«Топ Ган: Мэверик»: Очки-авиаторы и белоснежная улыбка
«Топ Ган: Мэверик» Джозефа Косински представлен в шести номинациях на «Оскар», в том числе в категории «Лучший фильм». Но главную свою победу картина уже одержала: в домашнем прокате блокбастер с Томом Крузом уже обогнал кроссовер «Мстители: Война бесконечности», а вдобавок стал еще и самым продаваемым релизом на цифровых платформах в США. Рассказываем, в чем секрет самого народного и ностальгического хита в оскаровской гонке.
Пит Митчелл, позывной Мэверик (Том Круз), живет в авиационном ангаре, испытывает новые модели самолетов, а после работы ездит на мотоцикле навестить старую подругу (Дженнифер Коннелли) — в его жизни и внешности мало что изменилось за 30 с лишним лет, со времени событий «Лучшего стрелка». Но однажды его вызывает высокое начальство и после лекции с перечислением его проступков (не выполнял приказы, переступил предел допустимого во время испытаний, отказался уйти на пенсию) сообщает, что для него есть новое задание. Он должен помочь пилотам из академии «Топ Ган» взорвать завод по обогащению урана в неназванной стране. Задание, учитывая расположение объекта в горах, считается невыполнимым, но Мэверика больше волнует другое: среди пилотов, которых ему предстоит учить, оказался Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сын Ника Брэдшоу, который погиб смертью храбрых на их совместном задании.
Ничто так не спасает в сложные времена, как возвращение в тихую гавань прошлого, когда всё было лучше и проще. Этим можно объяснить рекорды в кинопрокате по ту и эту сторону океана. И пока в России зрители смотрят фильм про трогательного зверя с большим ушами, на мультфильмах о котором выросло не одно поколение советских и российских детей, в Америке бокс-офис после пандемии реанимировал Круз с белоснежной улыбкой и в очках-авиаторах. «Топ Ган: Мэверик» собрал в мировом прокате более 1,5 млрд долларов и стал самым популярным фильмом прошлого года в Америке. Но его достижения — в отличие от супергеройских соперников, которых он обошел в прокате, — не только финансовые. Фильм получил шесть номинаций на «Оскар», понравился критикам (рейтинг на Rotten Tomatoes — 96 %), а Квентин Тарантино заявил, что, «черт побери, любит» эту картину.
Влюбиться в фильм Джозефа Косински действительно несложно. Ревут двигатели истребителей, которые взмывают вверх и своими острыми носами пронзают облака. «Топ Ган: Мэверик» демонстрирует, что бесконечно наблюдать можно не только за водой и огнем, но и за тем, как сверкающие на солнце самолеты делают невообразимые пируэты (оператор Клаудио Миранда) под воодушевляющую музыку Харольда Фальтермайера и Ханса Циммера. «Топ Ган: Мэверик» — главный киноаттракцион года, а еще авиасимулятор (едва ли не половину времени зрители проводят вместе с героями в небе), который был нам нужен, хотя мы этого и не знали. Иногда героям всё же приходится вернуться на землю, но и там есть на что посмотреть: например, как быстро несется в закат мотоцикл Мэверика и как развеваются на ветру волосы обнявшей его героини Дженнифер Коннелли.
«Топ Ган: Мэверик» — кино старомодное. С 1986 года, когда вышел фильм Тони Скотта, в пилоты стали принимать девушек, но в остальном мало что изменилось (за кадром звучат Let’s Dance и Won’t Get Fooled Again). Есть враги, правда, в отличие от первого фильма, где американские пилоты учились сбивать МиГи, весьма условные: в кадре они не появляются, и даже страна, где находится урановый завод, не называется. А есть герои без страха и упрека — они здорово летают, умеют веселиться, но не забывают о долге и знают, что такое честь. Никаких сомнений во властях, их методах и целях нет — кто хороший, а кто плохой, понятно уже по нашивкам с флагом на рукаве.
На волевых лицах старых военных (Эд Харрис, Вэл Килмер и Чарльз Парнелл) печать достоинства, на молодых здоровых лицах нового поколения пилотов (компанию Майлзу Теллеру составляют Глен Пауэлл, Моника Барбаро и Льюис Пуллман) — готовность к подвигу. Совершить его всегда готов и Мэверик. И хотя заметно, что время не пощадило и Круза, когда он озаряет экран белоснежной улыбкой, смягчаются сердца даже самых скептически настроенных критиков.
«Топ Ган: Мэверик» — старомодное кино еще и потому, как оно сделано: минимум компьютерной графики, Круз и другие актеры выполняли все трюки в воздухе, а их надутые красные лица в сценах полетов — не талантливая игра, а результат перегрузок. Что актеры испытывали на съемках, можно только догадываться (по словам Моники Барбаро, например, на тренировках постоянно кого-нибудь тошнило), но зрители получат свою дозу адреналина — во время первой же сцены, в которой самолеты взлетают в небо, у меня по коже пошли мурашки. В гормонах дело или нет, но «Топ Ган: Мэверик» способен вызвать какой-то детский восторг, доставить чистое кинематографическое удовольствие.
Премьера фильма прошла на последнем Каннском кинофестивале — там Тому Крузу вручили почетную «Пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф. И это тот редкий случай, когда фестиваль и широкий зритель полностью совпали в выборе.