Лучшие фильмы фестиваля «Маяк»: Дебюты, любовь к кино и семейные драмы
Завершился фестиваль российского актуального кино «Маяк-2024», в конкурсе которого шесть из девяти участников — полнометражные дебюты. Правда, победу одержал остросюжетный триллер сравнительно опытных авторов Максима Арбугаева и Владимира Мункуева «Кончится лето». Рассказываем, к кому из участников стоит присмотреться и какие картины ждать в прокате.
Особое упоминание жюри с формулировкой «За последний клочок надежды», конкурс короткометражных фильмов
Этим утром Замира (Фатима Хосонова) с особой нежностью гладит и моет рыжую корову. Ни в ласковых играх с маленькой дочерью, ни в коротких, сугубо деловых диалогах с супругом (Казбек Кочиев) ее голос не наполняется такой же любовью. Все решения приняты за Замиру, семье предстоит переезд, а значит, и с насиженным местом, и с коровой нужно попрощаться. Их последнее путешествие будет не из легких: через отрицание, торг и гнев. С остановками на мороженое.
«Клок» — пронзительная до слез история о вынужденном прощании с прошлой жизнью и о крепких тисках многовековых традиций. А еще о близости между человеком и животным, которому было отдано столько сил, любви и заботы, и о существовании на коротком поводке, в котором у тебя не так уж много выбора. Лиана Сукиасян, выпускница ВГИКа из мастерской Владимира Меньшова, написала сценарий в соавторстве с Павлой Стратулат, чей полнометражный дебют «Агния» увез с этого «Маяка» награду за лучший сценарий в основном конкурсе. История получилась точной, естественной и простой. Ни одного лишнего кадра, никакой сентиментальности, а за обыденным действием обнаруживается настоящая трагедия.
Гран-при — лучший фильм, основной конкурс
Отсидев за мелкое хулиганство, в небольшой родной якутский поселок возвращается Кеша (Юра Борисов). Дома его ждут младший брат Тима (Макар Хлебников) — без пяти минут студент новосибирского университета — и отец (Дмитрий Поднозов) — пенсионер, который, воспользовавшись старыми связями, пристраивает Кешу мойщиком в золотодобывающую артель. Работника со справкой на предприятии не жалуют, а его бодания с охранником (Василий Щипицын) заканчиваются невесть откуда обнаруженным в униформе самородком. Лишившись работы и отцовского уважения, Кеша решает мстить, не подозревая, к каким катастрофическим последствиям приведет его самонадеянный и шитый белыми нитками план.
«Кончится лето» — жестокая и абсурдная в духе братьев Коэн и драматичная в духе Балабанова история бессмысленного ограбления, за которым с юга на север через всю Якутию растянулся длинный кровавый шлейф. Владимир Мункуев и Максим Арбугаев представили самый сильный фильм фестиваля, по которому мы, вполне возможно, будем вспоминать 2020-е. В нем русское кино прощается со старшим братом и концепцией справедливости любой ценой, насилие стремительно выходит из-под контроля, оказывается признаком слабости и совершается с безумным блеском в глазах. Картина напоминает американские горки, на которых два брата несутся в самую бездну. «Кончится лето» выйдет в прокат 27 февраля 2025 года.
Лучшая работа оператора — Екатерина Смолина, особое упоминание жюри — Рената Джало, основной конкурс
Россия, конец XVIII века. В небольшом селе появляется беглый юродивый (Александр Александров), который без устали мастерит себе крылья из веток и пытается сигануть с крыши. Встревоженные этой аномалией крестьяне перешептываются, сжигают его дьявольские поделки и косо посматривают — не из-за него ли, антихриста, стоит такая страшная засуха, не покарает ли их Господь неурожаем и болезнями? Еще Двойнятка (Виктория Сняткова), девушка на выданье, берется сама заговаривать появившиеся на теле сестры (Марина Сняткова) язвы. Да и появление странствующих скоморохов с их чудесами тоже не сулит ничего хорошего.
Рената Джало смело дебютирует в игровом кино сразу же большим историческим фильмом, который сравнивают с «Историей моей смерти» Альберта Серры и «Андреем Рублёвым» Андрея Тарковского, хотя сама постановщица простодушно признается, что последнего не смотрела. Черно-белая притча рассказывает о страхах, суевериях, мечтателях и иных всех мастей, которых в любом, даже самом прогрессивном веке ждала печальная участь. Джало — ученица Алексея Учителя и Алексея Гелейна, которая заявила о себе сильным полнометражным доком «Лёнечка» о композиторе Леониде Десятникове, отмеченным на прошлогоднем «Послании к человеку», а также поставила спектакль «Вите надо выйти» по собственной пьесе. «На этой земле» получился не по годам основательным и изобразительно совершенным.
Основной конкурс
В 2004 году в Магнитогорске зима наступила еще в октябре. Старшеклассник Денис (Сергей Грузинов) мечтает «подкатить» к однокласснице Маше (Мария Евсеева), прогуливает школу и робеет перед местной гопотой. Его отец-сталевар Владимир (Александр Робак) вечерами за рюмочкой поучает отпрыска: «Мужик должен уметь драться», а однажды, разгоряченный алкоголем, даже демонстрирует сомнительные таланты на практике. Денис становится жертвой этих разборок, а раздавленным горем родителям нужно найти силы для долгой жизни после горя, ведь зима для них теперь никогда не закончится.
Сильнейший зрительский дебют Константина Ларионова об утрате на заре больших надежд отличается тремя эталонными актерскими работами. Фильм начинается как история взросления, а заканчивается как история потери, в которой оба родителя отдаляются друг от друга, следуя каждый своим путем проживания горя. Владимир цепляется за возможность отомстить так и не найденным убийцам, его жена Елена (Юлия Марченко) через коробку с секретиками (сигареты, дневник, фото любимой девочки) пытается наладить связь с сыном, которая, как она понимает, была утрачена задолго до его смерти. Кроме того, фильм являет собой прекрасный портрет ушедшей краткой оттепели нулевых с дисковыми магнитофонами, постерами и простенькими рок-хитами на школьных дискотеках. В кинотеатрах драма появится уже 31 октября 2024 года.
Основной конкурс
Во времена перестройки из Москвы в Республику Саха в музыкальную школу где-то на берегу Лены направляют нового директора (Александр Кошкидько). Он стремится к отчетному концерту убрать из репертуара все пережитки советского прошлого и сталкивается с упрямым сопротивлением руководительницы детского хора (лучшего в республике!) Марты Григорьевны (Элла Соколова), которая отказывается менять репертуар и разговаривать с чужаком по-русски. За нового директора какая-то далекая и невидимая власть, за Марту Григорьевну, кажется, сама природа. Их противостояние заканчивается сближением, которое ставит перед героиней непростой выбор между годами оберегаемым прошлым и сулящим призрачные перемены будущим.
«Белый пароход» — полнометражный дебют Инги Шепелёвой, известной по своим экспериментальным фильмам и клипам для групп Shortparis («Стыд») и Naadia («Сломаны», в основе которого тоже ее проза). В основе «Белого парохода» рассказ Шепелёвой, написанный ей в 21 год, пока свежи были воспоминания о якутском детстве и музыкальной школе, в которой педагоги, как шаманы, требуют бесконечного повторения одних и тех же мотивов. В картине подкупают завораживающие своей красотой образы, точно переданное одновременно наивное и мистическое ощущение реальности и неповторимая фантазийная интонация. До этого так красиво рассказывать сказки в русском кино умела только Рената Литвинова. Фильм должен выйти в прокат, но дата релиза пока неизвестна.
Лучший дебют, основной конкурс
Гримерша Айко (Лаура Турсунканова) живет в Москве и работает в кино и рекламе. Девушке около 30. В казахском селе у Айко умер отец, который много лет назад избивал мать Жанель (Венера Нигматулина) и с которым она давно не общалась. Дочь едет домой на похороны, чем удивляет родственников. Под одной крышей собираются три жены умершего, Айко, дочь и сын от последнего брака, его сестра и другие близкие. Никто вокруг не говорит о деспотичном характере отца, а старшая дочь из Москвы ничего не забыла и держит на него обиду. Мачеха Венера (Самал Еслямова) старше Айко всего на пять лет. Москвичка не уезжает сразу после похорон, а решает остаться и приглядеться к месту, в котором росла.
«Папа умер в субботу» — игровой дебют Заки Абдрахмановой, документалистки и выпускницы Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Работа над проектом велась несколько лет, однако в актуальности «Папа умер в субботу» нисколько не потерял. Многие уехавшие из родных мест казахи через силу общаются с семьей и не могут принять суровость традиционного уклада. Фильм, как лучшие картины с «Сандэнса», отлично совмещает грустные и забавные эпизоды. Слезы сменяются смехом и обратно. Картина должна появиться на больших экранах в начале следующего года.
Конкурс короткометражных фильмов
Леонид Фёдоров вместе со струнным оркестром записывает в старом советском зале композицию «Гимн чуме» на стихи «Пира во время чумы» Пушкина. Музыканты далеко не сразу замечают, как в помещение врывается неведомая сила. Игравшего у входа в зал с теннисным мячом мальчика буквально съедает стена. Стулья, микрофоны и листы бумаги летают сами собой. Рояль разваливается на части. Звукорежиссер и вовсе исчезает из своей студии. Возможно, современных музыкантов посетили призраки прошлых лет, жертвы других эпох.
Фильм режиссерского коллектива Атака51 (Александр Епихов, Дмитрий Горбатый, Филипп Иванов и Сергей Медведев) получил награду на фестивале в Локарно, а на «Маяке» остался без наград, хотя зрителей картина, безусловно, впечатлила. «Гимн чуме» снят по мотивам повести Хулио Кортасара «Захваченный дом». Музыканты на экране долго игнорируют внешнюю силу, которая пробралась в зал, пока не становится слишком поздно. Попытки укрыться и переждать беду оказываются тщетны. У постановщиков получается визуально насыщенное и чрезвычайно актуальное видеоэссе с выдающимся саунд-дизайном, от которого с каждой минутой становится всё неуютнее.
Лучший фильм, конкурс короткометражных фильмов
Каждый день Семён (Сергей Щедрин) просыпается в 5:30 утра, пьет растворимый кофе и идет на станцию. Электричка довозит его до ИК-1, он тюремный врач. Дома Семён — счастливый семьянин, который воспитывает дочку, а скоро жена родит и второго ребенка. Однажды у врача на работе случается ЧП — охранники до смерти избивают заключенного Абдулаева. На следующее утро в электричке он случайно знакомится с немолодой женщиной (Эльвира Кекеева). В тюрьме становится понятно, что она мать, которая как раз ехала к Абдулаеву. Семён может рассказать ей, что на самом деле произошло с ее сыном, а может промолчать.
«Хребет» — дипломная работа Кристины Пановой, выпускницы Московской школы кино (курс Алексея Попогребского и Павла Бардина). Честная и точная в деталях картина напоминает о жутких порядках в российских тюрьмах, но также это история о попытке раствориться в рутине и разграничить работу и личную жизнь. Кино морального беспокойства заставляет вспомнить недооцененный короткий метр Насти Коркии «Почти весна» о нескольких днях из жизни учительницы литературы, которая на буднях передает детям доброе и светлое, а на выходных фальсифицирует выборы.
Основной конкурс
1993 год, неназванный провинциальный город. Маша (Кристина Асмус) владеет видеопрокатом, расположенным на первом этаже здания заброшенного кинотеатра «Луч», и одна воспитывает сына Сашу (Валентин Мендельсон). Мужа убили бандиты. Однажды в кинотеатр заявляется группировка во главе с демоническим Егором (Даниил Воробьёв). Кажется, именно он и его люди виноваты в смерти супруга Маши. Саша с появлением бандитов при странных обстоятельствах исчезает. Маша, конечно, поначалу винит во всем Егора, но в деле замешаны потусторонние силы. Мать узнает, что в 1977 году во время фестиваля любительского кино пропали все зрители фильма Павла Быковского «Кинопленка №8». Немолодой киномеханик (Олег Гаркуша) знает, что произошло много лет назад, и способен помочь вернуть матери Сашу. Если верить киномеханику, то по зданию «Луча» до сих пор бродит Сторож, который охраняет свой фильм.
Режиссер Илья Хотиненко в одной истории склеивает классическую криминальную драму о 1990-х и мистический триллер о проклятом фильме. Вторая составляющая удивительного жанрового коктейля автору удается намного лучше. В бандитских разборках нет ничего интересного и нового, а вот забирающая зрителей кинопленка — стильный синефильский аттракцион. Получается вариация «Отпуска в октябре» Романа Михайлова, да и любого другого фильма о магической силе и иллюзии кинематографа. Картину обещают выпустить в прокат в конце ноября.
Внеконкурсный показ
Леван (Леван Гоголадзе) и Гиви (Бакур Бакурадзе) учились в одной школе в Тбилиси, но примерно 30 лет не общались. А теперь можно, например, вспомнить серые макароны, которые вместе ели в начале 1990-х во время войны. Гиви на пару лет старше Левана. Приятели нашли друг друга в соцсетях и начали общаться. Гиви живет в Москве, в семье у него не всё ладно. Леван — бывший игрок сборной Грузии по регби, диабетик, который пять лет назад перенес инсульт. У него есть трое детей и бывшая жена, но они живут отдельно. У Левана почти нет денег, он часто просит о помощи знакомых. Он обитает в скромнейшей квартире с собаками по кличкам Большая и Маленькая Джесси. У Гиви есть любопытное предложение: он просит Левана начать писать автофикшен, за каждую страницу он будет платить приятелю пять лари.
Бакур Бакурадзе не снимал кино девять лет. «Снег в моем дворе» заметно отличается от предыдущих холодных картин автора, но уверенная режиссерская рука тут видна от начала и до конца. Впервые он говорит о родной Грузии, да еще и с такой нежностью, что позавидовал бы сам Отар Иоселиани. В серии анекдотических зарисовок спрятана жизненная мудрость, которой остается только позавидовать. Одновременно смешное и грустное кино, в котором нет ни одной лишней сцены.