Опубликовано 12 октября 2024, 14:08
4 мин.

«Джекпот» с Максимом Стояновым: Миллионер поневоле

Поделиться:
«Джекпот» с Максимом Стояновым: Миллионер поневоле

На фестивале «Маяк» в Геленджике состоялась премьера нового фильма Александра Ханта — постановщика «Межсезонья» и «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов». Хант удостоился от жюри приза за лучшую режиссуру, а Максим Стоянов — награды за лучшую мужскую роль. Рассказываем, какой получилась картина по мотивам романа «777» Кирилла Рябова.

2011 год, Приморье. Игорь Хлебников (Максим Стоянов) живет мало чем примечательной жизнью. Он женат на Ларе (Ирина Пегова), воспитывает ее сына от первого брака и работает в небольшом фастфуде. К 40-летию семьянин подходит без особых достижений. Однажды Игорь приходит в магазин и снимает деньги в банкомате. Случается техническая ошибка: вместо небольшой суммы банкомат выдает ему более двух миллионов рублей.

Огромный куш ведет Игоря на темную сторону: он начинает транжирить упавшие с неба деньги направо и налево. О большом состоянии героя узнает и его старый приятель Гена (Фёдор Лавров). Вместе они пытаются начать новую жизнь — такой шанс упускать нельзя. Довольно быстро герои оказываются в объятиях секс-работниц и решают помочь им заполучить свободу от сутенера и торговца бананами Вагиза (Владимир Мун). Тогда и начинаются настоящие приключения.

Рецензия на фильм «Джекпот» (2024)

Александр Хант прежде работал с оператором Даниилом Фомичёвым над «Межсезоньем»

Кадр из фильма «Джекпот», реж. Александр Хант, 2024

«Джекпот» — криминальное роуд-муви, снятое бодро, если не крышесносно. В кадре довольно быстро появляются предметы эпохи конца 2000-х — начала 2010-х, присущие людям, которые обрели либо власть, либо деньги (чаще и то, и другое). В гардеробе Игоря — цветастые, якобы стильные рубашки, у его женщин — шубы из натурального меха, а у Гены, конечно, ствол, который используется не раз и не два.

В отличие от предыдущих картин Ханта, в новой ленте нет ни драматургической глубины, присущей дуэту Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука в полнометражном дебюте режиссера, ни социального подтекста детско-родительских отношений, как в «Межсезонье». Об Игоре мы толком ничего не узнаем — герой сразу пускается во все тяжкие, едва ли раскрываясь как муж и отчим. Кажется, Хант здесь опирается на легкий криминальный вайб — стильный, закрученный, энергичный и аморальный.

Неоново-кислотная палитра, преобладающая на экране, в совокупности с резвым монтажом и широкоугольной камерой делают «Джекпот» похожим то ли на картину «На игле» Дэнни Бойла, то ли на русскую дилогию 90-х «Даже не думай» Руслана Бальтцера. Пресловутый «рыбий глаз» превращает и без того холмистый Владивосток практически в сказочную локацию с тропинками и дорожками из потрескавшегося асфальта (вместо желтых кирпичей).

Диалоги в фильме острые, но в то же время вульгарные, пошлые и местами откровенно мизогинные. Когда дело касается быта секс-работниц и тягот их бесправной жизни, чувствуется, что «Джекпот» прежде всего является мужским криминальным боевиком, в мире которого никому до женщин дела нет. Шутки о половых органах и пренебрежение банальными нормами приличия — для лексикона героев обыденность, норма.

Обзор фильма «Джекпот» Александра Ханта

Фильм должен выйти в российский прокат в январе 2025 года

Кадр из фильма «Джекпот», реж. Александр Хант, 2024

Да и сами секс-работницы не слишком-то раскрываются. Что Ирада (Ольга Озоллапиня), что Марика (Ольга Богомазова) то вроде бы помогают героям, то идут им наперекор. Неудивительно, что линии обеих девушек обрываются трагическим образом. Вообще, Хант с персонажами не церемонится — привыкать к кому-либо из действующих лиц не рекомендуется, каждый рано или поздно выпадет из сюжета по самым разным причинам.

Ближе к середине «Джекпот» окончательно скатывается в абсурдистскую интонацию: действия героев перестают подчиняться логике, мотивы злодеев теряют всякую связь с реальностью. Стоянов — и его герой, и закадровый голос Стоянова-рассказчика — периодически порывается рвануть подальше из Приморского края. Фоном повествования становится землетрясение в Японии в 2011-м, когда пострадала местная АЭС. Но, как известно, от собственной глупости убежать невозможно, в какой бы географической точке ты ни находился.

Собственно, к этой несложной мысли Хант и сводит весь фильм. Сколько бы ни было денег в руках у «маленького человека», далеко не факт, что они сделают его счастливым. Игорь по сюжету откровенный дурак, не способный продумать (свои и чужие) действия на несколько шагов вперед. Именно это лежит в корне всех дурацких историй, в которые он влипает. Когда это понимаешь, «Джекпот» теряет последние остатки драматургического обаяния: стыдно становится не только за пошлые шутки, но и за скудный на твисты сценарий, и за предсказуемый, пресный финал.

Можно сказать, что новый фильм Ханта — в первую очередь для тех, кто любит безумные приключения, дух криминалитета и харизматичного артиста Стоянова. Для остальных «Джекпот», скорее всего, будет выглядеть как вторичный и абсурдный балаган с убийствами и сатирой. То ли дух Балабанова быстро выветрился, то ли ставка на Гая Ричи не сыграла.

Новое в подписке

Лучшее в подписке