«Решение уйти»: Одна женщина, две смерти
На больших российских экранах уже можно посмотреть романтический и нечеловечески красивый неонуар «Решение уйти» корейца Пак Чхан-ука, режиссера «Олдбоя» и «Служанки». В мае этого года картина удостоилась приза за лучшую режиссуру Каннского фестиваля. Настоятельно рекомендуем не пропускать один из главных авторских фильмов года, в котором зрители найдут и отсылки к «Головокружению» Хичкока, и впечатляющие пируэты камеры, и потрясающую актерскую игру.
Инспектор полиции Пусана Хэ-чжун (Пак Хэ-иль) не очень счастлив в браке и полностью отдается сложной работе. Тем более что мужчина мучается бессонницей, а потому даже в ночи ведет слежку за предполагаемыми преступниками. С занудной женой (Ли Джон-хён) он видится не так уж часто — супруга трудится на атомной электростанции в другом городе. Секс строго по расписанию, курить запрещается. Новое дело Хэ-чжуна — смерть сотрудника миграционной службы: то ли он сам свалился со скалы, то ли кто-то помог ему упасть. Мужчина был опытным альпинистом-любителем. В любом случае теперь тело лежит на земле, а по хрусталикам глаз ползают муравьи. Жена погибшего — загадочная китаянка Со-рэ (Тан Вэй) — не пытается скрыть радости. Муж ее бил и ругал, так что девушка вырвалась из домашнего рабства. Она же становится главной подозреваемой. Хэ-чжун прекрасно понимает, что Со-рэ что-то скрывает, но полицейский вынужден признать, что по уши влюбился в новоиспеченную вдову.
Пак Чхан-ук — один из лидеров современного корейского кино. После оглушительного триумфа «Паразитов» пальму первенства у Пака отнял Пон Джун-хо, но поклонники авторских фильмов с нетерпением ждали нового творения автора «Служанки», «Олдбоя» и «Жажды». Корейский режиссер не снимал полных метров 6 лет. Правда, 4 года назад на экраны выходил его мини-сериал «Маленькая барабанщица».
Премьера «Решения уйти» состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года. Фильму прочили главную награду, но картина осталась с призом за режиссуру. Коллекция наград Пака с киносмотра на Лазурном берегу пополняется: «Олдбой» принес ему гран-при жюри, а «Жажда» удостоилась приза жюри.
Корейский режиссер известен как автор арт-мейнстрима: прекрасных жанровых картин, которые одинаково нравятся критикам и зрителям. «Олдбой» впечатлял блестяще поставленными боевыми сценами и традиционной для азиатских фильмов жестокостью. В «Служанке» добавились откровенные эротические эпизоды и игры с ненадежными рассказчиками, которые по-разному проговаривают одну и ту же историю. На фоне предыдущих работ Пака «Решение уйти» — кино целомудренное и старомодное, это зрелая работа большого мастера, для которого в режиссуре нет никаких секретов.
Корейский режиссер открещивается от влияния «Головокружения» Альфреда Хичкока, но классический триллер моментально приходит в голову уже на первых минутах «Решения уйти». Неонуар начинается с нездорового интереса полицейского к подозреваемой. Ясно, что дело не ограничивается рабочими потребностями. Опытный следователь, одетый с иголочки, внимательный и не позволяющий себе лишнего ни при допросах, ни при задержаниях, становится жертвой страсти. Хэ-чжун понимает, что влечение не дает ему рационально смотреть на вещи и объективно проводить расследование, но чувства сильнее любых установок разума. Как и полагается по канонам жанра, нуар оборачивается не только и не столько детективом, сколько историей встречи с роковой женщиной и исследованием устройства мужской психики. Со-рэ остается загадкой и для зрителей, и для следователя. Корейский она учит по историческим сериалам, о ее прошлом известны отдельные пугающие факты. У девушки все шансы предстать как хладнокровной убийцей, так и жертвой обстоятельств, оказавшейся не в то время и не в том месте.
Пак не показывает постельных сцен с участием главных героев, но стоит им взглянуть друг на друга, едва соприкоснуться руками, между ними вспыхивают искры, эротическое напряжение повисает в воздухе. Корейский режиссер тонко чувствует, что недосказанность только усиливает желаемый эффект, — против обоюдного влечения нет лома. Самой же жестокой сценой фильма становится нападение на полицейского черепахи. Пак неспешно и детально прорисовывает мир вокруг таинственной китаянки и корейского следователя. Она ухаживает за пожилыми женщинами, а когда-то работала медсестрой. Он не сосредоточен на одном деле, а параллельно раскрывает еще несколько преступлений.
Как и у «Головокружения», у «Решения уйти» двухчастная структура. Спустя час история кажется законченной, но это лишь передышка перед мощным финальным рывком. Но благодаря удивительным поворотам камеры, резкому монтажу, неконвенциональным склейкам, странным ракурсам (например, из глаза убитого мужчины), многочисленным флешбэкам и путаным воспоминаниям, Пак не дает заскучать ни на минуту. Сюжет, конечно, важен, но еще ценнее хореография двух фигур, движения Хэ-чжуна и Со-рэ, взгляды, паузы.
В «Решении уйти» непривычно мало фирменной иронии корейского автора. Разве что Пак элегантно глумится над смартфонами и разнообразными гаджетами, которые становятся для современного человека суррогатом общения, способом приглушить одиночество. Нарочно режиссер помещает историю в декорации потрясающей экзотической красоты. Вокруг горы, пустынные пляжи, серпантин, туман.
«Решение уйти» — история трагической невозможной любви в рамках детектива. Герои обводят вокруг пальца близких и коллег, но судьба оказывается сильней. От нее не убежать и не скрыться, но можно хотя бы решить уйти. И выбрать способ.