Опубликовано 20 августа 2024, 14:58
4 мин.

«Филателия»: Трагическая сказка на берегу моря

Поделиться:
«Филателия»: Трагическая сказка на берегу моря

Победителем фестиваля «Окно в Европу» стало холодное драмеди с надеждой на чудо «Филателия». Картину сняла Наталья Назарова, а главные роли исполнили Алина Ходжеванова и Максим Стоянов. Зрители встретили фильм в Выборге громогласными и длительными аплодисментами, а вот у критиков мнения разделились. Объясняем, чем хороша «Филателия» и почему она может и дальше подвергаться нападкам.

Яна (Алина Ходжеванова) живет в приморском городке в Мурманской области, работает в почтовом отделении и собирает марки. Девушка прихрамывает и испытывает проблемы с речью (о диагнозе ДЦП можно узнать только из синопсиса картины), а потому одинока и не ждет со стороны других доброты. Вечерами сотрудница почты бережно перебирает редкие марки из своей коллекции. Девушка даже вступает в клуб филателистов, каждое собрание которого превращается в фарс. У Яны нашли болезнь сердца, требуется непростая операция, да и никаких гарантий врачи дать не могут, так что неизвестно, сколько ей осталось. Жизнь работницы почтового отделения заметно меняется, когда к ней проявляет чувства моряк Петя (Максим Стоянов), что вызывает зависть коллег, особенно эффектной Веры (Ирина Носова). У моряка умерла дочь с ДЦП, так что он отчаянно хочет сделать счастливой хотя бы Яну.

Рецензия на фильма «Филателия» (2024)

Режиссер Наталья Назарова известна по фильмам «Простой карандаш» и «Райцентр»

Кадр из фильма «Филателия», реж. Наталья Назарова, 2024

Полный метр Натальи Назаровой вырос из короткометражной картины «Светлячок» 2016 года. Постановщица — далеко не дебютантка, но признается, что с большим трудом добыла деньги на съемки картины. Необходимый бюджет удалось получить лишь с четвертой попытки, так что это личная и выстраданная работа.

Яна наследует героям классической литературы. Это и «маленький человек» Акакий Акакиевич, и персонажи «Униженных и оскорбленных» Достоевского, и диккенсовские бродяжки. Слабую работницу почтового отделения пнуть может каждый. Однако Назарова не пытается нарисовать образ страдалицы, юродивой. Разочарованная неудачами в личной жизни и ежедневно выслушивающая обидные слова от клиентов и коллег Яна легко может ответить жестко первому, кто попадается под горячую руку, далеко не всегда справедливо. А когда кто-либо пытается намекнуть на проблемы девушки со здоровьем, она тут же закипает и идет в атаку. Яна ни в коем случае не хочет снисхождения, твердит о своей нормальности, стремится быть как все.

«Филателия» (2024): кадры, рецензия

Это первая главная роль в карьере Алины Ходжевановой. Вместе с Максимом Стояновым она удостоилась особого упоминания жюри «Окна в Европу»

Кадр из фильма «Филателия», реж. Наталья Назарова, 2024

С появлением Пети сотрудница почты меняется в лице, начинает чаще улыбаться и даже забрасывает марки. Увлечение филателией, возможно, было попыткой сбежать от тоскливой реальности. О прошлом Яны мы знаем мало. Ее мать долгие годы ждала ушедшего в море отца, да так и не дождалась. Марки до знакомства с Петей были ее воспоминаниями, они связывали Яну с предыдущими поколениями и рассказывали увлекательные истории из разных сфер жизни. Ни моряк, ни сотрудница почты не хотят оглядываться на собственное прошлое — кажется, ничего хорошего там нет, так что пара пытается с надеждой смотреть в будущее. Вера закипает и ищет повод подгадить счастливой коллеге, другие же попросту не обращают внимания на чужое счастье. Мало ли кто понравился моряку?

Трудно точно сказать, в каких отношениях состоят Яна и Петя. На экране нет ни поцелуев, ни каких-либо еще проявлений страсти, только взаимные забота и уважение. Назарова обходит все штампы романтического кино и не пытается показать нам мелодраму в чистом виде. Зарождение чувств в столь холодных широтах уже сродни чуду. Две родственные души встретились и теперь лечат раны, оставленные временем. Алина Ходжеванова — настоящее открытие фильма, Максим Стоянов привычно хорош в роли харизматичного простака.

«Филателия» Натальи Назаровой: обзор фильма

Скудные интерьеры в фильме сочетаются с красивыми северными пейзажами

Кадр из фильма «Филателия», реж. Наталья Назарова, 2024

«Филателию» наверняка будут обвинять в манипулятивности: на первом плане человек с ограниченными возможностями, которого сначала мучают в серых пейзажах, а затем одаривают любовью. Всё так, но только если не поддаваться обаянию картины, не замечать отличных диалогов в духе Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова и точной демонстрации одновременно смешного и грустного быта героев.

По целебной силе и душевности картина может сравниться с «Аритмией» или прошлогодним «Светом». Правда, в прокате фильмы ждала совершенно разная судьба: «Аритмия» была хитом, а вот «Свет» прошел почти незаметно. Лишенная фальши и не скатывающаяся ни в беспросветную драму, ни в чистую сказку «Филателия» достойна больших экранов и внимания зрителей.

Новое в подписке

Лучшее в подписке