«Агния» с Евгений Громовой и Сергеем Гилёвым: Сказ о печнице
В конкурсе фестиваля актуального российского кино «Маяк» показали сказочное драмеди «Агния» дебютантки Павлы Стратулат, ученицы Юрия Арабова и Павла Лунгина. Печница Агния живет вместе с маленьким сыном в аварийном доме, где давно нет отопления, и ищет возможность обзавестись более надежным и приятным кровом над головой. Удачный случай подворачивается. Рассказываем о неровном, но любопытном фильме, в котором российские реалии сталкиваются с отголосками «Паразитов» Пон Джун-хо и «Убийством священного оленя» Йоргоса Лантимоса.
Небольшой город на Крайнем Севере. Агния (Евгения Громова) живет в аварийном доме вместе с сыном Максом (Нил Бугаев). Отопление отключили пару месяцев назад, стекла и стены промерзли, власти бездействуют. Соседи то устраивают стихийные митинги, то жалуются телевизионщикам. Агния считается лучшей печницей (сама она не любит феминитивы и предпочитает слово «печник») в регионе. В свободное время она наслаждается зимней рыбалкой и однажды ловит удачу за хвост. Золотой рыбкой становится готовящийся к очередным выборам глава местной администрации Борис (Сергей Гилёв), который заказывает Агнии печку. Работница часто бывает у политика в гостях, знакомится с его женой Настей (Александра Виноградова) и дочерью Василисой (Александра Бабаскина). После пожара в собственной квартире Агния и Макс и вовсе поселяются у семьи Бориса в коттедже. Кажется, холодная печница постепенно оттаивает.
«Агнию» сняла дебютантка Павла Стратулат, выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Павла Лунгина и Ирины Волковой) и сценарной магистратуры ВГИКа (мастерская Юрия Арабова и Татьяны Дубровиной). До полного метра постановщица успела сделать два коротких: «Родную душу» и «Наблюдателя».
«Агния» начинается как бойкое и вполне народное драмеди. К неприступной печнице подкатывает придурковатый сосед Борис (Михаил Тройник), который в любой, даже самый неподходящий момент готов сделать предложение. Макс случайно падает из окна и оказывается в больнице — мама не уверена, что сын не отыскал необычную возможность съехать с аварийного дома. Дома у политика Василиса подозрительно часто берет в руки ружье, а Настя кажется блаженной (то лежит на полу и видит на потолке узор в виде огурцов, то помогает собирать печь). В какой-то момент Борис, Макс, Агния, Настя и Василиса словно бы образуют чудаковатую семью в духе фильмов Хирокадзу Корээды.
Есть ирония в том, что печница Агния живет в нищете и холоде и отчаянно ищет возможность просто оказаться в тепле. А еще не исключено, что внутри главной героини кипят страсти и всё горит. К хорошим условиям дома у Бориса легко привыкнуть. Поначалу Настя даже ревнует к незваной гостье, а в итоге становится подругой. Политик словно бы держит и жену, и дочь в золотой клетке. Рядом с решительной и трудолюбивой Агнией и Насте, и Василисе комфортно и нескучно.
Фильм Стратулат наполнен любопытными метафорами и сказочными мини-сюжетами. Тут и «Сказка о рыбаке и рыбке», и «Сказка о попе и о работнике его Балде». Пушкинский канон в картине по-настоящему силен, но хватает и любопытных парафразов современного западного кино. Бедные постепенно залезают в дом к богатым, как в «Паразитах». На охоте происходит убийство священного лося — почти Лантимос. Однако замерзшие дороги, бездействие властей и гигантская разница в быте богатых и бедных — темы узнаваемые, российские.
«Агния» наполнена остроумными диалогами и абсурдными ситуациями, хотя с первых же минут в повествовании не чувствуется глубины. Трудно разобраться, к чему же автор хочет подвести зрителей. Это совершенно не очевидное кино, которое ближе к финалу делает сразу несколько любопытных кульбитов. Еще в начале картины Агния слышит про материнский капитал при рождении второго ребенка и находит способ получить не только несколько сотен тысяч рублей, но и новую жилплощадь. Не будем раскрывать секретов, скажем только, что больше половины фильма печница представлялась другим персонажем. Однако в сказках логика повествования нередко подменяется красивым жестом. Сомнительный хэппи-энд недвусмысленно намекает на вынужденные меры в погоне за теплыми стенами. Приходится порой даже расставаться с принципами.