Франкенштейн, Данте, Путин: 15 самых ожидаемых фильмов Венецианского кинофестиваля — 2025 года
С 27 августа по 6 сентября на Лидо пройдет 82-й Венецианский фестиваль — один из самых престижных европейских смотров, традиционно предвосхищающий сезон наград. В этом году программа обещает быть особенно насыщенной: зрителям покажут как проекты мечты современных классиков, так и интригующие новинки молодых режиссеров. Выбрали 15 самых интересных премьер грядущего фестиваля, которые уже сейчас стоит взять на заметку.
Основной конкурс
Оскароносный Гильермо дель Торо наконец-то смог реализовать один из своих давних проектов — экранизацию «Франкенштейна» Мэри Шелли. Учитывая любовь постановщика к чудовищам и его частые сюжеты о том, что настоящими монстрами почти всегда оказываются люди, неудивительно, что дель Торо мечтал снять фильм четверть века. В новой версии ученого Виктора Франкенштейна сыграет Оскар Айзек, а созданное им существо — Джейкоб Элорди. Сюжет первоисточника не модернизировали и не меняли: адаптация сделает акцент на комплексных отношениях героев, но с фирменным дельторовским лиризмом наверняка получится нечто душераздирающее. Также не забываем о любви постановщика к готической эстетике и темному фэнтези — первые кадры фильма выглядят завораживающе. Вишенка на торте — ждать осталось совсем немного: «Франкенштейн» выйдет на Netflix уже в ноябре этого года.
Основной конкурс
Через два года после триумфа в Венеции с абсурдистско-сатирическим триллером об эмансипации «Бедные-несчастные» Йоргос Лантимос и Эмма Стоун вновь возвращаются на Лидо. «Бугония» — ремейк корейской комедии «Спасти зеленую планету!» о не самых смышленых героях, которые, как им кажется, раскрыли заговор пришельцев против Земли. Роли бравых спасателей в новой версии достались Джесси Племонсу и Эйдану Делбису — дуэт похитит гендира влиятельной фирмы (Стоун), которая якобы скрывает инопланетное происхождение. Звучит как вполне злободневная сатира на любителей теорий заговоров, но будет интересно посмотреть, что Лантимос привнесет из своего арсенала приемов: фирменную отчужденность, размышления о прогнившей человеческой природе или издевку над социальными нормами? Не сомневаемся, что за простым сюжетом о похищении скрывается нечто более провокационное и смелое.
Основной конкурс
Пьетро Марчелло быстро прошел путь от документалиста-экспериментатора до одного из главных режиссеров современного итальянского кино. Оба игровых фильма постановщика (выдающийся «Мартин Иден» и слегка разочаровывающие «Алые паруса») были экранизациями любимой литературной классики. «Дузе» — оригинальный проект. Это байопик про легендарную актрису Элеонору Дузе, который сосредоточится на позднем этапе ее жизни. После Первой мировой войны пожилая Дузе возвращается на сцену, но сталкивается с новыми реалиями: угасшей славой, меняющейся политикой и театральными новшествами. Марчелло в прошлых фильмах мастерски воссоздавал на экране исторический сеттинг — не сомневаемся, что и в этот раз постановщик сможет раскрыть эпоху травматического переосмысления ценностей и бурного культурного новаторства. Не в последнюю очередь благодаря исполнительнице главной роли Валерии Бруни-Тедески — ей, судя по первому трейлеру, досталась сложнейшая роль вчерашней звезды, внезапно ставшей лишним человеком.
Основной конкурс
Живой классик американского независимого кино Джим Джармуш должен был привезти свой новый — и первый за семь лет — фильм в Канны, но, судя по слухам, был отвергнут президентом смотра Тьерри Фремо. Так что впервые за 22 года (со времен альманаха «Кофе и сигареты») Джармуш едет в Венецию. Иронично, что «Отец, мать, сестра, брат» — вновь сборник короткометражек: три сюжета, как нетрудно догадаться, из жизни одного дисфункционального семейства — взрослых детей и родителей, разъехавшихся по разным уголкам мира. В главных ролях — целая россыпь звезд: и Кейт Бланшетт с Адамом Драйвером, и давний друг Джармуша Том Уэйтс, и звезды европейского кино Шарлотта Рэмплинг с Вики Крипс. Не хочется даже думать о том, что фильм не взяли в Канны, потому что он не получился, так что до последнего ждем мудрые и ироничные истории о сложных героях и их поэтичной повседневности.
Основной конкурс
Первый за восемь лет фильм Кэтрин Бигелоу — легенды мирового кино и первой женщины, удостоенной «Оскара» за режиссуру. «Дом динамита» — политический триллер, по-хичкоковски разворачивающийся в реальном времени: сотрудники Белого дома отчаянно пытаются предотвратить ракетную атаку на США. Бигелоу, известной по мастерски поставленному и реалистичному экшену, не впервой снимать бюрократический, запертый в тесных стенах кабинета фильм («Цель номер один»). Ждем клаустрофобную атмосферу и злободневный сюжет о хрупкости мира и теневых героях. В главных ролях — Ребекка Фергюсон, еще в «Миссии невыполнима» доказавшая, что легко справляется с политическими триллерами и сюжетами о спасении планеты, и Идрис Эльба во второй за год роли чиновника, останавливающего Третью мировую войну. Релиз на Netflix — 24 октября.
Основной конкурс
После скорее неудачной и невероятно дорогостоящей экранизации романа «Белый шум» Дона ДеЛилло Ноа Баумбак вернулся к тому, что умеет лучше всего, — снимать небольшие оригинальные истории о сломленных людях. Киноикона Джей Келли (Джордж Клуни) отправляется вместе с менеджером (Адам Сэндлер) в суматошное путешествие по Европе, во время которого парочка впервые за долгие годы поговорит по душам и поднимет несколько неудобных вопросов из прошлого. Как это часто бывает у Баумбака, внешняя легкость сюжета наверняка скрывает неожиданно глубокий и интроспективный путь, на котором героям придется столкнуться с собственными демонами, выборами и последствиями их причудливо переплетенных жизней. Впрочем, уже понятно, что главное в фильме — триумфальное возвращение Джорджа Клуни к ролям, достойным его масштаба и таланта. Кажется, его уже сейчас можно записывать карандашом в список номинантов на «Оскар». Забавное совпадение — последняя актерская номинация Клуни была за «Потомков» Александра Пэйна, который в этом году выступит президентом жюри фестиваля. Фильм появится на Netflix 5 декабря.
Основной конкурс
Еще один проект мечты в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Пак Чхан-ук еще в 2009 году заявил, что хотел бы экранизировать роман Дональда Уэстлейка «Топор» об уволенном после 18 лет верной работы мужчине, который начал устранять конкурентов за новую должность. В 2005-м книгу уже адаптировал греческий классик Коста-Гаврас — картина называлась «Нож гильотины». Пак перенес место действия в Южную Корею, а главное — увеличил срок преданности героя до 25 лет. Постановщик не раз сталкивал зрителя с неудобными вопросами, так что то ли психологический триллер, то ли черная комедия наверняка заставит нас задуматься о морали, методах выживания отчаявшегося человека и о том, как легко стирается граница между жертвой и палачом. Впрочем, фильмы и сериалы корейского мастера мы ждем в первую очередь за ворох режиссерских решений, визуальных приемов и изысканную смесь красоты и насилия. В главной роли — завирусившаяся в интернете звезда «Игры в кальмара» Ли Бён-хон.
Основной конкурс
Бенни Сэфди — половинка дуэта, потрепавшего нам нервы в тревожных триллерах «Хорошее время» и «Неограненные алмазы», — разошелся с братом Джошем и отправился в сольное плавание. В последние годы Бенни снимался в кино («Оппенгеймер») и сделал совместный с Нейтаном Филдером сериал «Проклятие», а теперь наконец-то представляет собственный фильм. «Крушащая машина» — байопик легенды смешанных единоборств Марка Керра. По заветам жанра спортивных драм фильм сосредоточится не только на достижениях атлета, но и на трудной жизни вне октагона — различных пагубных зависимостях и непростых отношениях с супругой. Естественно, не в последнюю очередь фильм интригует участием Дуэйна Джонсона, который в последние годы, кажется, подустал от однообразных блокбастеров про спасение мира и принялся экспериментировать (скоро Скала сыграет у Мартина Скорсезе!). Делить экран бывшему рестлеру придется с Эмили Блант — верим, что актриса не затмит Джонсона, а поможет ему засиять сильнее и наконец-то раскрыть актерский потенциал.
Основной конкурс
В прошлом году Мона Фастволд приезжала на Венецианский фестиваль в качестве соавтора сценария монументального «Бруталиста» Брэйди Корбета. В этом году роли инвертировались: «Завещание Анны Ли» — фильм Фастволд, сценарий к которому помогал писать Корбет. Как и прошлая работа постановщицы, драма «Мир грядущий», новинка расскажет об Америке до Гражданской войны. Анна Ли после переезда из Старого Света в Америку объявила себя реинкарнацией Иисуса Христа и основала движение шейкеров — трудолюбивых, соблюдающих равноправие и целибат верующих, которые воспевают бога песнями и танцами. Отсюда и главный сюрприз фильма: «Завещание Анны Ли» — мюзикл, который с головой погрузит зрителя в идеологию секты и сложный исторический период, когда люди отчаянно искали спасения и смысла существования. Не забываем, что Фастволд известна комплексными и травмированными героинями, которые отчаянно стремятся к свободе, поэтому между плясками и песнями будут поводы пролить слезы. Главную роль исполнила Аманда Сайфред, на втором плане — любимцы Корбета и Фастволд: Стэйси Мартин и Кристофер Эбботт.
Основной конкурс
Перед каждым крупным кинофестивалем есть фильм, которому из-за восторгов отборщиков предрекают победу. В этом году статус потенциального фаворита получила двукратная номинантка на премию «Оскар» Каутер Бен Ханья. Марокканская постановщица привезла драму, основанную на недавней ужасающей истории: 29 января 2024 года в «Красный полумесяц» позвонила пятилетняя палестинская девочка Хинд Раджаб, которая вместе с семьей пыталась выехать из Сектора Газа, но попала под обстрел израильских солдат. Раненая Хинд несколько часов провела на горячей линии, пока парамедики пытались найти и спасти девочку. Фильм основан на телефонном разговоре. Сейчас, когда ужасающие события в Секторе Газа всячески замалчивают, только картины могут заставить людей обратить внимание на геноцид палестинского народа. Даже если «Голос Хинд Раджаб» останется без «Золотого льва», премьера фильма на одном из крупнейших фестивалей мира будет расценена как победа и акт человечности.
Основной конкурс
Если верить слухам, еще одним неприглашенным на Каннский фестиваль и сосланным в Венецию режиссером стал Ласло Немеш, который прославился оскароносным «Сыном Саула». «Сирота» — первый за семь лет фильм постановщика — расскажет о последствиях венгерского восстания 1956 года, когда недовольные советской властью жители страны организовали вооруженный протест. Через год после неудачного бунта еврейский мальчик ждет возвращения отца-революционера из концлагеря. Однажды на пороге дома появляется грубоватый и явно не вписывающийся в идеализированные рассказы матери мужчина, который заявляет, что он папа мальчика. Всего лишь за два фильма Немеш доказал, что умеет блестяще рассказывать истории о людях, переживающих катастрофы XX века, в которых интимная драма неотделима от масштаба исторического ужаса. «Сирота» выглядит вполне закономерным продолжением фильмографии постановщика, но в то же время отдает знакомыми мотивами и эхом прежних работ.
Внеконкурсная программа
В последние годы набравший сумасшедший по продуктивности ход Лука Гуаданьино возвращается с новой и явно не вписывающейся в позднюю фильмографию работой. В отличие от «Целиком и полностью», «Претендентов» и «Квира», которые рассуждали о многообразии любви, «После охоты» — триллер и социальная драма о харассменте. Профессор колледжа (Джулия Робертс) вынуждена столкнуться со своим прошлым после того, как коллегу и близкого друга (Эндрю Гарфилд) обвиняют в домогательствах к популярной студентке (Айо Эдебири). Гуаданьино признается, что стоит ждать «очень современное», зрелое и провокационное кино, которое галопом проходится по актуальным в последние годы темам — от лицемерия до злоупотребления властью.
Внеконкурсная программа
Некогда художник Джулиан Шнабель в своих фильмах зачастую обращается к биографиям именитых творцов и создает портреты людей, без остатка отдающих себя искусству («Баския», «Ван Гог. На пороге вечности»). «В руке Данте» — еще одна работа постановщика на любимую тему, но с любопытной вводной. Название не врет — фильм и правда расскажет про Данте Алигьери (Оскар Айзек), итальянского писателя, который почти 15 лет писал «Божественную комедию». Муки творца в XIV веке срифмованы с путешествием его рукописи в начале XXI века: оригинал неожиданным образом попадает на черный рынок Нью-Йорка и оказывается в руках местного гангстера. Учитывая чувственный стиль Шнабеля, который всегда мастерски вскапывает и анализирует внутренний мир героев, можно не сомневаться в итальянской ветке фильма. Другое дело — приключения манускрипта: получится ли у постановщика соединить истории так, чтобы средневековая исповедь и криминальный триллер вместе смотрелись органично?
Внеконкурсная программа
Первый за семь лет фильм Гаса Ван Сента — режиссера, рассказывающего непростые истории потерянных и маргинализированных людей. «Взрывное устройство» — еще один сюжет о доведенном до отчаяния человеке. Криминальный триллер основан на реальной и пугающей истории похищения: в 1977 году Тони Кирицис (Билл Скарсгард), потерявший земельный участок из-за обмана банка, взял в заложники сотрудника (Дэйкер Монтгомери) необычным способом: прикрепил ружье на проволоку к шее обидчика. Не вдаваясь в подробности, просто скажем, что банкир провел так более 60 часов, пока Кирицис требовал формальных извинений и денежную компенсацию. Получается, локализованное название «Взрывное устройство» неверно — ни о каком взрыве не шло и речи. Ван Сент хоть и знает, как изображать уязвимых людей и борцов с несправедливой системой, но не совсем понятно, получится ли у постановщика впервые за долгие годы убедительно зайти на территорию криминального триллера.
Основной конкурс
Оливье Ассайас нередко экспериментирует, то и дело чередуя авторские драмы («Ирма Веп», «Вне времени») с не совсем удачными триллерами («Афера в Майами»). Пока что кажется, что «Кремлевский волшебник» попадает скорее во вторую категорию, но будем рады ошибиться. Один из самых провокационных фильмов смотра расскажет о постсоветской России: в 1990-х телепродюсер и пропагандист Вадим Баранов (Пол Дано) помогает бустануть политическую карьеру Владимира Путина (Джуд Лоу). Ассайас, как всегда, обещает интеллектуальное кино, которое явно не ограничится реконструкцией событий: можно ожидать сложной игры с жанрами, ироничного разбора политических мифов и, возможно, метких параллелей между прошлым и настоящим.
Еще пять фильмов, которые мы очень ждем:
- «Записная книжка режиссера», реж. Александр Сокуров — пятичасовой документальный фильм, в котором один из главных режиссеров страны осмысляет советское прошлое через свои дневники, кинохронику и музыку.
- «Молчаливый друг», реж. Ильдико Эньеди — альманах от обладательницы «Золотого медведя» о жизни одного дерева в 1908, 1972 и 2020 годах.
- «Посторонний», реж. Франсуа Озон — черно-белая экранизация романа Альбера Камю о равнодушном герое, который после убийства человека осознает абсурдность жизни и неизбежность смерти.
- «Скарлет», реж. Мамору Хосода — фэнтези-аниме от постановщика «Ученика чудовища» о принцессе, попавшей в Страну мертвых и стремящейся отомстить за смерть отца.
- «Наша земля», Лукресия Мартель — документальный фильм об убийстве лидера коренного народа Хавьера Чокобара и колониальном наследии в Латинской Америке.