Загадки на каждый день: Лучшие детективы всех времен
С одной стороны, детективы — истории о преступлениях, порой жестоких. С другой, в загадочном жанре чаще на все вопросы находятся ответы. Детективы увлекают, интригуют и успокаивают, ведь преступников ловят, а всё тайное становится явным. Это увлекательный и отвлекающий жанр. Вспоминаем прекрасные детективы, мимо которых точно нельзя проходить.
У богатого писателя Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) юбилей — дедушке исполняется 85 лет. По этому случаю в его особняке особенно людно: приехали дети, внуки, племянники и племянницы. Всё его семейство — сплошь негодяи и подлецы, которые желают заполучить наибольшую долю от наследства. Той же ночью Харлан загадочным образом умирает. Расследовать дело приезжает пронырливый сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг). Зацепок не так много, но детектив смекает, что помочь ему распутать клубок может любимая сиделка покойного Марта (Ана Де Армас). Дело принимает еще более серьезный оборот, когда оказывается, что глава семейства не вписал в завещание никого, кроме Марты.
«Достать ножи» — полудеконструкция, полупародия на классические детективы от режиссера восьмого эпизода «Звездных войн» Райана Джонсона. Дэниел Крейг в комедии — забавный собирательный образ, вобравший в себя черты двух самых знаменитых литературных сыщиков: Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса.
Шерлок Холмс (Роберт Дауни мл.) и доктор Ватсон (Джуд Лоу) — друзья-детективы, обитающие в викторианском Лондоне. Шерлок — сумасбродный гений, пользующийся в расследованиях дедуктивным методом и другими неординарными подходами. Ватсон — ветеран войны, уставший от проделок товарища, мечтающий наконец о спокойной жизни в объятиях возлюбленной Мэри Морстан (Келли Райлли). Вконец разбежаться детективам мешает новое дело о сатанистах. Некий лорд Блэквуд (Марк Стронг), хладнокровный убийца и основатель секты, кажется, восстал из мертвых и продолжает терроризировать жителей столицы Великобритании. Инспектор Лестрейд просит Холмса и Ватсона помочь в этом деле. Друзья берутся за расследование и пытаются доказать, что Блэквуд инсценировал смерть, а затем ушел в подполье.
«Шерлок Холмс» Гая Ричи — наиболее интересная экранизация за последние десятилетия. В этой версии Шерлок предстает не только умным, но и по-хорошему глуповатым детективом, которому не чуждо чувство юмора: подколы сыщика над Ватсоном или Лестрейдом — отдельный вид искусства. Органично смотрится в фильме и ричевский визуал: Холмс наконец-то красиво дерется, попутно просчитывая в голове варианты развития потасовки. «Нужно контролировать свои эмоции. Сначала отвлечь жертву…»
Молодого бизнесмена Адриана Дориа (Марио Касас) застают на месте преступления: в номере отеля рядом с трупом любовницы и рассыпанными по полу купюрами. Адриан заявил, что к убийству не причастен, его подставили. Адриан отправляется под домашний арест, а хорошим адвокатом обзаводится за день до суда. Вирджиния Гудман (Ана Вахенер) — частая фамилия талантливых юристов — готова начать собственное расследование, но только с одним условием: наниматель должен честно отвечать на все вопросы. Адвокат и подсудимый проводят ночь, в течение которой раскрываются самые страшные тайны Адриана.
«Невидимый гость» — триллер с изобретательной детективной линией. Добавляет интереса действу факт ненадежного рассказчика — хоть протагонист и поклялся говорить правду, относиться к сказанному стоит с долей скепсиса.
Маршалы Тедди Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) и Чак Оул (Марк Руффало) отправляются на остров Шаттер, чтобы начать расследование исчезновения пациентки психбольницы. По прибытии на место маршалы озадачены двумя фактами: как из строго охраняемой лечебницы мог сбежать больной пациент и куда делся лечащий врач сбежавшей. Допрос персонала ясности не придал, однако заставил Дэниелса забеспокоится: врачи путались в показаниях и, как ему показалось, что-то скрывали. Дни маршала превратились в один непрекращающийся кошмар, его донимают головные боли и болезненные воспоминания. Сны и перманентные флэшбеки напоминают о погибшей при пожаре жене и ужасах, увиденных им в концлагере. Становится ясно, что Тедди Дэниелс страдает от ПТСР и не всегда в состоянии отличить правду от застилающих глаза галлюцинаций.
Мартин Скорсезе в жанре детектива чувствует себя так же свободно, как и в более привычном — криминальной драме. В этом ему помогают как сюжетные твисты — которые по большей части были в новинку в 2010-м, — так и идеально подобранный каст: начиная с ДиКаприо и заканчивая одним из любимых актеров Ингмара Бергмана — Максом фон Сюдовым.
В небольшом городке завелся маньяк. Он убивает девушек из охотничьего ружья и бросает на съедение животным в лесу. Расследовать дело поручили собирающемуся на заслуженную пенсию сержанту Джеку Хэлкомбу (Николас Кейдж). Он приезжает в городок и знакомится с выжившей жертвой убийцы, семнадцатилетней проституткой Синди Полсон (Ванесса Энн Хадженс). Сразу после побега девушка обратилась в полицию и рассказала, что похитителем был Роберт Хансен (Джон Кьюсак), однако тогда Синди никто не поверил. Полицейские насмехались над россказнями дамы легкого поведения, потому как Роберт — примерный семьянин, которого знает каждый местный, да и с алиби у него всё в порядке. Сержант Хэлкомб воспринял слова Синди иначе и заинтересовался Хансеном.
«Мерзлая земля» основана на реальной истории серийного убийцы. Роберт Хансен по прозвищу «мясник-пекарь» охотился на своих жертв, как на животных. На его счету, предположительно, убийство 21 женщины, некоторых жертв так и не нашли. На экраны история была перенесена режиссером Скоттом Уокером. Обошлось не без художественной выдумки, но это только помогло сделать расследование более интригующим.
Исса Давыдов (Нико Тавадзе) — следователь по особо важным делам, празднующий в 1991 году повышение до подполковника. Празднование прерывается звонком: на другой стороне провода докладывают, что жертва, проходящая по закрытому делу, объявилась и готова дать показания. Давыдов, держа в памяти начавшееся в 1981 году расследование, выдвигается на работу с желанием наконец поставить точку. В тот раз он, очевидно, поймал не тех: расстрелянные братья-близнецы если и были виноваты, то в совершенно других преступлениях. Выжившая девушка на допросе рассказала обо всём, что запомнила: старый деревянный дом на отшибе, мужчина средних лет с садистскими наклонностями. Выехав к предполагаемому месту преступления, группа захвата обнаруживает в похожем по описанию доме мужчину по имени Мирон (Даниил Спиваковский), однако Давыдов уверен, что убийства совершал кто-то другой.
«Казнь» — полнометражный режиссерский дебют клипмейкера Ладо Кватании. Его работа полна отсылок к культовым «Воспоминаниям об убийстве» Пон Джун-хо и «Семи» Финчера, но имеет отличающийся визуал. Ладо снял фильм с той же нарочитой скрупулезностью, с которой делает клипы, — заурядных кадров вы здесь не найдете.
Ли Джонсу (Ю А-ин) — выпускник колледжа, начинающий писатель и курьер, а всё вместе — застенчивый юноша с ворохом проблем. Он живет в Сеуле, но подумывает вернуться в родную деревню. Не успев осуществить задуманное, Джонсу встречает в магазине бывшую одноклассницу Хэми (Чон Джон-со). Юноша и девушка проводят за разговорами день, а затем и ночь — уже без разговоров. Наутро Джонсу обнаруживает записку, в которой Хэми сообщает, что улетела в Африку, и просит присмотреть за котом до возвращения. Герой в просьбе не отказывает, тешит себя надеждами, что любовь всей жизни скоро вернется и они заживут вместе. Через некоторое время Хэми действительно приезжает, только вот не одна. В поездке девушка познакомилась с Беном (Стивен Ян) — богатым молодым человеком на «порше». Как выясняется позже, Бен слегка чудаковат, может и опасен: раз в несколько месяцев он сжигает чужие теплицы.
«Пылающий» — фильм бывшего южнокорейского министра культуры Ли Чхан-дона, снятый по рассказу Харуки Мураками «Сжечь сарай» (что для Японии сарай, то для Кореи — теплица, видимо). Фильм обладает замысловатой детективной историей и подтекстом о классовом неравенстве, что позволяет ему оставаться понятным высказыванием и за пределами родных пенатов.
У старшего следователя Хэ-чжуна (Пак Хэ-иль) кризис среднего возраста: не осталось чувств к жене, бессонница, тяга к курению и трудоголизм высшей степени. По ночам детектив работает, потому что не спит, и не спит, потому что работает. Новое дело — загадка посложнее многих предыдущих. Сотрудник миграционной службы упал со скалы и умер. Убийство ли это — ясности нет, однако подозрения падают на жену покойного, эмигрантку из Китая Со Рэ (Тан Вэй). Прямых улик у Хэ-чжуна нет, поэтому следователь пускается в круглосуточную слежку, а затем — в прямой контакт, который приводит к неутешительному — зародившимся чувствам. Несмотря на это для Хэ-чжуна очевидно, что вдова скрывает от него нечто серьезное.
Неонуар Пак Чхан-ука (известен по фильму «Олдбой») отсылает к классическому «Головокружению» Хичкока. В обоих картинах несчастные детективы влюбляются в роковых женщин — знаменитая femme fatale — и ни в одной из них не находят счастья. Мужчины и женщины в этих фильмах обречены на душевные муки и неразделенные чувства — каноны жанра сломить невозможно.
Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) — специалист по детской психологии, который за свою карьеру сталкивался со многим: однажды бывший пациент даже пробрался к нему домой, выстрелил в Кроу, а затем застрелился сам. Новым подопечным Малкольма становится девятилетний Коул Сиэр (Хейли Джоэл Осмент), утверждающий, что видит умерших людей. Убедившись, что мальчик действительно обладает экстрасенсорными способностями, Малкольм пробует направить их в нужное русло — помочь не излечиться, но хотя бы смириться с проклятьем.
М. Найт Шьямалан) — любитель закрученных сюжетов и финальных твистов — известен в первую очередь по данному фильму, «Шестое чувство». В 1999 году, когда с творческими предпочтениями Шьямалана еще никто не был знаком, концовка производила должный wow-эффект. К сожалению, режиссер настолько увлекся заигрыванием со зрителем, что растерял умение удивлять. Последние ленты, несмотря на схожие с «Чувством» ходы, былых эмоций не вызывают.
Журналист Микаэль Блумквист (Дэниэл Крейг) сбит с ног: судебные тяжбы с миллиардером закончились для Блумквиста финансовым, да и душевным разорением. Но вот ему подворачивается работенка, которая сможет залатать хотя бы денежную пробоину: другой миллиардер предлагает круглую сумму за расследование. У Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер) 40 лет назад пропала племянница, и теперь он желает найти либо ее, либо виновников вероятного преступления. Блумквист соглашается стать ненадолго детективом, но понимает, что всякому Шерлоку Холмсу полагается доктор Ватсон. В помощницы Микаэль берет отчаянную мотоциклистку-неформалку Саландер (Руни Мара). Девушка не только хорошо водит двухколесную технику, но и прекрасно разбирается в коде — ее хакерские навыки вкупе с фотографической памятью делают Саландер незаменимым партнером в этом непростом деле.
Фильм Дэвида Финчера — вольная экранизация одноименного романа шведского писателя Стига Ларссона. В «Девушке» сплелись как уже любимые многими зрителями фишки постановщика — вроде вездесущего перфекционизма, — так и более неожиданные — наконец-то интересный женский персонаж, который действительно нужен сюжету. Конечно, никуда не делось и увлекательное расследование, проводимое слегка запутавшимся Крейгом и самоуверенной Руни.
В небольшом кафе происходит перестрелка. Гибнут гражданские и вышедший на пенсию сержант Стенсланд (Грэм Беккел). Виновники происшествия найдены и ликвидированы, однако у трех детективов из разных отделов закрадываются сомнения по поводу случившегося. Бад Уайт (Рассел Кроу), Эд Эксли (Гай Пирс) и Джек Винсенс (Кевин Спейси) служат под начальством капитана Дадли Смита (Джеймс Кромуэлл), но при этом независимо друг от друга выходят на след «сети девушек по вызову». Детективы нехотя объединяются и совместными усилиями продвигаются по нити расследования. Она приводит их к неожиданному: подпольным бизнесом заправляет капитан Смит, он же планомерно избавляется от полицейских, которые роются в закрытых делах и наступают начальнику на пятки.
«Секреты Лос-Анджелеса» — последний яркий представитель неонуаров в XX веке, повторяющий все каноны черно-белых предшественников. В каком-то смысле на нём эпоха стилизованных похождений детективов Америки 40–50-х закончилась в принципе — дальше неонуары начали экспериментировать и отходить от привычных рамок.
В Сильвер-Лэйке живет фанат комиксов и безделья Сэм (Эндрю Гарфилд). Молодой человек не работает, не платит аренду, врет матери и подсматривает с балкона за топлес-соседкой. Однажды с наблюдательного пункта Сэм видит блондинку его возраста, с которой позже знакомится. Саре (Райли Кио) приглянулся бездельник, и она пригласила его к себе, чтобы посмотреть «Как выйти замуж за миллионера» и выкурить косячок-другой. Вечер прерывают ввалившиеся в квартиру подружки Сары, и Сэм вынужден уйти. Наутро главный герой обнаруживает, что девушек и след простыл, а на стене появился какой-то странный знак. В поисках Сары Сэм попадает в круговорот конспирологических теорий и заговоров, которые откроют тайну на происходящее не только под Сильвер-Лэйк, но и под всей индустрией развлечений.
Дэвид Роберт Митчелл благодаря тонне постиронии и стеба над жанром, кажется, создал второго Лебовски, о чём, к сожалению, мало кто знает. Сэм — неказистый юноша за 30, никак не желающий взрослеть. Он скорее найдет шифр там, где его нет, нежели устроится на работу и оплатит наконец жилье. Гарфилд здесь похож не только на чувака (чей пропавший ковер заменили на девушку), но и на Питера Паркера на пенсии, отдыхающего от трико и нью-йоркской суеты.
Фотограф Джефф (Джеймс Стюарт) сломал ногу и теперь вынужден безвылазно торчать дома сидя в кресле. Из развлечений у Джеффа только бинокль, фотоаппарат да окно во двор. В самом дворе ничего любопытного, но вот в окнах кипит жизнь: то соседка разденется, то кто-то устроит вечеринку, то муж прикончит супругу. Заинтересовало вуайериста, как ни странно, именно последнее. Однако герою требуется железное подтверждение теории об убийстве, потому как одних только догадок — а это всё, что у него было, — для обвинения недостаточно. Поскольку на своих двоих передвигаться Джефф не может, грязную работу приходится выполнять молодой возлюбленной Лизе (Грейс Келли).
Экспериментировать с киноязыком Альфред Хичкок всегда любил: взять, к примеру, фильм «Веревка», снятый непрерывным дублем. У картины «Окно во двор» другая фишка: одна локация, из которой мы вместе с персонажем Стюарта наблюдаем за происходящим. Так Хичкок не только играет с технической стороной ленты (оператор, кстати, был номинирован на «Оскар»), но и проводит параллели с киноискусством — смотреть на экране за жизнью других равносильно любопытному подглядыванию героя из окна.
Леонард Шелби (Гай Пирс) — некогда успешный страховой агент, живший богатой счастливой жизнью. Всё поменялось в тот день, когда на мужчину и его жену напал неизвестный. Жена погибла, а Леонард обрел проблемы с краткосрочной памятью: он прекрасно помнит жизнь до инцидента, но всё, что идет после, забывается через 15 минут. В кармане Шелби лежат полароиды с заметками, а на теле вытатуировано множество подсказок, главная из которых — отомстить. Леонард двигается наобум, пытаясь разузнать у старых (а может и новых) знакомых хотя бы крупицу информации. Но главное — он почему-то не должен доверять Тедди (Джо Пантольяно), казалось бы, единственному, кто заинтересован в истории бедолаги.
«Помни» — фильм, прославивший Кристофера Нолана. Уникальность картины заключается в ее непоследовательном повествовании. Цветная часть движется в обратном порядке, а черно-белая — в хронологически правильном. Но даже знание этого факта не поможет понять историю полностью с первого просмотра. Эта лента создана для многократных вдумчивых сеансов.
Калифорния, 1970 год. Док Спортелло (Хоакин Феникс) — частный детектив с роскошными бакенбардами, который ненапряжно работает и постоянно курит травку. Одновременно на Дока сваливаются три дела. Первое герой берет у подруги Шасты (Кэтрин Уотерстон). Дама попросила разобраться с женой ее любовника, которая угрожает неверному психушкой. Второе дело настигает Спортелло на следующий день: к нему приходит член банды «Черная семья»; цель задания: выбить долг у еще одного воротилы. Третье связано с розыском мужчины, инсценировавшего собственную смерть. Как оказывается позже, все дела связаны, а сам Док попал в заварушку, из которой будет не так уж и просто выбраться.
Пол Томас Андерсон экранизировал книгу Томаса Пинчона настолько же по-хулигански, насколько автор оригинала подходил к созданию сюжета. Весь фильм — сплошной бэд-трип героя в духе приключений гонзо-журналиста Хантера Томпсона. В какой-то момент зрителю может прийти осознание, что герой сам не поспевает за ходом дел и с трудом связывает воедино перипетии истории, однако это не мешает Доку оставаться аутентичных детективом Америки периода пост-хиппи.
Детектив Том Николс (Бенисио Дель Торо) — честный коп, чей напарник оказался «рептилией» — нечестным на руку служителем закона, за взятки готовым сбывать наркотики и осуществлять иные полулегальные сделки. После этого инцидента Том работает один и никому из коллег не доверяет. Герою достается дело об убийстве девушки в канадском городе Скарборо. Нападавший нанес жертве более 30 ножевых ранений и скрылся с места преступления. Николс подозревает парня покойной, риэлтора Уилла Грейди (Джастин Тимберлейк). Начав за ним слежку, детектив понимает, что вышел не только на убийцу, но и на крупного наркоторговца, прикрываемого со стороны очередных «рептилий».
Фильм может похвастать отличным саундтреком, визуальным рядом (режиссер — бывший клипмейкер) и яркими актерскими работами Дель Торо и Тимберлейка. Метафора рептилии на протяжении хронометража будет раскрываться с разных сторон, не упираясь только в пресловутую отсылку на продажных копов.
Нью-йоркский суд рассматривает дело подростка-эмигранта, который, как утверждает сторона обвинения, хладнокровно зарезал собственного отца. Вынести приговор должны 12 присяжных. Принимается только единогласное «виновен» или «невиновен». Если юношу обвинят, его ждет электрический стул. Присяжных заводят в душную комнату с большим столом, где 11 голосуют за и только один против. С этого момента начинается долгий спор и «кустарное» расследование с помощью показаний свидетелей, фактов и догадок. Самый упертый мужчина (Генри Фонда) планомерно доказывает коллегам, что в деле всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Фильм Сидни Люмета завораживает не только тем, что всё действо происходит в одной крохотной комнате, но и тем, что герои не ловят убийцу, а пытаются убедить друг друга в собственных суждениях. Доходит до того, что один из персонажей не может простить обвиняемого только из-за проблем с собственным сыном. «Мужчины» — тонкая работа с психотипами, рассуждающая о праве слепо судить других, — символ гуманизма и человеческой солидарности.
В уединенном доме в Альпах живут трое: муж, жена и их полуслепой сын. В один будничный день молодая журналистка навещает жену семейства, писательницу Сандру Войтер (Сандра Хюллер), чтобы взять у немецкой эмигрантки интервью. Беседа прерывается громкой музыкой мужа, Самуэля (Сэмюэл Тейс), который ремонтирует крышу. Журналистка уезжает. Сандра идет к мужу, а их ребенок, 11-летний Даниэль (Мило Машадо Гранер) уходит подальше от родительской ссоры, прихватив с собой собаку. Вернувшись с прогулки, мальчик обнаруживает у дома окровавленное бездыханное тело отца. Так как в доме больше никого не было, Сандре предъявляют обвинение в убийстве. Начинается долгое разбирательство, в ходе которого всплывают самые неприятные моменты из жизни семейной пары.
Фильм француженки Жюстин Трие интересен, равно как и «Разгневанные мужчины», тем, что расследование уступает место личной трагедии в этой истории. Гораздо важнее здесь то, что предшествовало смерти мужа. На какой ноте расстались супруги, и о чём думает мальчик, у которого — в прямом и переносном смысле — в воспоминаниях остались лишь очертания отца.
Опытному детективу Уильяму Сомерсету и его молодому напарнику Дэвиду Миллзу выпало расследовать дело о серийном убийце, последовательно карающем за семь смертных грехов. Он издевается над своими жертвами и тщательно планирует и обставляет каждое убийство. А на местах преступлений маньяк оставляет зацепку, по которой можно вычислить, на кого обрушится «господняя кара» в следующий раз.
Культовый детектив Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Девушка с татуировкой дракона») неизменно оказывается во всех списках лучших фильмов с неожиданной развязкой, занимает двадцатое место в топ-250 по версии пользователей IMDB и был номинирован на несколько престижных премий, включая «Оскар» и «Сатурн».
Восьмидесятые. В корейском провинциальном городе Хвасон уже дважды произошли убийства. Кто-то нападает на женщин, связывает их, насилует, а затем убивает. Расследование ведется местным детективом Пак Ту-маном и его склонным к неконтролируемой агрессии помощником Чо Ён-гу. Они искренне стараются, но преступник не оставляет улик, а их рабочие методы — запугивание, избиения, наблюдение и даже походы к гадалке. На помощь прибывает молодой сеульский сыщик Со Тхэ-юн, обученный проводить расследование на основе собранных доказательств, и дело сдвигается с мертвой точки. А убийства тем временем всё продолжаются.
Корейская детективная история, поставленная Пон Джун-хо, режиссером нашумевшего фильма «Паразиты», получившего в 2020 году четыре «Оскара».
Городок в Пенсильвании сотрясает страшная новость — похищены две маленькие девочки. Ключевой подозреваемый — водитель фургона Алекс Джонс, но улик нет, и полиция его отпускает. Убитый горем отец одной из них решает взять дело в свои руки и похищает Джонса, чтобы выпытать местонахождение девочек.
Детективный триллер режиссера Дени Вильнёва получил высокие оценки зрителей и кинокритиков, отметивших уровень напряжения картины и актерскую игру Хью Джекмана и Джейка Джилленхола. Фильм получил номинацию на «Оскар» за операторскую работу, был номинирован на премию «Сатурн».
В американском городке 50-х важный вечер: в баскетбольном матче участвует главная местная команда. Большая часть жителей Каюга с нетерпением ждет начала игры. Только телефонистке и работнику радио не до того — у них ночная смена. Фэй (Сьерра Маккормик) и Эверетт (Джейк Хоровиц) отправляются на дежурство, параллельно болтая о разном, — у ребят хоть и мало общего, но друг другу они явно симпатизируют. На своем посту Фэй слышит неизвестный шум. Девушка записывает шипение и отправляет Эверетту на радио. Молодой человек обеспокоен услышанным, потому как с подобным еще не встречался. Эверетт транслирует звук, и некоторые жители откликаются — такое им слышать не впервой. Ребята бросают посты и начинают расследование.
«Бескрайняя ночь» снята дебютантом Эндрю Паттерсоном. Фильм напоминает ранние работы Спилберга не только общими темами, но и атмосферой Америки середины прошлого века. У режиссера вышла теплая ностальгическая стилизация, напоминающая о том, что фильмы про НЛО не обязательно должны быть громкими и пафосными, а сами пришельцы могут быть куда более пугающими, если их оставить за кадром.