Абсурдистская комедия о трех дураках и драма о необычной дружбе подростков: Лучшие фильмы фестиваля «Короче»
В Калининграде завершился XII фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче». В конкурсе дебютов победила драма Полины Кондратьевой «Чистый лист», а среди коротких метров лучшей была признана абсурдистская комедия Вари Маценовой «Яблоки». Перечисляем самые интересные фильмы закончившегося киносмотра.
Сначала представим, кто же оценивал фильмы, показанные на фестивале «Короче». В жюри короткого метра в этом году вошли режиссер, сценарист и продюсер Пётр Тодоровский, актеры Любовь Аксёнова и Артём Ткаченко, председатель жюри — продюсер, режиссер и шоураннер Сергей Кальварский. Программу полнометражных дебютов судят актриса театра и кино Елизавета Боярская, актер, режиссер и продюсер Александр Робак, режиссер, сценарист, продюсер Александр Котт, председателем жюри стал режиссер и продюсер Алексей Учитель.
Конкурс дебютов, главный приз, специальный приз жюри с формулировкой «За яркий актерский дебют»
Ученица колледжа Рита (Полина Цыганова) не может найти общий язык с отцом (Дмитрий Куличков) после смерти матери. Девочка-подросток пишет стихи и сочиняет песни. Учеба ей не интересна, Рита часто ходит по ночным клубам и весело проводит время. А еще у нее завязываются отношения с непростым кавалером (Влад Коноплёв), который может окончательно потопить юную поэтессу. После отчисления из колледжа, о чём отцу дочь, разумеется, не говорит, Рита устраивается сиделкой девушки с ДЦП Саши (Зинаида Ястржембская). Ее мама (Елена Лядова) преподавала у Риты математику в колледже. Живут две неполные семьи в одном подъезде. Между девочками завязывается дружба, а еще Рита наконец-то понимает, чего хочет от жизни.
Фильм сняла выпускница ВГИКа (мастерская игрового кино Александра Котта, Владимира Котта и Владимира Фенченко) Полина Кондратьева. Только что в Выборге был фильм «Правила Филиппа» про молодого человека с синдромом Дауна. И в той картине крен в сторону оптимистичной комедии портил общее впечатление. В «Чистом листе» хватает как сентиментальных, так и драматических эпизодов. Показана и мрачная правда жизни людей с ограниченными возможностями в России, и короткий миг радости, когда Рита гармонично встраивается в мир Саши и ее мамы. А еще это, конечно, кино о взрослении и поиске себя, да к тому же в условиях тотального одиночества.
Конкурс дебютов, специальный приз жюри «За кинематографическую попытку спасти нашу Землю», специальный приз от телеканала «Россия 1»
Экоактивистка Лена (Ирина Горбачёва) приезжает на шахту «Круглая», представившись журналисткой, чтобы зафиксировать многочисленные нарушения при добыче угля. Экскурсию Лене проводит шахтер Стас (Антон Филипенко). На самом деле он мечтает жить у моря и ежедневно кататься на серфе, но пока не решается сделать шаг в сторону мечты. В заброшенной части шахты происходит обвал, на голову Стаса падают десятки камней, после чего шахтер начинает слышать голос Земли. Если человечество в ближайшее время не перестанет портить экологию, всему нашему виду грозит вымирание. Стас и Лена договариваются вместе остановить разработку угольного разреза. Парочка едет на экологический форум в Москву, чтобы обратить внимание на проблему.
Совершенно зрительское кино с безобидными шутками и высмеиванием экоактивизма. При этом какой-либо внятной альтернативы режиссер Евгений Корчагин не предлагает. Лена и ее друг Кеша (Степан Девонин в фирменном образе тюфяка) разве что пишут петиции и создают презентации, но до реальных дел дойти не могут. К финалу фильм вырастает до глобального масштаба и скатывается в буффонаду.
Конкурс дебютов
Бойфренд Дима (Алесь Снопковский) приводит Дашу (Ирина Старшенбаум) в квартиру с голыми стенами и с радостью заявляет, что всего лишь через каких-то 16 лет жилплощадь будет их. Девушка в ужасе убегает, вызывается на работе отправиться в командировку по Пермскому краю, а вечером напивается в баре. Утром Даша, помощник министра культуры региона, просыпается на пассажирском сиденье, а за рулем Сергей (Сергей Кузнецов), в баре которого прошлым вечером она тусила. Парочка спасает деревенскую библиотеку, посещает народный праздник с диковинными конкурсами, ночует в избе и отвозит детям в музыкальную школу партию баянов.
Сценаристка «Втроем» Светлана Штеба прежде писала «Поехавшую». Велосипед сменился машиной, вместо Ольги Лерман в кадре Ирина Старшенбаум. Остальные ингредиенты достойного зрительского фильма известны заранее. Картина балансирует между роуд-муви и ромкомом. Парочка обязательно переживет несколько забавных приключений, серьезная Даша перестанет хмуриться и улыбнется, Сергей будет хохмить и не сдаваться. Главный минус фильма — предсказуемость. Хэппи-энд обязателен, в дороге герои что-то о себе обязательно поймут. Что именно, сказать трудно. Пермский край осенью красив, особенно с высоты полета дрона.
Конкурс короткого метра, приз за лучший фильм
Андрей (Антоха МС) любит Оксану. Игнат (Евгений Перевалов) любит инопланетян. Леусь (Илья Борисов) верит в Бога. Троица встречается в психиатрической больнице в Минске. Андрей последний раз видел Оксану еще в школе. Много лет назад он подошел к ней с яблоками, она не взяла ни одного — сердце разбито. Игнат и Леусь решают помочь Андрею встретить первую любовь. Как могут.
Абсурдная сказка по рассказу Романа Михайлова «Героин приносили по пятницам» наполнена яркими, запоминающимися эпизодами. За Игнатом летает анимированная летающая тарелка, рыба в супе начинает говорить, философствуют пациенты на фоне здания психушки, рядом пластиковые пальмы и лебеди из шин. Три дурака живут в искусственном мире и стремятся увидеть настоящий. Статичные планы только добавляют безумия происходящим на экране событиям.
Конкурс короткого метра, приз за лучший сценарий
Подруги Женя (Женя Кузнецова), Даша (Даша Котрелёва) и Васса (Васса Бокова) встречаются в квартире, чтобы в приятной компании отметить день рождения Жени. Вот только Васса приходит на праздник в слезах — ее только что бросил бойфренд, которому она призналась в любви. Даша с Женей спешат помочь подруге и зовут в гости знакомого парня (Даниил Пугаёв), который только что сам расстался с девушкой. Пару оставляют вдвоем. Всем, разумеется, неловко.
«Последний фильм о любви» — точно написанное и здорово разыгранное драмеди об отношениях. Две расстроенные души пытаются скрасить друг другу вечер: выходит неловко, местами смешно, местами нежно. Любопытно, что режиссер Сергей Малкин признавался, что сценария у картины не было, а актеры во многом импровизировали. Постановщик участвовал в «Кинотавре» с «Накипью» и в прошлом году — в «Короче» с «Ветивером». «Последний фильм о любви» начинается как история о трех подругах, но завершается как драмеди о двух разбитых сердцах. Ночь неловкостей, танцев и недомолвок Васса и ее кавалер запомнят надолго.
Конкурс короткого метра
Саша (Антон Филипенко) обнаруживает на пороге своей квартиры странное устройство. В руководстве по использованию написано, что стоит нажать на кнопку — получаешь нереальное удовольствие. Саша тут же испытывает прибор и с тех пор не выпускает его из рук. Парень постепенно забывает обо всём, даже о девушке Тане (Настасья Самбурская), которая неожиданно заглядывает к бойфренду в гости. Начинается схватка за кнопку и оргазм.
Сергей Филатов в третий раз привозит свой фильм на «Короче» и третий раз не разочаровывает публику. Его фильм «Как разжечь потухший огонь» победил на фестивале, а комедия «Слезы капали в фо-бо» удостоилась приза жюри. В «Кнопке» параллельно основному действию мы видим лекцию профессора (его играет сам режиссер), который с чрезвычайно серьезным лицом рассказывает об опытах с кнопкой вечного удовольствия на крысах. Саша и Таня доказывают, что человек не так уж далеко ушел от животного мира и ради удовольствия готов на всё. «Электронная дрочилка», как ее называет героиня, быстро возвращает двух приличного вида людей в первобытные времена.
Конкурс короткого метра
Актер провинциального театра Веня (Семён Шомин) как-то раз пьяным вышел на сцену, и в итоге дядя Фёдор ползал, а его слова произносили Шарик с Матроскиным. С тех пор серьезных ролей артисту не дают, а на кинопробах раз за разом отказывают. Актер чувствует, что способен на большее и нужно двигаться вперед. Веня живет с актрисой Юлей (Светлана Иванова), которой начальство разрешает дебютировать в режиссуре с новогодним спектаклем «Чародеи». Вене хочется быть полноценным соавтором подруги, и ему не нравится, что ему дают роль коня. В другом спектакле он играет червя. Так можно и сорваться и напиться по старой памяти.
«Внимание!» снял актер Семён Шомин. Постановщик говорит явно о наболевшем и со знанием дела. О кризисе среднего возраста, о жалких ролях, о нереализованных амбициях, о конфликтах с коллегами, о сложных отношениях с женой из творческой среды. Краудплизер похож на множество прочих криков актерской души, но всё равно способен несколько раз рассмешить.
Конкурс короткого метра
Слава (Даниил Пугаёв) и Катя (Алина Насибуллина) смеются и дурачатся на камеру на балконе квартиры, изредка снимая прохожих. Пара отправляется на пикник в поле. В планах не только кагор, но и предложение руки и сердца. Однако у этой истории нет хэппи-энда, а Слава снова и снова прокручивает в голове неудачу, пытаясь разобраться, что же пошло не так.
Пугаёв становится большой звездой отечественного короткометражного кино, причем в качестве как актера, так и режиссера. В этом году он снимался в «Последнем фильме о любви» и «Друге». В прошлом Пугаёва можно было найти в трех картинах на «Короче». Помимо конкурсных «Друг, эпизод 7» и «Что-то кончилось», он был еще во внеконкурсном «А под пальто». «Конец фильма» снят в непривычном формате, близком к квадрату. Герои иногда вываливаются за пределы кадра, Слава обращается к зрителям, а законы физики, когда речь идет о высоких чувствах, не работают.
Фильм открытия
Танцовщица и актриса театра Саша (Александра Киселёва) летит в Индию, чтобы отыскать маму, которая много лет назад вступила в неясную секту и уехала в загадочную и далекую страну. Сводный брат Саши, документалист Лёша (Илларион Маров), восхищается интересной историей сестры и начинает снимать о ней фильм. В Варанаси девушка из России знакомится с несколькими молодыми соотечественниками (Марк Эйдельштейн, Мария Мацель и Чингиз Гараев), которые уже давно осели в Индии и стали бродячими актерами, устраивающими на улицах стихийные концерты. О судьбе матери Саша тоже узнает.
«Жар-птица» — пожалуй, самый амбициозный на сегодняшний день проект Романа Михайлова. В одной поездке в Индию режиссер снял мокьюментари «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птицу» о поисках потерянной матери вдали от родины. Сюжет здесь дробится на несколько глав и старается передать удивительную атмосферу древнего города. Документалист Лёша, альтер эго Михайлова, подсказывает, что в его произведении три слоя: документальный, сновидческий и ритуальный. Повествование в «Жар-птице» настолько плотное, что одного просмотра явно недостаточно. Это красочная сказка о театре, природе актерства, поиске себя и травмах прошлого.
Конкурс короткого метра, приз за лучшую режиссуру
Успешный бильярдист Тарас (Матвей Полевой) считает себя большой звездой и даже в интервью не боится открыто называть соперников бездарями. Однажды ночью кто-то запихивает пьяного нарцисса в мусорный контейнер. Тарас звонит в службу спасения, вызов принимает неравнодушная беременная девушка Настя (Софья Корсакова). Гаишники не спешат вычислять мусоровоз, в котором оказался Тарас. Время поджимает — контейнер заполняется, мусор спрессовывается. Параллельно опытный мусорщик за рулем (Александр Баширов) и новенький коллега (Святослав Рогожан) ведут разговоры о жизни и невольно везут несчастного бильярдиста на тот свет.
Сценарий «Мусора» отталкивается от реального звонка студента-бильярдиста Тараса, который в 2002 году стал жертвой мусоровоза. В конце картины мы даже слышим настоящий голос несчастного Тараса. «Мусор» неплохо работает как напряженный триллер о выживании в черно-красных тонах, но история зазнавшегося бильярдиста не очень рифмуется с судьбой работницы колл-центра. Один человек (бильярдист) вот-вот может умереть, а другой (сын Насти) только готовится появиться на свет. Будет ли спущена его жизнь в мусорный бак?