Агате Кристи и не снилось: 10 фильмов в стиле классических английских детективов
Английский детектив — это особый поджанр, который появился во многом благодаря Агате Кристи. Тихий британский городок или шумный Лондон, аристократы и люди полусвета, непременное чаепитие, хорошие манеры и… убийство. На контрасте с такой мирной жизнью любое преступление вызывает настоящий ажиотаж. А уж если дело происходит в каком-то закрытом пространстве — загородном поместье какого-то лорда или даже вагоне Восточного экспресса — то там обязательно найдется хотя бы один сыщик, который на общественных началах возьмется за расследование. Собрали 10 интересных фильмов, создатели которых черпали огромное вдохновение в книгах Агаты Кристи и других британских детективных классиков.
Герметичный детектив Райана Джонсона (основное действие происходит в роскошном особняке), где в роли обаятельного и проницательного сыщика Бенуа Бланка блистает Дэниэл Крэйг. Фильм является одновременно и пародией на классические детективы Агаты Кристи («Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле», «Десять негритят»), и настоящим постмодернистским переосмыслением жанра.
В богатом доме умирает известный писатель Харлан Тромби (Кристофер Пламмер). Основная версия — самоубийство. Но его сиделка-мигрантка Марта (Ана де Армас) знает, что всё не так просто… Теперь девушке, которую тошнит в прямом смысле от каждого слова лжи, придется наглым образом врать детективу Бланку и его родственникам, которых играет настоящая звездная плеяда: Тони Коллетт, Джейми Ли Кёртис, Крис Эванс и другие. Следить за поисками настоящего убийцы невероятно увлекательно, а интерьеры писательского особняка, стиль одежды героев и харизма Крэйга заслуживают особого внимания.
Французский ответ фильму «Достать ножи». Посмотреть его стоит хотя бы ради забавного ретрофутуристичного стиля — герои раскатывают на шикарных кабриолетах с кожаными салонами, носят твидовые пиджаки, а их мобильные телефоны выглядят так, словно их изобрели еще в 1950-е. Но самое главное в фильме — это, конечно же, сюжет.
Обаятельная девушка-архитектор Жанна (Алис Поль) отправляется в загородное поместье владельца империи настольных игр Цезаря Даггера. Во время вечеринки, на которой она знакомится с его эксцентричным семейством, кто-то убивает патриарха. Героине приходится начать собственное расследование, но вскоре таинственный убийца выходит на связь: с помощью виниловых пластинок он оставляет послания, заставляет играть в самые популярные игры, созданные семейством Даггер, и потихоньку устраняет других родственников убитого. В общем, это что-то вроде серии фильмов «Пила», только не так страшно и даже смешно, а в конце есть надежда выиграть.
Фильм-предвестник «Аббатства Даунтон», который показал, что частная жизнь слуг может быть так же интересна и увлекательна, как будни их хозяев. В одноименном английском поместье сэра Уильяма Маккордла (Майкл Гэмбон) собираются гости из разных уголков страны и даже Америки. Будут и званые ужины, и любовные интриги, и охота на птиц, и непременное убийство. С жизнью прощается владелец дома, а подозреваемых — вагон и маленькая тележка. И жена, и дети, и сестра, и слуги, и бизнес-партнеры — у каждого найдется мотив (личный или финансовый), чтобы аристократу пришла пора попрощаться с этим светом досрочно.
Через детективную завязку, где расследованием занят бездарный инспектор в исполнении Стивена Фрая, режиссер Роберт Олтмен исследует британское классовое общество 1930-х. История про «все подозреваемые собрались в одном доме» оборачивается социальной комедией о взаимоотношениях слуг и господ. Среди звезд картины — Мэгги Смит, Эмили Уотсон, Хелен Миррен и Райан Филипп.
Максимально вольная экранизация одной из самых популярных книг Агаты Кристи — «Десять негритят» (она же «И никого не стало»), в которой за основу была взята аналогичная фабула: «А что, если 10 разных человек окажутся в одном месте, а их жизнями будет играть какой-то кукловод».
Из-за непогоды разношерстная компания незнакомцев собирается в небольшом отеле, куда в обычное время и по собственному желанию они бы никогда не приехали. Среди них есть и проститутка, и шофер, и актриса, и даже полицейский, который сопровождает опасного преступника. Конечно, в этом месте не может обойтись без убийства. И собрались герои здесь совсем не случайно, а каждая ночь для каждого из них может стать последней. Фильм Джеймса Мэнголда стал кассовым хитом, собрав в прокате 87 миллионов долларов, и был номинирован на семь премий «Оскар». В общей сложности фильм был номинирован на 61 награду и выиграл 25 из них.
Экранизация рассказа настоящего мастера ужасов Стивена Кинга, который часто в своих произведениях использует детективную интригу как приманку. Писатель Морт Рейни (Джонни Депп) живет в лесном домике, мало сочиняет и постоянно пребывает в депрессии — всё дело в том, что он застукал жену за изменой и теперь ведет с ней бракоразводный процесс. Но однажды в его двери стучится некто Кокни Шутер (Джон Туртурро) и возмущается, что писатель похитил его рассказ, издав под собственным именем.
Мистер Рейни возмущен и готов тут же доказать, что придумал всё сам, однако найти журнал с нужным произведением никак не может. Незнакомец тем временем начинает свой страшный акт мести, начав с убийства любимой собаки Морта. Наблюдая за невидимой схваткой Рейни и Шутера, сложно понять, кто прав, а кто виноват и где кроется истина. Мастерски смешивая детективный жанр и хоррор, режиссер Дэвид Кепп и Джонни Депп в самом расцвете актерской карьеры не отпускают интерес зрителя до самых титров.
Очаровательный фильм-мюзикл, снятый с французским шармом Франсуа Озоном. В главных ролях, как нетрудно догадаться, восемь звезд национального кинематографа — от Даниель Дарьё, Фанни Ардан и Катрин Денёв до Изабель Юппер и Эммануэль Беар. Основное действие разворачивается в 1950-е годы в роскошном загородном особняке зимой.
Хозяин дома по имени Марсель найден мертвым у себя в спальне с ножом в спине. Теперь восьми обитательницам дома предстоит выяснить, кто же из них виноват в случившемся. И у жены, и у сестры, и даже у дочек есть свои мотивы для убийства, а еще каждая из них прячет по несколько скелетов в шкафу. Общаться у них получается только на повышенных тонах, а когда дело доходит до душевных откровений, каждая из героинь начинает петь. Внутри фильма это выглядит невероятно органично и трогательно, Озон скрещивает детектив и водевиль, давая каждой из звезд французского кинематографа свои пятнадцать минут славы. Интересный факт: во время съемок картины Виржини Ледуайен, исполнительница роли Сюзон, действительно была беременна дочкой, что заставило других актрис шутить о том, что на самом деле в фильме было 9 женщин.
Свежий детективный водевиль Франсуа Озона 2023 года, построенный по всем лекалам «8 женщин» — с такими же очаровательными героинями в главных ролях и смертью мужчины, но вот действие новой картины разворачивается в 1930-х. Из старого актерского ансамбля «8 женщин» в фильм перекочевала эксцентричная Изабель Юппер, а сам режиссер несколько раз вставил в картину отсылки к разным ролям Даниель Дарьё, которую он невероятно любит с ранних лет.
В центре сюжета «Моего преступления» — судебный процесс над не очень удачливой актрисой Мадлен (Надя Терешкевич), которую обвиняют в убийстве продюсера-сластолюбца (сейчас бы его назвали харассером). Защищать ее берется лучшая подруга-адвокат Полин (Ребекка Мардер), а противостоять девушкам придется не только мужчинам в суде, но и всему ханжескому обществу. Мадлен решается на небывалый шаг — соглашается быть убийцей, лишь бы о ней стали писать газеты. Очень похоже на мюзикл «Чикаго», не правда ли? С тонной французского шарма и неожиданным финалом, который одобрил бы сам Эркюль Пуаро.
Первый в мире фильм, снятый по настольной игре (она называется Cluedo) в не таких уж далеких 80-х. Картина стилизована под классический английский детектив, где основным местом действия становится загородный особняк. Конечно же, собираются гости, всех встречают услужливый дворецкий Уодсворт (Тим Карри) и слуги. Всех приглашенных объединяют какая-то тайна и один общий шантажист. Очень быстро в доме появляется первый труп. А потом еще один, и еще… И как тут понять, кто прав, кто виноват, кто убийца, а кто следующая жертва?
Фильм получился очень веселым, несмотря на смерти гостей, и даже сегодня выглядит очень неплохо. А знаменитая дьявольски смешная улыбка Тима Карри способна растопить сердце любого циника. Что интересно, во время проката у картины было аж три разных финала, сейчас их демонстрируют друг за другом в релизе на видео, и зритель сам может выбрать, какие концовки считать фантазиями, а в какую верить.
Еще один псевдоретродетектив в нашей подборке, снятый во Франции на английском языке. В главной роли — Миша Бартон, невероятно популярная в нулевых актриса, которая много лет боролась с ментальными проблемами и зависимостями. Актриса изменилась внешне, но талант, как говорится, в карты не проиграешь. Сам фильм смотрится легко, да и визуальный ряд радует, но вот с сюжетом есть некоторые проблемы — заядлый детективный киноман, скорее всего, будет обескуражен финалом.
Миранда работает цветочницей, а всё свободное время тратит на чтение детективов. Она и еще пятеро незнакомцев получают приглашения в дом миллиардера Льюиса Финдли. Правда, Миранда и другие гости оказываются без внимания владельца — из-за плохой погоды он никак не может добраться в родное гнездо. А потом одного из приглашенных находят убитым в лесу, и список подозреваемых, понятное дело, оказывается ограничен обитателями дома. Миранда поражает всех своей наблюдательностью и дедуктивным методом, правда, это может спровоцировать преступника на новое убийство.
Атмосферный детектив 2001 года о поисках таинственного маньяка на грязных улочках Парижа. В основе сюжета лежит история реально существовавшего Эжена Франсуа Видока — бывшего преступника, ставшего одним из основоположников частного сыска. Картина стала первым в мире фильмом, полностью снятым на цифровую камеру, и почти на год опередила второй эпизод «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Странная, гнетущая атмосфера детективной драмы и множество кадров, снятых на объектив «рыбий глаз», позволяют в полной мере погрузиться в быт и ужас Франции начала XIX века.
Видок (Жерар Депардье) был когда-то гениальным преступником, но благодаря аналитическому складу ума и невероятным умственным способностям смог вырваться из этого порочного круга и построить карьеру в полиции. Правда, тут не обошлось без зависти и скепсиса, поэтому вместе с напарником он открывает сыскное агентство, набирает интересные дела и… умирает от рук серийного убийцы в маске по кличке Алхимик. Биограф Видока связывается с партнером экс-преступника и предлагает свою помощь. Но так ли чисты его мотивы и не пытается ли он сам что-то скрыть?