела у него идут неважно (как и у страны). Медведь пасеку разоряет, спекулянты не дают нормально продавать мед, сыновьям в школу с собой прополис вместо ранца не дашь. Похмурившись и пожевав усы, он соглашается на сомнительное предложение внезапно поднявшегося друга Юры (Александр Голубев) и перевозит жену (Елена Николаева) с детьми из области в Хабаровск. Друг чудом смог за полгода заработать себе на квартиру. Разумеется, Павла устраивают на работу не простым водителем, как обещал приятель. Сын Женька (Савелий Кудряшов в детстве, Егор Кенжаметов в юности и Евгений Ткачук в наши дни) — единственный человек, на которого Лиховцев может положиться. Он окажется главным подельником отца, киллера крупнейшей ОПГ страны. Выросшему Женьке тоже придется расстроить жену (Полина Максимова) и сына (Вадим Филипченков) — с этого и начинается сериал.
Любопытный взгляд на 1990-е
Маркеры времени в «Лихих» выдает телевизор: если сегодня эфирное время занято общественно-политическими шоу, то в 1990-х персонажи следят на экране за страстями «Рабыни Изауры». Но пуститься в ностальгические перебирания реликтов Быков себе не дает. Он вспоминает настроение закатанных в бетон лет, которое сохранялось в воспевавших отчаянное возмездие картинах «По прозвищу „Зверь“» и «День любви» и, как ни странно, в дистанцированных от ужасов действительности драмах Дмитрия Астрахана, у героев которых, как нам отсюда видно, ничего не будет хорошо. Режиссер пытается остановить тренд на романтизацию 1990-х — никакой хрупкой подростковой оптики, как в сериале «Мир! Дружба! Жвачка», никакого праздника жизни в духе Райана Мёрфи, как в «Комбинации», — фонтаны крови, голые драки и самокопные могилы он покажет сразу.
Если «Слово пацана. Кровь на асфальте» говорило о том, как конец 1980-х проехался по молодежи, то «Лихие» берут шире — они рассказывают, что 1990-е сделали со взрослыми и что продолжают делать сейчас. Свою новую работу Быков называет историей о разрушении семьи, о противоестественных решениях, которые не нужно повторять, об убийцах, в которых невозможно влюбиться, в отличие от Саши Белого, семейства Корлеоне, тарантиновских персонажей. «Ради минимального комфорта нашим героям придется действовать жестоко, подчас насильственно. И это не может не разрушить их отношения и не оставить отпечаток на следующем поколении», — говорит режиссер.
В основе сериала воспоминания настоящего киллера
В основу сценария «Лихих» легли воспоминания киллера Евгения Дёмина, который в подростковом возрасте вместе с отцом Павлом вошел в хабаровскую ячейку ОПГ «Общак», существовавшую с 1980-х по 2000-е годы. Сейчас Дёмин, давший показания против боссов дальневосточной мафии, находится под программой защиты свидетелей.
Дёмин впервые стал соучастником убийства в 1996 году в возрасте 13 лет, а после вступил в группировку своего крестного Краба — эхо его профессиональной деятельности можно проследить не только в бумажных архивах, но и в онлайн-СМИ вплоть до конца 2010-х годов. Сотрудничая с авторами проекта еще в начале 2022 года, он называл сериал «памятью об отце, а также историей на память собственному сыну».
Его отец, констатировал Дёмин тогда, не оставил после себя ничего, кроме детей, уголовных дел и пары фотографий. «Поэтому я решил, что надо сохранить память о моем отце, каким бы он ни был. Мне бы также хотелось, чтобы эта история стала наставлением молодым людям, которые видят в криминальной жизни романтику, перспективы. Зритель сможет убедиться, что ни к чему хорошему такая жизнь не приведет и никого не приводила, за всё рано или поздно придется платить — и все получают по заслугам», — говорит бывший киллер.
Шикарные пейзажи Карелии
В Дальний Восток и Хабаровск для съемок картины Быков превратил противоположный конец страны — Карелию. Съемки велись больше двух месяцев в Петрозаводске, Кондопожском и Сортавальском районах. На роли хабаровских братков в массовку набирали местных крепких мужчин. Карельские плоские мшистые камни и широкий горизонт не маскировали под более выпуклый дальневосточный пейзаж — с тем, чтобы показать зубодробительный холод эпохи, они справились и так. «Природа в нашей картине имеет очень большое значение — это вообще всё про природу, про животные инстинкты, чаще всего даже жестокие и жесткие. Про суть природы — она не спрашивает тебя, хорошо или плохо, правильно или неправильно, она тебя поглощает», — объяснял выбор локации режиссер.
Развенчивание маскулинного мифа
Воспитывая сыновей настоящими мужиками, Павел последовательно выбивает из них людей: вот перед отъездом из деревни папа на глазах у всей семьи режет корову-любимицу, которую не смог пришибить с первого удара, и всем плохо; вот наказывает одного из мальчиков за то, что бросил другого в драке. Пытаясь подарить реальное батино воспитание, он дарит только ведущие в тупик жестокие клише. Рассказывая о сериале, сценарист Маловичко отмечает, что во многом проблемы людей объясняются некритическим воспроизведением поведенческих стереотипов родителей и передачей этих стереотипов уже своим детям. «Однако не всегда это благая наследственность, иногда это наследственная болезнь, и вместо знания и опыта жизни мы усваиваем искривленную устаревшими стереотипами картину мира и ее же внедряем в следующие поколения», — объясняет он.
Сам Быков называет развенчивание маскулинного мифа одной из главных миссий «Лихих». Втянутые в колесо криминала и нормализованного насилия мужчины здесь балансируют между собственными и чужими смертями и не успевают подумать о том, насколько тяжелым концом палка бьет по их детям, не спрашивают жен, о какой жизни те мечтали, а в итоге оказываются если не в могиле, то в глубоком тупике. Это суровый мужской мир, где женщины появляются разве что на втором плане. Но можно ли прервать поколенческую цепь жестокости и кто способен это сделать? Ответы в сериале.