«Рептилии»: Смерть риелтора
На Netflix вышел неторопливый триллер «Рептилии», премьера которого состоялась на фестивале в Торонто этого года. Это режиссерский дебют клипмейкера Гранта Сингера, работавшего с The Weeknd, Скай Феррейрой и Сэмом Смитом. Главные роли в картине исполнили Бенисио Дель Торо, Джастин Тимберлейк и Алисия Сильверстоун. Рассказываем, почему фильм понравится любителям запутанных триллеров, но нетерпеливую публику может выбесить.
После мутной истории с коррумпированным напарником полицейский Том Николс (Бенисио Дель Торо) вынужден вместе с женой Джуди (Алисия Сильверстоун) переехать из Филадельфии в небольшой городок в штате Мэн. Одним из первых дел следователя становится убийство риелтора (Матильда Лутс). В выставленном на продажу доме тело обнаруживает коллега, бойфренд и, само собой, главный подозреваемый Уилл Грэйди (Джастин Тимберлейк). Кто-то 33 раза ударил девушку ножом, а последний взмах был настолько сильным, что нож застрял в позвоночнике жертвы. С виду убийство подпадает под определение преступления страсти. Кроме Уилла, подозрение вызывают муж (Карл Глусман), с которым жертва так и не успела развестись, а также похожий на бродягу Илай (Майкл Питт). Он давно точит зуб на Грэйди, да и в целом ведет себя по меньшей мере странно, карауля обидчика у дома. А у Уилла нездорово близкие отношения с матерью, вместе с которой они управляют империей недвижимости. Из семейки Грэйди вполне могли бы получиться Норман Бейтс и его мамочка Норма. Убийцей может оказаться каждый. Чем дальше продвигается по расследованию Том, тем больше понимает, что доверять можно только супруге.
«Рептилии» — странный триллер, в котором убийство риелтора становится отправной точкой сюжета, но драматургия только одним преступлением не ограничивается. Картину, которую всего месяц назад показывали на фестивале в Торонто, сделал клипмейкер Грант Сингер — дебютант в кино, но активно снимающий клипы для Скай Феррейры, Сэма Смита, Skrillex, The Weeknd и Lorde. Бенисио Дель Торо выступил соавтором сценария фильма.
Картина напоминает и лучшие образцы творчества Дэвида Финчера, и «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, и первый сезон «Настоящего детектива». Дебютант Сингер явно подготовился и знает толк в атмосферном жанровом кино. Однако «Рептилии» сознательно нарушают каноны триллера. Странноватый монтаж, черепашья скорость развития событий и разглядывание личной жизни героев едва ли ведут к развлечению аудитории. Сингер не только показывает трогательные отношения Тома и Джуди, но вместе с ними приглашает зрителей на вечер кантри-танцев или ужин в компании коллег полицейского. Важной темой становится разделение на своих и чужих. Том в штате Мэн — новенький: товарищи к нему приглядываются, но послужной список солидный, потому и доверяют сложное дело. Герой Дель Торо, и без того въедливый, внимательный и вдумчивый полицейский, проходит проверку на вшивость. Но даже Том может вызывать подозрения. К тому же мы знаем, что Дель Торо прекрасно умеет играть и харизматичных злодеев, как, например, в «Убийце» Дени Вильнёва.
Любители классических детективов, в которых авторов интересует только имя убийцы, пожалуй, будут разочарованы «Рептилиями». Это интригующая история, но создателям интересно показать атмосферу маленького города, где все друг друга знают, изучить всех персонажей, а не рваться к финишной прямой с ответом на главный вопрос. Незаурядным выглядит даже название картины. Незадолго до смерти в доме, где ее найдут убитой, риелтор находит кожу, сброшенную змеей. А дальше зрители могут только гадать, кто же является рептилией в фильме. Может быть, это и вовсе большой террариум, где неприятных ползучих гадов больше, чем настоящих людей. Оттого Сингеру так нравится показывать не утративший нежности и любви брак Николсов. Их личная жизнь противопоставляется общей гнетущей атмосфере и поискам убийцы.
Легче всего сказать, что «Рептилий» стоило бы сократить на полчаса, а то и больше, но тогда была бы потеряна завораживающая интонация повествования. Непривычный монтаж создает дискомфорт, в каждой следующей сцене ждешь подвоха. Помогает также отменная операторская работа Майка Гиулакиса, постоянного оператора М. Найта Шьямалана. Холодная палитра картины Сингера заставляет вспомнить жутковатый сериал «Дом с прислугой». Гилуакис вновь замечательно работает с пространством внутри зданий, что особенно ценно, учитывая, что убили риелтора. Может быть, молодой режиссер увлекается визуальными метафорами, но в них чувствуется авторская рука. Например, на месте преступления Том дивится кухонному крану со встроенным датчиком движения и добрую половину фильма ищет такой же смеситель. Юмористический мини-сюжет чуть разряжает удушающую обстановку.
«Рептилии» исследуют границу между добром и злом. И у Тома есть возможность перейти со светлой стороны на темную. О победителях в не имеющем конца противостоянии Сингер судить не решается. Может быть, поэтому, даже когда выясняются все обстоятельства преступления, у зрителей нет ощущения торжества правосудия. Локальная правда всплыла на поверхность, но вода менее мутной не стала. «Рептилии» впечатляют способностью засосать зрителя в водоворот вроде бы неспешных событий. Точно так же полицейский Том Николс всё глубже погружается в болото, из которого легко можно не выбраться.