«Папа умер в субботу»: Об отцах, дочерях и супергероях
На фестивале актуального российского кино «Маяк» состоялась российская премьера драмы Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу» с Лаурой Турсункановой в главной роли. Рассказываем, почему это один из сильнейших отечественных дебютов текущего сезона.
Айко (Лаура Турсунканова) 30 лет, она гримерша, работающая на съемках клипов, рекламы и кино. Особенному таланту девушки радуются актеры, заменить ее трудно. Но это приходится сделать, ведь к Айко приходит печальная весть: умер ее отец. Девушка собирается на три дня на его похороны в Казахстан.
Правда, поездка дается ей непросто. Перед звонком матери Жанель (Венера Нигматулина) она повторяет: «Я супергерой, я супергерой!» Но на глазах девушки выступают слезы — даже если Айко и правда супергерой, то не всесильный. По мнению семьи, Айко в некотором роде предательница — уехала из родного села, не осталась рядом с семьей. В общем, поступила не по-людски.
Удивительным образом у отца, во-первых, обнаружилось три жены, во-вторых, для каждой женщины в семье он был хорошим — дружелюбным и заботливым. Образ из детства Айко разительно не вписывался в эту концепцию. Девочке, когда-то сбежавшей из дома ради лучшей жизни в столицу России, отец вспоминался исключительно с тьмой за пазухой и кулаком у лица мамы.
«Папа умер в субботу» — полнометражный игровой дебют Заки Абдрахмановой. Выпускница школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Зака долго шла к этому проекту, плавно переходя от документальной формы («Жаным», «Юбилейный год») к игровой. Абдрахманова была соавтором сценария сериала «Пингвины моей мамы», а также собирала материал для «Снегиря» Бориса Хлебникова. Кстати, Хлебников выступил художественным руководителем игрового дебюта Заки.
Картина недолго разгоняется и быстро переносит место действия из снежной Москвы в продуваемую всеми ветрами казахскую степь. Здесь поначалу для Айки всё либо чужое, либо новое. Например, кровать, на которую ее без лишних расшаркиваний укладывают. Или подросшие родственники, которые так зажаты, что с трудом обнимают двоюродную сестру. Местные даже не сразу начинают звать ее по имени, первую треть картины зритель слышит в ее адрес лишь «старшая приехала».
Возмущенная диаметральной разницей в восприятии (уже мертвого) отца, Айко намеренно остается в родном селе. Абдрахманова детально показывает, как глубока обида, живущая в девушке. Именно ее она хочет не просто передать, а буквально вогнать под кожу всем женщинам семьи — в первую очередь новой, молодой жене отца (звезда «Айки» Самал Еслямова) и ее сводной младшей сестре Куке (Амина Оразбай).
Несмотря на довольно драматичную завязку, «Папа умер в субботу» не нагоняет жути и не тащит за собой шлейф беспросветной тоски. Зака разбавляет мрачные эпизоды легкими юморесками и сатирическими зарисовками — Айко может пошутить и над казахскими традициями, и над употреблением казахами в пищу конины или мучных изделий. Кажется, никаких границ для нее не существует (мы не забыли — она практически супермен). Не все шутки выглядят удачно, но, возможно, так и задумывалось — эмоциональные качели от стыда до сочувствия работают идеально.
Картина насквозь пропитана метафорами. Достается в первую очередь патриархату — отец, в частности, окружил себя женщинами, имена которых составляют собственный микрокосмос. Не остается «безнаказанным» избитый тезис про сор из избы: за него в кадре отвечает сестра отца, тетя Амина, которая находит оправдания для абсолютно каждого слова и действия ее родственника, уже лежащего в земле.
За классические 90 минут фильм не успевает «просесть»: каждое звено на своем месте, каждый типаж раскрыт, каждый герой получает свою мини-арку (и меняется, или нет). Через призму хромого Даника (Шарифбек Закиров) — ухажера Айко, который был когда-то влюблен в нее в школе, — Абдрахманова показывает, как тяжело местным покидать родину. Как будто здесь так не принято. Когда девушка спрашивает, с кем из класса он виделся, парень отвечает: «Все тут, все остались. Только ты уехала».
Фильм поднимает сложную тему и обращается к зрителю с трудным вопросом: можно ли простить жестокосердие, если человек уже умер. В мире, созданном Закой Абдрахмановой и оператором Михаилом Хурсевичом («Черная весна», «Дунай»), ответ как будто бы не самый ожидаемый — нельзя. «Папа умер в субботу» (возможно, к разочарованию некоторых) не подводит драму Айко к хэппи-энду.
Драматургическая структура закольцовывается и приоткрывает тайну ремесла героини. Вместе с этим девушка позволяет себе проявить слабость. Кажется, именно в этот момент обиженный подросток превращается во взрослую личность. И кулаки (в данном случае объятия) разжимаются.