«Кончится лето» с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым: Брат пошел за братом
Победителем проходившего в Геленджике фестиваля «Маяк-2024» стал суровый триллер Максима Арбугаева и Владимира Мункуева «Кончится лето». Двух братьев, которые оказываются в безвыходном положении после бессмысленного преступления и пытаются затеряться в Якутии, сыграли Юра Борисов и Макар Хлебников. Объясняем, почему это важное жанровое кино может стать и хитом, и точкой прощания с наследием балабановского «Брата».
Еще совсем не старый Кеша (Юра Борисов) выходит на свободу после срока за хулиганку и возвращается в родное якутское село. Дома его ждут младший брат Тима (Макар Хлебников), который поступил на платное отделение Новосибирского вуза и вот-вот уедет учиться, а также отец на пенсии (Дмитрий Поднозов). Папа помогает Кеше устроиться мойщиком в золотодобывающую артель, правда, все коллеги смотрят на бывшего зэка с неприкрытой ненавистью, да и босс (Александр Мосин) словно бы только ищет повод распрощаться с новеньким. Очень скоро один из охранников (Василий Щипицын) после ссоры подкидывает ему самородок. Кешу с позором увольняют, будущего у парня нет. Ночью он хватает несколько слитков из сейфа начальника, втягивает в свои приключения Тиму и бросается на север Якутии, оставляя шлейф из трупов. Преступление получается совершенно бессмысленным, потому что глава артели быстро понимает, кто стоит за кражей, и заявляется к отцу Тимы и Кеши.
«Кончится лето» — по-настоящему долгожданная премьера, ведь съемки картины проходили еще летом 2022-го и заняли два месяца. Фильм примечателен не только звездным актерским составом, но и именами режиссеров. Арбугаев — документалист и номинант на «Оскар» за «Выход», Мункуев известен по исторической драме «Нуучча». Пара впервые вместе снимает кино. Мункуев также является сценаристом картины, а Арбугаев — оператором. Арбугаев много путешествует по Якутии и из одной поездки привез историю об ограблении на золотом прииске, так что фильм «Кончится лето» основан на реальных событиях. Изначально главные роли должны были исполнить представители народа саха, но в итоге авторы решили позвать русских актеров: так было на самом деле — традиционно в Якутии золото моют люди с западной части страны.
В первой половине картины перед нами разворачивается практически безнадежная социальная драма. Все в якутском селе работают на золотом прииске, где есть свой барин, которому лучше не перечить. Много лет назад он основал предприятие вместе с отцом Кеши и Тимы, но вовремя подсуетился и как-то ловко его отжал, оставив семью с носом. Теперь хозяин ходит в компании парочки бугаев и никому не дает подступиться к своему богатству. Никаких перспектив в глухом местечке нет. Единственная радость — купить вечерком несколько полторашек пива и забыться в пьяном угаре. Точно так же, но на природе можно провести выходные. У Тимы есть шанс вырваться в люди, в Новосибирске хотя бы есть жизнь, но волею случая непутевый старший тянет младшего на дно.
Вторая половина превращается в лихое, динамичное и жестокое кино. Можно говорить, что это криминальная драма, боевик, триллер или даже истерн. Сути дела жанровое определение не изменит, это история о глупом ограблении, которое моментально загоняет пару преступников (пусть даже один убивает, а второй только не мешает) в тупик. Каждое следующее их действие лишь ухудшает ситуацию. Продуманного плана у Кеши нет. По настоянию папы младший следует за старшим, понимая, что они вместе, а кровные узы не разорвать, хотя должен же быть моральный предел. В какой-то момент к этому выводу обязан прийти смышленый Тима.
Братья бегут на север, куда глаза глядят. По дороге с пугающей регулярностью приходится истреблять преследователей и потенциальных претендентов на золото. На фоне якутских красот еще сильнее проявляется человеческая низменность. Братья хотят затеряться в пейзаже, залечь на дно в глухой деревне и ждать, что о цепочке убийств забудут. Самонадеянно! Проблема в том, что от себя не убежишь. Если Кеше словно бы не дорога человеческая жизнь, то Тима вспоминает о совести.
«Кончится лето» — зрительское, звездное и мощное по напору кино. Будем надеяться, что еще и пророческое. К эпическому финалу на экране и вовсе проявляются черты древнегреческой трагедии. Раз в титрах звучит голос Виктора Цоя, в кадре слышны выстрелы, а на экране братья лишают врагов жизни, трудно не вспомнить Алексея Балабанова и его шедевры 1990-х и 2000-х. Редко когда российское жанровое кино способно дотянуться до зрителя с внятным и нужным месседжем. Может быть, в скором времени мы все-таки придем к гуманизму и остановим цепочку непрекращающегося насилия. Данила Багров — герой вчерашнего дня. Герой сегодняшнего дня останавливает череду убийств и несет ответственность за совершенные ошибки.