Вирусы, зомби и аннигиляция: Фильмы, похожие на «Ущелье»
В феврале весь мир погрузился в «Ущелье» — фантастический боевик Скотта Дерриксона, рассказывающий о судьбе двух снайперов, охраняющих засекреченный объект в гигантских башнях по обе стороны от расщелины. Что скрывается в таинственной пропасти и почему правительство так стремится оставить все сведения об этом месте в секрете — героям еще предстоит узнать. Мы же подобрали другие заслуживающие внимания блокбастеры, совмещающие в себе элементы сай-фая, хоррора, антиутопии и немного видеоигр. В список вошли как культовые представители жанра, так и малоизвестные картины с фэнтезийными сюжетами о людях на грани сложнейшего выбора.
Также рекомендуем посмотреть лучшие фильмы и сериалы с Аней Тейлор-Джой.
Где-то на южном побережье США есть засекреченная Зона Икс — место падения таинственного метеорита. Территория, ограждения загадочным Мерцанием, постоянно разрастается, природа ведет себя необычно, рации не ловят, а исследовательские отряды пропадают без вести. Единственным, кто вернулся назад, стал Кейн (Оскар Айзек), да и то не вполне: частичная амнезия, массовый отказ внутренних органов, реанимация. Желая разобраться в случившемся и помочь мужу, биолог Лена (Натали Портман) отправляется в Зону в составе экспедиции женщин-ученых.
«Аннигиляция» — вольная экранизация первой из трех книг цикла «Южный предел» Джеффа Вандермеера, вдохновлявшегося «Пикником на обочине» и «Сталкером». Режиссером выступил Алекс Гарленд, поэтому нетрудно догадаться, что «Аннигиляция» в конечном счете оказалась не просто научной фантастикой, а радикальной визуальной и интеллектуальной головоломкой, как «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Это и философская притча (герои размышляют на темы бессмертия и Бога, эволюции и ксенофобии, клонирования и дефиниций души), и детектив с элементами эротического триллера (сцен допроса здесь в избытке), и мастерски удерживающий саспенс хоррор. В общем, после «Аннигиляции» зрителям точно начнут сниться электроовцы.
Накануне высадки союзников в Нормандии передовой отряд американских солдат пытается десантироваться во французской деревне, где установлена радиовышка, мешающая авиации генерацией помех. Туда отправляют несколько самолетов, но в ходе обстрела из десятков солдат выживают лишь пятеро. Им и предстоит взорвать вышку. А заодно раскрыть тайну загадочного погреба, расположенного под церковью. В него нацисты уводят жителей деревни, и никто из них (кроме одной женщины, которая теперь мало похожа на человека, да еще и странно шипит) не вернулся обратно.
«Оверлорд» — достойный хоррор категории B с зомби-нацистами. Своим названием он отсылает к кодовому наименованию операции в Нормандии времен Второй мировой войны, но его с легкостью можно спутать с заголовком какой-нибудь видеоигры. Так происходит неслучайно: «Оверлорд» скрещивает в себе два жанра — военную драму и ужасы, которые лучше всего представлены как раз в индустрии компьютерных игр. Фильм Джулиуса Эйвери, спродюсированный Джей Джей Абрамсом, принимает правила, заданные Call of Duty и Battlefield: сходу сбрасывает зрителя во французское небо (камера буквально приклеивается к главному герою, который выпрыгивает из горящего самолета), ослепляет его залпами зениток, пугает развешанными на деревьях трупами и, конечно, вручает в руки одному из персонажей огнемет.
В штате Мэн всю ночь бушует сильный ураган, с последствиями которого местным жителям предстоит разбираться на следующее утро. Так, Дэвид Дрейтон (Томас Джейн), проснувшись, обнаруживает в гостиной своего дома дерево, поэтому первым делом едет вместе с маленьким сыном в супермаркет, чтобы закупиться подручными материалами для ремонта. По пути он обращает внимание на странный густой туман, сползающий с гор, и спешащие прочь от военной базы грузовики. Вскоре туман заполняет собой весь город, сотовая связь отказывается работать, электропроводка оказывается повреждена, а кто-то из местных рассказывает о таинственном проекте «Стрела», которым занимаются ученые на военном полигоне.
Фрэнка Дарабонта по праву можно назвать лучшим режиссером экранизаций книг Стивена Кинга: «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» стали культовыми едва ли не в день премьеры, заслужили несколько номинаций на «Оскар» и по сей день занимают лидирующие позиции в списках лучших картин всех времен и народов. Впрочем, фильм ужасов Дарабонт ставил впервые, но как раз его свежий взгляд на переполненный всеми возможными штампами жанр позволил «Мгле» выделиться на фоне остальных хорроров: кишащие в тумане монстры ни разу не показываются в кадре полностью, зритель довольствуется их щупальцами, когтями и клешнями, которые, с одной стороны, еще сильнее нагоняют страх, а с другой — в очередной раз доказывают, что самые чудовищные ужасы сокрыты не в паранормальном, а в людях.
В таинственной подземной лаборатории происходит утечка Т-вируса — одного из самых опасных патогенов на Земле. Жертвами техногенной катастрофы становятся все ученые, находящиеся внутри: вирус заставляет клетки мутировать, превращая бывших исследователей в толпища кровожадных зомби. На разведку отправлен спецназ, который по дороге в секретную лабораторию обнаруживает потерявшую память Элис (Милла Йовович). Вместе с ней они спускаются в недры комплекса, чтобы предотвратить утечку и отключить компьютер под кодовым названием «Красная королева». У главных героев есть всего три часа, чтобы спасти мир от апокалипсиса.
Франшиза Пола У. С. Андерсона выросла из одноименной серии игр, которая в конце 90-х стала эталоном жанра survival horror. Однако в первой части масштабной гексалогии (Андерсон разогнался аж на шесть фильмов) нет никого из важных персонажей игры и даже изменено место действия. Кроме того, трансформации подверглись сами зомби — к началу XXI века еле передвигающиеся мутанты больше не пугали искушенного зрителя, поэтому Андерсон придумал радикально ускорить своих живых мертвецов. «Обитель зла» стала первопроходцем в обновлении, казалось бы, умирающего жанра: следом за ней вышли и «28 дней спустя», и «Рассвет мертвецов», а позже зомби-эпидемия охватит всю киноиндустрию. Интересный факт: в «Обители зла» ни разу не произносится слово «зомби».
Подземный лифт привозит Томаса (Дилан О’Брайен) в странное мальчишеское поселение, расположенное в самом центре исполинского лабиринта: огромное квадратное пространство, высокие каменные стены, никаких воспоминаний, кроме собственного имени. Местная община живет четким распределением труда: одни занимаются лечением, другие готовят пищу, третьи ухаживают за огородом, а четвертые — бегуны — каждое утро отправляются на поиски выхода из лабиринта. Правда, выбраться за его пределы еще никому не удавалось: каждую ночь стены меняют конфигурацию, а по узким проходам бродят разномастные чудища. Томас вознамеривается разгадать тайну лабиринта, но спустя какое-то время лифт поднимает на поверхность девушку, Терезу (Кая Скоделарио), которая утверждает, что знает новоприбывшего.
Полнометражный дебют Уэса Болла, основанный на первой части одноименной трилогии Джеймса Дэшнера, легко вписывается в массив подростковых саг и антиутопий (в 2010-х фильмы в духе «Голодных игр» буквально захватили большие экраны), но на их фоне кажется более бодрым и удачно сконструированным. Здесь сплелись античные сюжеты вроде мифа о Тесее и Минотавре, классика гуманистической литературы в лице «Повелителя мух» и, конечно, элементы фильмов про выживание наподобие «Королевской битвы» и сериала «Остаться в живых». Прибавить сюда лязгающих металлом монстров, клаустрофобные спецэффекты вкупе с подвижной камерой и очередную корпорацию, поставившую на подростках эксперимент, — и получится отличный представитель жанра.
На холодный остров, расположенный вдали от торговых путей, прибывает молодой метеоролог (Дэвид Оукс), чтобы в течение года фиксировать характеристики ветров. Экипаж шхуны, доставивший его к месту назначения, должен был забрать предыдущего исследователя, но он то ли умер от тифа, то ли загадочно исчез. Единственный обитатель острова, помимо новичка, — полоумный смотритель маяка Грюнер (Рэй Стивенсон). Или так только кажется. Потому что уже в первую ночь из океана на остров выходят жуткие существа, готовые растерзать каждого встреченного на своем пути.
В основу сценария «Атлантиды» легла книга испанского автора Альберта Санчеса Пиньоля «Холодная кожа». Роман, как и его экранизация, является непосредственной отсылкой к традиции приключенческой литературы: от Жюля Верна и Роберта Стивенсона до самого Говарда Филлипса Лавкрафта. При скромном бюджете в 8,5 миллионов евро (для сравнения: бюджет «Обители зла» составил 33 миллиона долларов) режиссеру Ксавье Жансу удалось мастерски совместить в картине захватывающую завязку, мрачную тайну, увлекательное действие и нетривиальный финал. Правда, в отличие от героев «Ущелья», его персонажам так и не удалось подружиться. Впрочем, может, всё дело в том, что они изначально сидели на одном маяке.
После атомной войны большая часть Америки лежит в руинах, а чудом сохранившийся Чикаго превратился в самостоятельное государство, не имеющее связи с внешним миром. Отказавшись от традиционного устройства общества, жители города разделились на пять фракций в соответствии со своими доминирующими добродетелями: «Искренность», «Отречение», «Бесстрашие», «Дружелюбие» и «Эрудицию». Каждый человек, достигший 16-летия, обязан пройти тест, чтобы определить свою принадлежность к фракции. Юная Беатрис (Шейлин Вудли) оказывается угрозой для всей сложившейся системы, когда тесты выявляют в ней дивергента — человека, которого невозможно однозначно определить в одну из партий. Поскольку дивергентов в Чикаго боятся и преследуют, девушка скрывает свою истинную сущность и в день выбора фракции записывается в «Бесстрашие».
Еще одна молодежная антиутопия в нашем списке. Режиссер Нил Бёргер, любитель киноэкспериментов над измененным сознанием («Иллюзионист», «Области тьмы»), здесь отошел в сторону young adult. В «Дивергенте», основанном на одноименной книге Вероники Рот, верх берут не философские максимы, а подростковые проблемы и изыскания, социально-политическое устройство общества будущего (которое, как водится, всех мастерски обманывает и что-то постоянно скрывает) и, конечно же, первая любовь. В этом смысле «Дивергент» своим романтическим наполнением даже ближе к «Ущелью», чем к уже упомянутому «Бегущему в лабиринте».
Нэйтан Гарднер (Николас Кейдж) с женой и троицей детей переехали из мегаполиса в провинцию, устроившись на старой ферме. Почти все члены семьи недовольны сложившейся ситуацией: плохая связь, отсутствие в ближайшей округе ресторана, чтобы взять еду с собой, необходимость проводить почти всё свободное время с родственниками в замкнутом пространстве... Вскоре к куче житейских проблем добавляется упавший метеорит — инородное тело озаряет окрестности ярким фиолетовым цветом, а через несколько дней трансформирует всю природу и людей вокруг.
«Цвет из иных миров» — пятая экранизация рассказа Лавкрафта, снятая при участии продюсерской компании Элайджи Вуда. Справедливости ради, режиссер Ричард Стэнли взял лишь основу из произведения писателя, превратив его в камерный хоррор: время действия сократилось, персонажей стало вдвое меньше, а весь кошмар состоит в жутких видениях и последующих мутациях. В «Цвете» работает двойной контраст — мрачный тон первоисточника пересекается с многоцветной экранизацией, а образ безобидного экоинтеллегента (глава семейства выращивает в огороде «натуральные» помидоры) граничит с ипостасью домашнего тирана. Да и кто не захочет посмотреть, как Николас Кейдж, вооружившись дробовиком, пытается разобраться с паранормальщиной?
В конце XXI века в недрах нелегальной биотехнологической лаборатории, где ученые пытались создать непобедимых суперсолдат, произошла авария. В результате часть населения заразилась вирусом, который воздействует на ДНК и заставляет клетки мутировать, превращая людей в гемофагов — существ с вампирскими клыками, которые сильнее, быстрее и умнее обычных людей. Как итог — от мира остался один Шанхай, где происходит геноцид зараженных граждан. Гемофаги оказались вынуждены уйти в подполье, среди них оказалась и Вайолет (Милла Йовович), которой в скором времени поручили выкрасть из исследовательского центра секретное оружие против мутантов. На завершение миссии у нее есть ровно 36 часов.
«Ультрафиолет» — вольный ремейк классического триллера Джона Кассаветиса «Глория», хотя такая мысль вряд ли придет в голову при первом просмотре. Скорее аналогию захочется провести с комиксами — режиссер Курт Уиммер повторил свой трюк, испытанный им на «Эквилибриуме»: поставил экранизацию комикса, существующего исключительно у него в голове. На выходе получился захватывающий фантастический боевик, на который в 2025 году справедливо попенять за спецэффекты и вымышленные стили восточных единоборств, но отрицать его аттракционность просто невозможно. Особенно когда Милла Йовович глядит прямиком в камеру и говорит: «Смотри на меня». Хотя от нее и так нельзя оторвать глаз.
Пит Митчелл, позывной Мэверик (Том Круз), живет в авиационном ангаре, испытывает новые модели самолетов, а после работы ездит на мотоцикле навестить старую подругу (Дженнифер Коннелли) — в его жизни и внешности мало что изменилось за 30 с лишним лет со времени событий «Лучшего стрелка». Но однажды его вызывает высокое начальство и после лекции с перечислением его проступков сообщает, что для него есть новое задание. Он должен помочь пилотам из академии «Топ Ган» взорвать завод по обогащению урана в неназванной стране. Миссия, учитывая расположение объекта в горах, считается невыполнимой, но Мэверика больше волнует другое: среди пилотов, которых ему предстоит учить, оказался Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сын Ника Брэдшоу, который погиб смертью храбрых на их совместном задании.
«Топ Ган: Мэверик» собрал в мировом прокате более 1,5 млрд долларов и стал самым популярным фильмом 2022 года в Америке. Картина получила шесть номинаций на «Оскар» и понравилась критикам. Влюбиться в фильм Джозефа Косински действительно несложно. Ревут двигатели истребителей, которые взмывают вверх и своими острыми носами пронзают облака. «Топ Ган: Мэверик» демонстрирует, что бесконечно наблюдать можно не только за водой и огнем, но и за тем, как сверкающие на солнце самолеты делают невообразимые пируэты.